Если бы Мастер и Маргарита жили в Витебске…

Где впервые нам встретится Воланд, как бы выглядел дом Маргариты и где находится «нехорошая» квартира? Приглашаем вас на прогулку по булгаковскому Витебску!

Месяц март прочно связан с историей одного из самых мистических произведений ХХ века – романа «Мастер и Маргарита». Именно в первый месяц весны 1930 года М.А. Булгаков уничтожил первую рукопись знаменитой истории любви, о которой затем, 28 марта, писал: 

«И лично я, своими руками, бросил в печку черновик романа о дьяволе…»

Однако идея романа выжила, несмотря ни на что, и теперь наверняка даже тот, кто не читал книгу, имеет хотя бы отрывочные представления о том, что происходит на ее страницах. Герои романа – Мастер и Маргарита, Воланд, кот Бегемот – так прочно вошли в мифологию наших дней, что их образы давно перешли из книги прямиком в современную культуру. Так что мы решили тоже пофантазировать и предложить вам свое видение романа, задавшись вопросом: «Что было бы, если бы действие «Мастера и Маргариты» происходило в Витебске?» 

Итак

В час жаркого весеннего заката на Патриарших прудах появилось двое граждан…

Думаем, что с Воландом мы впервые встретились бы на улице Кирова.

...никто не пришел под липы, никто не сел на скамейку, пуста была аллея. Фото Анастасии Вереск

“…никто не пришел под липы, никто не сел на скамейку, пуста была аллея”. Фото Анастасии Вереск

Здесь, в окружении украшенных лепниной старых домов, совсем несложно представить себе странного иностранца, то ли англичанина, то ли немца, сидящим на одной из скамеек пустынной аллеи. Конечно же, мест, подобных Патриаршим прудам, в Витебске не отыщешь, но сходства в окружающей архитектуре имеются: также, как и разрушенная во время войны улица Кирова, Патриаршие были застроены. в основном, в ХХ веке. Кроме того, на нашем бульваре действительно растут липы, как и описано в романе.

А бывает еще хуже: только человек соберется съездить в Кисловодск, пустяковое, казалось бы, дело, но и этого совершить не может, так как неизвестно почему вдруг возьмет поскользнется и попадет под трамвай!

Сцена на Патриарших прудах запоминается и тем, что именно отсюда Берлиоз шагает прямо под судьбоносный трамвай. Поэтому место, где Аннушка так некстати разлила масло, могло б находиться всего в двух шагах от аллеи – на перекрестке с улицей Космонавтов. Здесь трамвай действительно делает поворот.

"Тотчас и подлетел этот трамвай, поворачивающий по новопроложенной линии с Ермолаевского на Бронную. Повернув и выйдя на прямую, он внезапно осветился изнутри электричеством, взвыл и наддал". Фото Анастасии Вереск

“Тотчас и подлетел этот трамвай, поворачивающий по новопроложенной линии с Ермолаевского на Бронную. Повернув и выйдя на прямую, он внезапно осветился изнутри электричеством, взвыл и наддал”. Фото Анастасии Вереск

Правда, на самом деле, трамвайных путей, перечеркнувших планы председателя МАССОЛИТа, и вовсе не существовало: на описанном в романе месте в Москве их никогда не было. Однако они появились в 1999 году на бумаге в ходе конкурса проектов памятника Булгакову, когда было предложено организовать дополнительный вход в парк с воссозданием реалий романа (фрагмента трамвайных путей, турникета, булыжного мощения).

…в большом шестиэтажном доме, покоем расположенном на Садовой улице. Надо сказать, что квартира эта – №50 – давно уже пользовалась если не плохой, то, во всяком случае, странной репутацией.

Несмотря на то, что улиц Садовых в Витебске оказалось даже несколько, в качестве дома, в котором находилась «нехорошая» квартира мы решили предложить Дом специалистов на улице 1-ой Доватора.

Как известно, квартира, в которой остановился Воланд, изначально принадлежала директору театра Варьете Степану Лиходееву, которую тот снимал на двоих с Берлиозом. История Дома специалистов также неразрывно связана с театром, ведь именно благодаря его протекции здесь получила квартиру семья актеров Ерёменко. Также примечателен дом и своей планировкой: квартиры здесь отличались большой площадью, комнаты не были проходными и имели широкие коридоры-прихожие. Было предусмотрено даже отдельное помещение для домработницы. Кстати, заглянув во двор Дома специалистов, мы обнаружили там и местного кота Бегемота. Вот он, хитро подглядывает из-за двери.

Дом специалистов. Оказалось, что здесь даже живет свой "Бегемот". Фото Анастасии Вереск

Дом специалистов. Оказалось, что здесь даже живет свой “Бегемот”. Фото Анастасии Вереск

Что касается театра Варьете, в котором произошел полный курьезов и конфуза сеанс черной магии с разоблачением, тот здесь ни у кого, наверное, не возникнет сомнения, что в Витебске им оказался бы драматический театр им. Якуба Коласа.

"Сегодня и ежедневно в театре сверх программы: профессор Воланд , сеансы черной магии с полным ее разоблачением!" Фото Анастасии Вереск

“Сегодня и ежедневно в театре сверх программы: профессор Воланд, сеансы черной магии с полным ее разоблачением!” Фото Анастасии Вереск

Старинный двухэтажный дом кремового цвета помещался на бульварном кольце в глубине чахлого сада, отделенного от тротуара кольца чугунною решеткой. Небольшая площадка перед домом была заасфальтирована, и в зимнее время на ней возвышалась в великолепнейшее отделение летнего ресторана под парусиновым тентом.

Дом Грибоедова, прозванный просто «грибоедовым», был не только пристанищем для членов МАССОЛИТа, но и предоставлял им массу возможностей для развлечения. Аналогов подобного места, признаться, нам обнаружить не удалось, поэтому долго взвешивая все за и против, в качестве места, где можно вволю разгуляться интеллигенции, нами было выбрано кафе «Театральное». Расположенное прямо под боком театра им. Якуба Коласа, оно знаменито не только своим «богемным» названием, но и разгульными вечеринками.

Кафе "Театральное". Фото Анастасии Вереск

Кафе “Театральное”. Фото Анастасии Вереск

Но обратимся же теперь к паре, подарившей роману его название: Мастеру и Маргарите.

…И нанял у застройщика, в переулке близ Арбата, две комнаты в подвале маленького домика в садике.

Так рассказывает Мастер о своем жилище поэту Ивану, творившему под псевдонимом Бездомный. На этот подвал, в который так хотела вернуться Маргарита «и чтобы лампа загорелась, и чтобы все стало, как было», больше всего походят нижние этажи старинного дома по улице Чехова. Глядя на его тихий уютный дворик, легко понять, почему Мастер и Маргарита так любили свой дом. Проходя мимо низеньких окошек, легко себе представить, как там, внутри, тихо листает рукопись Маргарита или сидит, задумавшись, у окна Мастер.

Мастер называл свое жилище подвалом. Согласно описанию в книге, низко расположенные окна позволяли увидеть только ноги проходящего мимо. Фото Анастасии Вереск

Мастер называл свое жилище подвалом. Согласно описанию в книге, низко расположенные окна позволяли увидеть только ноги проходящего мимо. Фото Анастасии Вереск

Старинный дворик обладает особенной атмосферой, постоянно притягивая к себе внимание творческих людей: художников и фотографов. Между прочим, на Арбате также расположено немало доходных домов.

Волшебная атмосфера старинного дворика. Фото Анастасии Вереск

Волшебная атмосфера старинного дворика. Фото Анастасии Вереск

Маргарита Николаевна со своим мужем вдвоем занимали весь верх прекрасного особняка в саду в одном из переулков близ Арбата. 

Дом Маргариты, в отличии от скромной обители Мастера, был полон роскоши. Поэтому для нее мы «подыскали» особняк в самом центе города – на улице Крылова. Эта одна из самых сохранившихся старинных улиц нашего города, она сплошь состоит из памятников архитектуры. В одном из таких домов XIX-XX в.в. под №6 жил некогда городской архитектор Тихон Васильевич Кибардин.

Дом №6 по ул. Крылова. Здесь могла бы жить Маргарита Николаевна. Фото Анастасии Вереск

Дом №6 по ул. Крылова. Здесь могла бы жить Маргарита Николаевна. Фото Анастасии Вереск

Со стороны двора этот дом в стиле модерн выглядит как двухэтажный. Благородный вид делает дом по улице Крылова как нельзя подходящим для Маргариты, которая имела в этой жизни все, но тем не менее хотела чего-то совершенно отличного. Изящная решетка добавляет образу дома еще больше привлекательности и богатства.

Что ж, разобравшись с главными героями романа, мы переходим к заключительной части нашей экскурсии.

…что примерно через четверть часа после начала пожара на Садовой у зеркальных дверей Торгсина на Смоленском рынке появился длинный гражданин в клетчатом костюме и с ним черный крупный кот.

Похождения Коровьева и Бегемота, разнесших вдребезги и поджегших Торгсин, заслуживают отдельного эпизода и в нашей истории. Витебский Торгсин был некогда расположен в здании по улице Замковой, где сейчас находится ювелирный магазин «Лазурит». Так что если бы неугомонная парочка заглянула в Витебск, именно здесь заглатывал бы мандарины и шоколад в фольге кот Бегемот, а кого-нибудь, верно, посадили бы в бочку с керченской сельдью.

На высоте, на холме, между двумя рощами виднелись три темных силуэта. Воланд, Коровьев и Бегемот сидели на черных конях в седлах, глядя на раскинувшийся за рекою город с ломаным солнцем, сверкающим в тысячах окон, обращенных на запад, на пряничные башни Девичьего монастыря.

Один из последних эпизодов романа показывает нам Воробьевы горы, холм и обрыв, с которого видно весь город. В Витебске местом, где Мастер, Маргарита и Воланд со свитой, прощаются с городом и окидывают его последним взглядом, могла бы стать Юрьева горка. Именно здесь, на высоком холме, видятся нам стоящими фигуры на вороных горячих конях.

Вид с Юрьевой горки на город. Фото Анастасии Вереск

Вид с Юрьевой горки на город. Фото Анастасии Вереск

Конечно, мы отыскали не все эпизоды романа, а некоторые из выбранных нами мест, возможно, не повторяют описанного в романе в точности. Поэтому мы предлагаем и вам присоединиться к нашей фантазии и подумать: а что было бы, если бы действие  «Мастера и Маргариты» произошло в Витебске? Будем рады увидеть ваши варианты в комментариях.

5 комментариев

  1. Деточка, в Изумруда никогда не было Березки. Чековой Березки в Витебске вообще не было. В Минск ездили да в Москву.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *