Снова эксперимент в школах

В некоторых школах Беларуси в 2015 году будет проведен эксперимент: «деньги пойдут за учеником».

SAMSUNG CAMERA PICTURES

В Беларуси будет проведен пилотный проект по апробации нормативного финансирования учреждений общего среднего образования. Об этом сообщила корреспонденту БЕЛТА пресс-секретарь Министерства образования Юлия Ванина, комментируя постановление Совета Министров №1199 от 19 декабря 2014 года. Такой эксперимент планируется провести в целях совершенствования бюджетного финансирования в области образования. При нормативном финансировании его объемы, направляемые на обучение и воспитание учащихся, будут устанавливаться в зависимости от численности обучающихся.

Преимуществами такой системы финансирования являются повышение заинтересованности учреждений образования в результатах своей деятельности. Учреждения будут получать бюджетные средства по нормативу в зависимости от численности учащихся, т.е. чем больше учащихся, тем больше объем финансирования по нормативу. Таким образом, будет создана среда для здоровой конкуренции между учреждениями за каждого ученика. При этом учреждения образования будут заинтересованы в увеличении численности обучающихся вообще, а не только в тех учащихся, которые показывают более высокую успеваемость.

Проектом предусмотрено проведение этого эксперимента по двум направлениям: в административно-территориальной единице (г.Барановичи) во всех общеобразовательных учреждениях, а в других областях страны только в отдельных учреждениях общего среднего образования.

Предполагается, что бюджетные средства будут направляться на финансирование реализации проекта исходя: из базового норматива бюджетной обеспеченности расходов на обучение и воспитание одного учащегося в учреждениях общего среднего образования, расположенных в городах, из корректирующих коэффициентов, применяемых к базовому нормативу, и показателей среднегодовой численности учащихся; потребности в расходах на содержание имущества учреждений общего среднего образования (приобретение оборудования и других основных средств, капитальный и текущий ремонт зданий и помещений, оплата коммунальных услуг) в пределах средств соответствующих местных бюджетов, предусмотренных на расходы по общему среднему образованию; гарантированного и адресного обеспечения реализации мер по социальной защите учащихся в соответствии с законодательством в пределах средств соответствующих местных бюджетов, предусмотренных на расходы по общему среднему образованию.

В состав базового норматива включаются такие расходы, как заработная плата рабочих и служащих; взносы (отчисления) на социальное страхование (обязательные страховые взносы в государственный внебюджетный фонд социальной защиты населения, страховые взносы по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, обязательные страховые взносы на профессиональное пенсионное страхование) вышеуказанных категорий работников, а также расходы на функционирование образовательной среды: трансферты населению; приобретение предметов снабжения и расходных материалов; командировки и служебные разъезды; услуги связи; транспортные услуги; прочие текущие расходы; текущий ремонт оборудования и инвентаря. Базовый норматив определен в размере Br11 807,6 тыс. в год.

К базовому нормативу будут применяться корректирующие коэффициенты, которые позволят учитывать специфику реализации образовательных программ для разных ступеней обучения, видов учреждений общего среднего образования и различных категорий учащихся, в том числе учащихся с особенностями психофизического развития, учащихся, посещающих группу продленного дня. Расходы на содержание имущества и реализацию мер социальной защиты будут производиться в пределах средств соответствующих местных бюджетов, предусмотренных на образование. Кроме того, сверх объема бюджетных средств, предусматриваемых на реализацию пилотного проекта по апробации нормативного финансирования учреждений образования, местные Советы депутатов могут предусматривать дополнительные бюджетные средства учреждениям общего среднего образования (на установление выплат педагогическим работникам, дополнительные меры по социальной защите обучающихся, другие расходы).

Проектом предоставляется право руководителям учреждений образования самостоятельно формировать штатное расписание в пределах выделенных средств, оптимизировать штатную численность, высвободившиеся средства направлять на стимулирование работников, установление повышающих коэффициентов к тарифным ставкам (окладам) работников.

Министерство образования по согласованию с Министерством финансов утвердит инструкцию об определении структуры базового норматива, порядке расчета показателей среднегодовой численности учащихся, порядке расчета объема бюджетных средств, предусматриваемых на реализацию пилотного проекта, порядке и условиях их направления; перечень отдельных учреждений общего среднего образования, участвующих в пилотном проекте. Предполагается, что нормативное финансирование позволит обеспечить прозрачный и справедливый механизм финансирования учреждений общего среднего образования, рациональное использование бюджетных средств, увеличение заработной платы, повышение качества образования.

При одобрении руководством страны, педагогической общественностью новых подходов к финансированию учреждений общего среднего образования, получения положительных результатов по итогам пилотного проекта будет рассмотрена возможность широкого внедрения нормативного финансирования учреждений общего среднего образования, расположенных в городах. На реализацию проекта не потребуется выделения дополнительных средств из республиканского и (или) местных бюджетов.