что делали, сколько получали и как выживали
1 июля 1988 года вступил в силу Закон СССР «О кооперации». Сами же кооперативы начали появляться еще раньше.
Так, уже в ноябре 1986 года был принят Закон «Об индивидуальной трудовой деятельности», который позволил людям предприимчивым открывать кооперативы и зарабатывать действительно хорошие деньги. Более тысячи человек на Витебщине тут же загорелись желанием вступить в ряды «новых белорусов», увидев быструю возможность разбогатеть.
Первыми эстафету предпринимательства подхватили Витебск, Полоцк и Новополоцк. В Нефтеграде уже к сентябрю было открыто 9 кооперативов, как сообщают областные СМИ тех лет.
Легко ли было стать кооператором? Для этого требовалось заполнить в финансовом отделе исполкома районного Совета народных депутатов бланк заявления, что хочешь заниматься трудовой деятельностью. И ждать, когда по почте придет приглашение на координационную комиссию. Около 15 человек, ответственных работников исполкома и представителей различных городских организаций, решали, стоит ли конкретному гражданину открывать кооператив. При получении разрешения необходимо было сдать 2 фото размером 3*4, купить в сберегательной кассе за 5 рублей за марку государственной пошлины и оплатить патент на занятия ИТД (индивидуальной трудовой деятельностью).
В 1987 году на Витебщине выдавалось 26 видов патентов. Наиболее востребованными было транспортное обслуживание граждан (стоимость годового патента — 530 рублей), услуги парикмахерские и косметологические (180 рублей), музыкальное сопровождение на свадьбах, похоронах, различных торжественных мероприятиях (200 рублей), ремонт и изготовление обуви (150 рублей). Дешевле всего обходились услуги переплетчиков и изготовление игрушек и сувениров (100 рублей).
Кстати, существовал в то время и кооператив, оказывавший услуги электронной свахи! Человеку из любого населенного пункта Беларуси предлагалось выслать свои данные на абонентский ящик почтового отделения в Минске. И всего за 8 рублей ему в течение полугода подбирали кандидатов в супруги после обработки запросов ЭВМ.
К осени 1987 года в Витебске и Витебском районе было открыто 22 кооператива, в которых работало 103 человека. Догадаться о направлении их деятельности можно было уже по названиям: в «Гиппократе» оказывали услуги лечебные, в «Связисте» — почтовые, в «Контакте» — транспортные, в «Строителе», соответственно, строительные. Всего же в области на тот момент было зарегистрировано 85 кооперативов, из них 46 успешно работали. Остальным же для начала деятельности необходимо было найти помещение, источники обеспечения сырьем и материалами.
Кооператоры, увидев, что наступило время быстрого обогащения, работали практически круглосуточно, стремясь урвать как можно больше денег. Доходило до абсурда: люди предприимчивые состояли даже в нескольких кооперативах сразу. Например, председатель сельского кооператива «Пчела» работал параллельно еще в двух. Когда же дотошные корреспонденты «Витебского рабочего» поинтересовались, а когда же мужчина собственно отдыхает, тот ответил, что тратит в сутки 4 часа на сон, а все остальное время зарабатывает деньги.
А зарплаты у кооператоров были довольно высокими, доходя до 1000 рублей в месяц и выше. Пока обычные рабочие пытались в условиях перестройки как-то выжить на пару-тройку сотен в месяц, кооператоры оперировали тысячами. На сентябрь 1987 года в передовиках были предприниматели Новополоцка. Так, за три месяца кооператив «Полота», занимавшийся изготовлением кухонной мебели, реализовал продукции на 3,3 тысячи рублей, кооператив «Вяселка» (художественное оформление интерьеров) — 3 000 рублей, а 14 человек, состоявших в штате кооперативного кафе «Солнечное», продали кондитерских изделий на сумму в 25 000 рублей!
Бухгалтерию у новых предпринимателей зачастую вели люди, не имевшие специального образования. Но вполне понимавшие, как в современных реалиях заработать больше. Самой престижной деятельностью было зубопротезирование. В государственной поликлинике необходимо было отстоять огромную очередь, чтобы получить наконец направление к ортодонту, а в том же кооперативе «Дэнс-87» в Витебске обслуживали быстро, хотя и стоимость зубопротезирования была в два раза выше, чем в обычном медицинском учреждении (примерно 50 рублей). Предприимчивые стоматологи обслуживали до 20 человек в день. За год они пролечили около 2000 граждан, причем без единой жалобы.
Появилось к началу 1988 года в нашем городе и первое кооперативное видеокафе «Полонез». Под него городские власти отдали помещение столовой в интернате по адресу проспект Победы,7 (сегодня общежитие ЖРЭТа города Витебска). Тогда этот район считался практически городской окраиной. Но если верить газетам тех лет, в видеокафе ходили с удовольствием, так как фирменные блюда там были отменного качества.
Встречались среди кооператоров и откровенные мошенники, которые, взяв немалые суммы у доверчивых граждан, свои услуги выполнять не спешили. Много жалоб было у витеблян на деятельность организации «Резчик», занимавшейся художественной переработкой древесины. О недобросовестных кооператорах писали в газеты, надеясь, что им запретят заниматься предпринимательством. И точно: уже в 1988-м власти Витебска начали бить тревогу. Предполагалось, что кооператорской деятельностью займутся в свободное время студенты, домохозяйки и пенсионеры. Но к началу года в числе новых предпринимателей (а их среди витеблян было уже 385) оказалось всего 10 студентов, 3 домохозяйки, 21 пенсионер.
В январе 1990 года газета «Белорусская нива» написала, что в Витебской области насчитывается уже 907 кооперативов и 238 малых предприятий. Индивидуальной трудовой деятельностью были охвачены практически все районы. В лидерах: Витебский и Полоцкий.
Цены на свою продукцию кооператоры устанавливали произвольно. Зимой 1990 года корреспонденты «Витебского курьера» писали, что на Полоцком рынке женские сапоги стоили 170 рублей, норковая шапка — 700 рублей, самое дешевое пальто — 350 рублей. Тогда же появились и рекетиры, обкладывавшие данью даже старушек, торговавших семечками. А кое-кто из кооператоров уходил в тень, занимаясь индивидуальной трудовой деятельностью нелегально.
Постепенно непомерные налоги да высокие цены на продукцию, которая была не по карману обычным гражданам, жившим от зарплаты до зарплаты, стали причиной распада кооперативов.
Сегодня мы наблюдаем картину похожую: на рынках все меньше индивидуальных предпринимателей, готовых платить все необходимые налоги и высокую цену за аренду. Вот только стоимость их товара заставляет задуматься: а стоит ли отдавать часть и без того небольшой зарплаты на китайско-турецкий ширпотреб?
Так что история повторяется…