что это, самозащита, самоуправство, ожидаемая реакция, способ разрешения конфликта или ошибка системы?
Случай, который произошел 23 мая в гимназии №74 Минска, когда ученик девятого класса набросился с ножом на преподавателя русского языка и литературы, взволновал всех учителей Беларуси. Имеет ли право школьник, которого (как утверждают одноклассники) третировал педагог, вот так защитить себя?
И витебские работники образования дали свою оценку действиям обеих сторон: и обвиняемого, и пострадавшей.
Наталья, 32 года, учитель белорусского языка и литературы в одной из сельских школ под Витебском, уверена, что напасть на педагога допустимо лишь в одном случае:
Я считаю, что есть одна причина, по которой несовершеннолетний в принципе может применить силу к педагогу. Если школьный работник склонен к педофилии и позволил себе что-то в отношении несовершеннолетнего, такая реакция возможна, ведь ребенок в состоянии шока и не чувствует себя защищенным, а в других случаях – нет! Что же касается данного случая, то допускаю, что ученик был под кайфом, например, употреблял спайсы.
Татьяна, 36 лет, преподаватель в музыкальной школе, соглашается с коллегой, что самоуправство со стороны и учителя, и ребенка недопустимо:
Ученик не имеет право избивать, даже если есть за что. Родители должны воспитывать детей так, чтобы они использовали другие методы борьбы с несправедливостью. Учитель виноват…и опять-таки для разрешения есть другие методы. Вину с педагогов никто не снимает, они тоже бывают неправы, как и люди других профессий. Но самоуправство со стороны ребёнка ( впрочем, как и его родителей), как бы не провоцировал учитель, недопустимо в любом случае. Всё можно решить и всё исправить без кулаков. Просто многие не знают свои права, а другие ими прикрываются.
А вот Ольга, 35 лет, учитель начальных классов в школе на городской окраине, считает, что трагедии, произошедшая с педагогом, стоило ожидать. Если, конечно, жертва действительно провоцировала парня:
Мало быть хорошим предметником, нужно быть еще и Человеком. Если, как пишут, могла проехаться по личности , значит провоцировала, и все что угодно произошло закономерно. Он не имел права решать только таким способом, но даже самого спокойного человека можно достать.
Владимир, 40 лет, преподаватель ВГТУ, уверен, что решение любой проблемы всегда можно найти, не доводя дело до открытого конфликта:
По поводу этого нападения думаю, что там был давний конфликт между учительницей и учеником. Он ведь хорошо учился и имел по всем предметам отличные баллы, кроме русского, который вела этот преподаватель. То есть он шел на золотую медаль, а она ему в этом мешала. Я не считаю, что ученик имеет право избивать педагога. Даже тогда, если (как в данном случае) преподаватель сам виноват, так как он провоцировал ученика. Вообще, мне кажется, что в школах (тем более в старших классах) нужно создавать ученические советы, наподобие тех студенческих, что существуют в ВУЗах. Там учащиеся могли бы обсуждать свои проблемы, в том числе и необоснованно негативное (по их мнению) отношение к ним преподавателей. Так же можно обратиться к опыту разрешения трудовых конфликтов. На предприятиях и организациях существуют комиссии по трудовым спорам которые разбирают конфликтные ситуации между работникам и нанимателями по жалобам этих сторон. И могут отменять необоснованные решения (например, о наложении дисциплинарного взыскания). Такие же комиссии можно создавать в учебных заведениях, куда учащиеся, либо их родители, смогут подавать жалобы. Из своего личного опыта могу добавить: когда во время учебы в вузе ко мне привязалась преподавательница, я просто пошел к ректору и сказал ему, что отказываюсь сдавать ей экзамены. Он разрешил мне отправиться на экзамен к другому специалисту. Думаю, этому ученику следовало поступить так же.
Юлия, 29 лет, преподаватель иностранных языков в гимназии, думает, что в сложившейся ситуации есть вина и родителей ученика, который напал на педагога:
В этой семье наверняка было изначальное негативное отношение к учителям, которое родители и передали ребенку, так сказать, по наследству…Сколько раз уже приходилось сталкиваться с мамами и папами, для которых мы обслуживающий персонал, не более того. Учитель всем должен и обязан. Уверена, что ребенок приходил домой, жаловался на педагога, а в ответ слышал: ой, да все они такие, работать не умеют, не хотят, в педагоги идут те, кого в другие вузы не взяли, и тому подобное. Пусть же задумаются хорошенько: сначала ребенок набросился на педагога, а спустя уже пару десятилетий начнет и маму с папой бить, если не выделят из пенсий деньги на бутылку?
Юрий, 45 лет, учитель мировой художественной культуры, считает, что причиной конфликта стало резкое понижение статуса педагога:
Виновата прежде всего власть, которая уже больше чем два десятилетия доводит сферу образования «до ручки». Все ведь знают, что социальный статус у учителя ныне нулевой и что в школе работают или фанаты своего дела, или те, кто чувствует, что больше никуда не годен, то есть у кого заниженная самооценка. Как будут относиться в такой ситуации ученики к учителям?.. Разумеется, будут втыкать им острые предметы во все места, и полагать, что это совершенно нормально. Мне смешны реакции ответственных лиц, будто они не знают, как понижен авторитет учителя в наших школах, как будто они в безвоздушном пространстве живут. Прежде всего нужно менять положение дел с социальным статусом учителей и начать хотя бы с того, чтобы платить им достойную зарплату.
Сложно не согласиться с учителями, которым сегодня приходится нелегко: престиж профессии падает, в нашей стране педагог практически не имеет прав, зато обязанностей у него хватает. Например, в Германии недавно была привлечена к общественным работам 14-летняя школьница за публикацию фото своего преподавателя в Фейсбуке с надписью «неполноценный учитель». А в Беларуси такой поступок удостоился бы разве что пары сотен лайков.
…К слову, автор данной статьи в начале 90-х была свидетелем похожего конфликта, когда в конце учебного года ее одноклассник набросился с кулаками на беременную классную руководительницу, которая выставила ему плохую оценку за год. Ударив женщину в живот, ученик выпрыгнул из окна на втором этаже и попытался сбежать. Мальчика исключили из учебного заведения, а руководство школы №25 (да и все ребята из класса) приняло сторону учителя.
Уважаемая редакция и уважаемая автор статьи (Евгения Москвина), здравствуйте. Прочил данную статью в ФБ. Там (на стр.ФБ) она сопровождалась вопросом: В ЧЁМ ПРИЧИНА? Поэтому предлагаю не сосредотачиваться на конкретном вопиющем случае, а попытаться рассмотреть вопрос шире. (Тогда глядишь, можно будет, после обсуждения, пытаться делать/сделать выводы). У меня, закончившего школу 50 лет назад, имеющего 3их детей (соответст-венно учившегося с ними до 10 класса), имеющего 5х учащихся внуков (На данный момент я, уже в который раз, перешёл в 5ый класс), сложилось мнение, что за 50 лет школьные методы воспитания сохранились на прежнем уровне. Обобщённо говоря: Потребности общества и про-изводства, требования к человеку возросли, а выпускники школ (не все конечно же) им не соот-ветствуют. Отчасти в этом есть вина педагогов. (Не подумайте, пожалуйста, что ищу “крайнего”). Ибо им давно следовало бы бить в колокола, что наступил момент (проблемы, как и болезни, следует поднимать/решать конкретным специалистам своевременно, а не ждать указаний свер-ху или когда “горит дом”): 1.Родители всё больше и больше отстраняются от вопросов воспита-ния и надеются только на учителей. (Сейчас уже выросли и не редко встречаются родители, которым даже кошку или собаку страшно доверить. На детей у них нет времени и терпения. А воспитанием вместо них занимается ТВ и комп.). 2. Дети стали более раскованными, эрудиро-ванными (почти сравнявшимися со взрослыми и, к большому сожалению, абсолютно безответ-ственными (о своих правах знают, а об обязанностях не задумываются. Ярких примеров предо-статочно). Чтобы не отнимать у Вас много времени (кстати свои статьи по школе я посылал в министерство образования РБ, “учительскую газету” и О.Е.Корач), кратко сформулирую своё предложение. “Каждый родитель (с первого года обучения) заключает взаимный договор (в котором расписаны права и обязанности сторон) со школой (в лице директора, классного руководителя или педсовета) об ответственности за воспитание и образование конкретного учащегося”. (Если пожелаете со мной связаться Велком 8-029-325-43-28). С уважением Пестряков Александр Владиславович. (Смолевичский район).
Александр Владиславович! Спасибо Вам за неравнодушный комментарий. Наш журналист обязательно с Вами свяжется. Как педагог с почти 30-летним стажем, целиком и полностью согласна с Вами.
Предложение о договорах, безусловно, очень хорошее. Еще бы такое с каждой мамой в роддоме заключать, что она обязуется воспитать достойного человека.