Куда уходят учителя и почему их у нас всегда не хватает?

и это, на самом деле, большая проблема, даже для города, в котором учат на педагога

Профессия учителя, увы, одна из самых малооплачиваемых сегодня. А нервов на чужих детей приходится тратить уйму, пытаясь и начальству угодить, и детям новые знания дать, и с родителями общий язык найти. Поэтому неудивительно, что педагоги пытаются найти себе другое занятие, заработать на жизнь, не тратя огромное количество нервных клеток и времени. Куда же обычно уходят учителя и готовы ли они вернуться в школу?

1. Торговля

Человек, выбравший однажды профессию учителя, как правило, умеет находить общий язык с людьми. Он может терпеливо объяснить окружающим, чего от них хочет. И старается предотвращать конфликты. Зачастую в характере педагога присутствует и определенная коммерческая жилка. Вот это и помогает им в новой сфере деятельности: торговле. Вот что рассказала нашему корреспонденту Ирина, 15 лет назад ушедшая из школы:

Я однажды летом, когда находилась в отпуске, прочла в газете объявление о подработке. Заинтересовалась: отпускные-то быстро заканчиваются. Мне предложили поработать так называемым «коробейником»: разносить по офисам, учреждениям недорогую косметику. У меня были на тот момент знакомые, которые так продавали часы, ножи, посуду. Я подумала: ну что теряю? Ведь меня не устраивали официально. Думала, что пару месяцев похожу, заработаю денег. Нам с утра выдавали товар – косметику и парфюмерию из России, а мы ее продавали с небольшой наценкой, которую клали в свой карман. Вечером отчитывались по накладным, кто сколько продал. Продавцы менялись постоянно, кто-то не умел заинтересовать потенциальных клиентов, кого-то не устраивала постоянная беготня с тяжелыми сумками. Мне же понравилось: иногда дневная выручка была больше недельного заработка в школе. Работодатели предложили оформиться официально, стать не обычным продавцом, а менеджером. Я решила рискнуть и ушла из школы. Уже сама принимала и раздавала товар. Компания та просуществовала чуть больше года. После я работала и на Полоцком рынке, и в Смоленск с мужем ездили торговать белорусской колбасой. Сейчас торгую на ТЦ «Беларусь» одеждой. Хотела бы вернуться в школу? Наверное, нет. Прошло слишком много времени, все изменилось. Мои бывшие коллеги, что остались работать в школе, жалуются: дети хамят, начальство не уважает. А зарплата все та же, маленькая.

На Полоцком рынке еще надеются на перемены к лучшему

На рынке работать тоже надо уметь! Фото Евгении Москвиной

2. Сетевой маркетинг

Люди, ищущие работу, часто указывают в объявлениях: не предлагать интим и сетевой маркетинг. С интимом понятно, подобным занятием зарабатывать на жизнь не слишком приятно. А вот почему к сетевому маркетингу такое негативное отношение? Ведь это занятие как раз для педагогов (недаром в объявлениях о вакансиях сетевики пишут открыто, что предпочтение отдается учителям), которые обладают умением удерживать внимание собеседника и могут подробно раскрыть нужную тему.

Люба, учитель гимназии, признается:

Я несколько лет назад пошла на конфликт с директором школы, в которой работала. Решила уволиться. Как-то все надоело: и классное руководство, и ученики проблемные, и бесконечная документация. Работу новую искала долго: то не устраивала зарплата, то должность. Пыталась и администратором в какой-нибудь салон или кафе пристроиться, и в агентство недвижимости на собеседование ходила. А тут знакомая предложила попробовать заниматься сетевым маркетингом. Не хочу называть компанию, с которой я сотрудничала в течение трех лет, поскольку сама я в сетевом маркетинге очень разочаровалась. Устраивала мастер-классы, презентации товара, зазывала людей, убеждала и себя, и их, что товар, который предлагаю, им как раз нужен. Да, было много интересных встреч, я научилась многому. Но признаюсь, что не смогла добиться здесь больших успехов. Да и мало кому это удается. На верхушке пирамиды единицы, получающие хороший доход, а большинство старается заработать изо всех сил. Вот я и вернулась снова в образование. Не могу сказать, что меня здесь все устраивает. Нет. Но я рада, что сегодня у меня есть работа. Хоть какая-то…

3. Развлечения

Педагог должен уметь не только научить ребят чему-то новому, но и заинтересовать, развлечь их. Иначе на уроках дети попросту будут игнорировать учителя, который только и умеет, что лекцию прочитать скучным тоном да задать на дом какие-то упражнения. А тот, кто может на уроках что называется зажечь, всегда будет у ребят в почете. Вот это и помогает педагогам найти себя в сфере развлечений.

Анна, руководитель студии детских праздников, из сферы образования ушла всего год назад.

У меня педагогический стаж довольно большой: 15 лет, – рассказывает она, – работала и в центре развития ребенка, и в школе, и в детском саду. Не устраивала маленькая зарплата и режим. У меня двое детей, хотелось уделять им больше времени и хорошо зарабатывать. Я получила второе высшее образование, экономическое. Устроилась в банк. Но все равно к детям тянуло. Решила рискнуть – стала ИП, но долго не могла уйти из образования, пыталась совмещать. Не вышло. Сейчас же я занимаюсь делом довольно востребованным, работаю на себя, не на государство. И имею неплохой доход. К тому же, я хозяйка собственного времени, сама планирую, когда работать, а когда заниматься семьей. В школу возвращаться не желаю, заказов на организацию праздников для детей хватает. Даже заплатив налоги, остается достаточное количество средств на жизнь. В школе я бы столько не получала.

Пикассо отдыхает...

Лучший аниматор – бывший педагог. Фото Евгении Москвиной

4. Оказание бытовых услуг

Учителя – люди творческие, зачастую обладают самыми разными талантами, которые можно реализовать и вне сферы образования. И иногда получается, что с дипломом о высшем образовании идут работать туда, где он, собственно, и не требуется. Так случилось со Светланой, которая мечтала быть парикмахером. Но все же поступила в педагогический вуз.

Я еще доучивалась в университете, когда мою специальность – уроки мировой художественной культуры убрали из школьных программ. Что было делать? – вздыхает девушка. – Вот и отправилась прямо на курсы от центра занятости, получила еще один диплом: парикмахера. Конечно, многие знакомые удивились. Стоило ли тратить столько лет на изучение педагогики? Но я занимаюсь сейчас делом, которое люблю, совершенствуюсь в профессии. Мне нравится делать людей красивыми. 

5. Руководитель фитнес-клуба

Работа педагога обязывает держать себя постоянно в форме, чтобы пользоваться уважением у детей и родителей. В самом деле, к учителю, который не умеет следить за собой и одеваться, держать себя в руках и заниматься постоянным саморазвитием, дети отнесутся скорее с пренебрежением, чем с восхищением. Ребята замечают все: и небрежную укладку, и расплывшуюся фигуру, и неуравновешенный характер. Вот и приходится педагогу работать над собой ежедневно. И кто-то решает вдруг, что стоит заниматься своим (и чужим) образом, фигурой, внешностью профессионально.

Вот и Татьяна, владелец центра гармоничного развития личности, инструктор по фитнесу, признается, что новое дело привлекает ее больше, чем работа в школе.

Я окончила университет по специальности «учитель английского», – рассказывает она, – в вузе подрабатывала, занималась с детьми. Но поняла, что школа – это не совсем мое, и так уж распорядилась судьба, что мне предложили после вуза работу в училище. Не сложилось. Оставшись безработной, я отправилась неожиданно для себя на собеседование в фитнес-клуб. Заниматься фитнесом серьезно я начала еще в университете. Мне повезло: взяли. Но проработав пару лет, ушла, поскольку меня не хотели оформлять официально, платили небольшую зарплату. Открыла свое ИП. Приглашаю всех на тренировки по йоге, фитнесу, пилатесу. 

Фитнес пригодится педагогам! Фото Алены Евдокимовой

Фитнес пригодится педагогам! Фото Алены Евдокимовой

Куда еще могут уйти учителя? Те, кому остается всего несколько лет до пенсии, иногда выбирают профессии, пусть и менее квалифицированные, но спокойные, становясь вахтерами, кладовщиками, библиотекарями, охранниками. Мужчины пробуют себя чаще в военных профессиях, уходят служить в органы, где требуется умение руководить, без которого так не обойтись в педагогической деятельности. Кто-то возвращается, кто-то находит себя в новой сфере деятельности. Нынешние педагоги признаются, что из школы ушли б с радостью. Но некуда – в Беларуси безработица. И приходится терпеть. Недовольные же слышат в ответ фразу: «На ваше место есть много желающих!».

учитель

Уйти из школы и не вернуться? Источник: kinovoid.com

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *