Витебские педагоги про нападение ученика минской гимназии на учительницу

что это, самозащита, самоуправство, ожидаемая реакция, способ разрешения конфликта или ошибка системы?

Случай, который произошел 23 мая в гимназии №74 Минска, когда ученик девятого класса набросился с ножом на преподавателя русского языка и литературы, взволновал всех учителей Беларуси. Имеет ли право школьник, которого (как утверждают одноклассники) третировал педагог, вот так защитить себя?

шк

Фото kapital.kz

И витебские работники образования дали свою оценку действиям обеих сторон: и обвиняемого, и пострадавшей.

Наталья, 32 года, учитель белорусского языка и литературы в одной из сельских школ под Витебском, уверена, что напасть на педагога допустимо лишь в одном случае:

Я считаю, что есть одна причина, по которой несовершеннолетний в принципе может применить силу к педагогу. Если школьный работник склонен к педофилии и позволил себе что-то в отношении несовершеннолетнего, такая реакция возможна, ведь ребенок в состоянии шока и не чувствует себя защищенным, а в других случаях – нет! Что же касается данного случая, то допускаю, что ученик был под кайфом, например, употреблял спайсы.

Татьяна, 36 лет, преподаватель в музыкальной школе, соглашается с коллегой, что самоуправство со стороны и учителя, и ребенка недопустимо:

Ученик не имеет право избивать, даже если есть за что. Родители должны воспитывать детей так, чтобы они использовали другие методы борьбы с несправедливостью. Учитель виноват…и опять-таки для разрешения есть другие методы. Вину с педагогов никто не снимает, они тоже бывают неправы, как и люди других профессий. Но самоуправство со стороны ребёнка ( впрочем, как и его родителей), как бы не провоцировал учитель, недопустимо в любом случае. Всё можно решить и всё исправить без кулаков. Просто многие не знают свои права, а другие ими прикрываются.

А вот Ольга, 35 лет, учитель начальных классов в школе на городской окраине, считает, что трагедии, произошедшая с педагогом, стоило ожидать. Если, конечно, жертва действительно провоцировала парня:

Мало быть хорошим предметником, нужно быть еще и Человеком. Если, как пишут, могла проехаться по личности , значит провоцировала, и все что угодно произошло закономерно. Он не имел права решать только таким способом, но даже самого спокойного человека можно достать.

училка, фильм, училка с ножом

А если учитель сам угрожает ученикам? Источник: kvedomosti.com

Владимир, 40 лет, преподаватель ВГТУ, уверен, что решение любой проблемы всегда можно найти, не доводя дело до открытого конфликта:

По поводу этого нападения думаю, что там был давний конфликт между учительницей и учеником. Он ведь хорошо учился и имел по всем предметам отличные баллы, кроме русского, который вела этот преподаватель. То есть он шел на золотую медаль, а она ему в этом мешала. Я не считаю, что ученик имеет право избивать педагога. Даже тогда, если (как в данном случае) преподаватель сам виноват, так как он провоцировал ученика. Вообще, мне кажется, что в школах (тем более в старших классах) нужно создавать ученические советы, наподобие тех студенческих, что существуют в ВУЗах. Там учащиеся могли бы обсуждать свои проблемы, в том числе и необоснованно негативное (по их мнению) отношение к ним преподавателей. Так же можно обратиться к опыту разрешения трудовых конфликтов. На предприятиях и организациях существуют комиссии по трудовым спорам которые разбирают конфликтные ситуации между работникам и нанимателями по жалобам этих сторон. И могут отменять необоснованные решения (например, о наложении дисциплинарного взыскания). Такие же комиссии можно создавать в учебных заведениях, куда учащиеся, либо их родители, смогут подавать жалобы. Из своего личного опыта могу добавить: когда во время учебы в вузе ко мне привязалась преподавательница, я просто пошел к ректору и сказал ему, что отказываюсь сдавать ей экзамены. Он разрешил мне отправиться на экзамен к другому специалисту.  Думаю, этому ученику следовало поступить так же.

Юлия, 29 лет, преподаватель иностранных языков в гимназии, думает, что в сложившейся ситуации есть вина и родителей ученика, который напал на педагога:

В этой семье наверняка было изначальное негативное отношение к учителям, которое родители и передали ребенку, так сказать, по наследству…Сколько раз уже приходилось сталкиваться с мамами и папами, для которых мы обслуживающий персонал, не более того. Учитель всем должен и обязан. Уверена, что ребенок приходил домой, жаловался на педагога, а в ответ слышал: ой, да все они такие, работать не умеют, не хотят, в педагоги идут те, кого в другие вузы не взяли, и тому подобное. Пусть же задумаются хорошенько: сначала ребенок набросился на педагога, а спустя уже пару десятилетий начнет и маму с папой бить, если не выделят из пенсий деньги на бутылку?

Юрий, 45 лет, учитель мировой художественной культуры, считает, что причиной конфликта стало резкое понижение статуса педагога:

Виновата прежде всего власть, которая уже больше чем два десятилетия доводит сферу образования «до ручки». Все ведь знают, что социальный статус у учителя ныне нулевой и что в школе работают или фанаты своего дела, или те, кто чувствует, что больше никуда не годен, то есть у кого заниженная самооценка. Как будут относиться в такой ситуации ученики к учителям?.. Разумеется, будут втыкать им острые предметы во все места, и полагать, что это совершенно нормально. Мне смешны реакции ответственных лиц, будто они не знают, как понижен авторитет учителя в наших школах, как будто они в безвоздушном пространстве живут. Прежде всего нужно менять положение дел с социальным статусом учителей и начать хотя бы с того, чтобы платить им достойную зарплату. 

Сложно не согласиться с учителями, которым сегодня приходится нелегко: престиж профессии падает, в нашей стране педагог практически не имеет прав, зато обязанностей у него хватает. Например, в Германии недавно была привлечена к общественным работам 14-летняя школьница за публикацию фото своего преподавателя в Фейсбуке с надписью  «неполноценный учитель». А в Беларуси такой поступок удостоился бы разве что пары сотен лайков.

…К слову, автор данной статьи в начале 90-х была свидетелем похожего конфликта, когда в конце учебного года ее одноклассник набросился с кулаками на беременную классную руководительницу, которая выставила ему плохую оценку за год. Ударив женщину в живот, ученик выпрыгнул из окна на втором этаже и попытался сбежать. Мальчика исключили из учебного заведения, а руководство школы №25 (да и все ребята из класса) приняло сторону учителя.

3 комментария

  1. Уважаемая редакция и уважаемая автор статьи (Евгения Москвина), здравствуйте. Прочил данную статью в ФБ. Там (на стр.ФБ) она сопровождалась вопросом: В ЧЁМ ПРИЧИНА? Поэтому предлагаю не сосредотачиваться на конкретном вопиющем случае, а попытаться рассмотреть вопрос шире. (Тогда глядишь, можно будет, после обсуждения, пытаться делать/сделать выводы). У меня, закончившего школу 50 лет назад, имеющего 3их детей (соответст-венно учившегося с ними до 10 класса), имеющего 5х учащихся внуков (На данный момент я, уже в который раз, перешёл в 5ый класс), сложилось мнение, что за 50 лет школьные методы воспитания сохранились на прежнем уровне. Обобщённо говоря: Потребности общества и про-изводства, требования к человеку возросли, а выпускники школ (не все конечно же) им не соот-ветствуют. Отчасти в этом есть вина педагогов. (Не подумайте, пожалуйста, что ищу “крайнего”). Ибо им давно следовало бы бить в колокола, что наступил момент (проблемы, как и болезни, следует поднимать/решать конкретным специалистам своевременно, а не ждать указаний свер-ху или когда “горит дом”): 1.Родители всё больше и больше отстраняются от вопросов воспита-ния и надеются только на учителей. (Сейчас уже выросли и не редко встречаются родители, которым даже кошку или собаку страшно доверить. На детей у них нет времени и терпения. А воспитанием вместо них занимается ТВ и комп.). 2. Дети стали более раскованными, эрудиро-ванными (почти сравнявшимися со взрослыми и, к большому сожалению, абсолютно безответ-ственными (о своих правах знают, а об обязанностях не задумываются. Ярких примеров предо-статочно). Чтобы не отнимать у Вас много времени (кстати свои статьи по школе я посылал в министерство образования РБ, “учительскую газету” и О.Е.Корач), кратко сформулирую своё предложение. “Каждый родитель (с первого года обучения) заключает взаимный договор (в котором расписаны права и обязанности сторон) со школой (в лице директора, классного руководителя или педсовета) об ответственности за воспитание и образование конкретного учащегося”. (Если пожелаете со мной связаться Велком 8-029-325-43-28). С уважением Пестряков Александр Владиславович. (Смолевичский район).

    • Александр Владиславович! Спасибо Вам за неравнодушный комментарий. Наш журналист обязательно с Вами свяжется. Как педагог с почти 30-летним стажем, целиком и полностью согласна с Вами.

  2. Предложение о договорах, безусловно, очень хорошее. Еще бы такое с каждой мамой в роддоме заключать, что она обязуется воспитать достойного человека.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *