7 мистических сущностей, которые могут навредить людям после Сильвестрова дня

В самый разгар календарной зимы в народно-православной традиции славян имеется дата, отличающаяся неоднозначным символическим смыслом и предупредительным характером.

“Левиафан” Томаса Гоббса. Фрагмент титульного листа первого издания 1651 г. Источник: osa.fu-berlin.de

Об одном из таких мистических дней, связанным со святым Касьяном, мы уже писали. Святого Касьяна, мучающего людей, почитают в последний день февраля, выпадающий на високосный год, потому его влияние в нынешнем, 2016 году, будет как никогда актуальным. Сильвестров день, который приходится в православии на 15 января, в последовании календарного цикла предваряет дату, когда святой Касьян сходит на землю.

Святой Касьян. Фрагмент иконы начала XVII в. Источник: patriarchia.ru

В отличие от легендарного и мифологического Касьяна, прототипом коего является исторический Иоанн Кассиан Римлянин, святой Сильвестр не наделён в народном сознании зловещими чертами. Напротив, это сотериологический персонаж, так как именно ему ставится в заслугу укрощение Левиафана – библейского чудовища, который мог бы привести мир к катастрофе, ускорив приход конца света. Также, согласно легендам, именно Сильвестру принадлежит заслуга обращения императора Константина I Великого, благодаря чему началось победоносное утверждение христианства.

Торжественный въезд св. Сильвестра в Рим. Фреска капеллы Сан-Сильвестро, XIII в. Источник: dic.academic.ru

Торжественный въезд св. Сильвестра в Рим. Фреска капеллы Сан-Сильвестро, XIII в. Источник: dic.academic.ru

Как мы отметили, 15 января по новому стилю святого Сильвестра почитают православные. Католики же празднуют его день 31 декабря. Это день его смерти в 335 году в сане римского папы. Принял же он римскую кафедру, согласно церковным источникам, 31 января 314 года, став Сильвестром I. Его историческая личность религиозного проповедника не имеет каких-либо связей с магическим искусством. Магическое содержание Сильвестрову дню придаёт также образ папы Римского, но уже Сильвестра II, мага и учёного. Он возглавлял римскую кафедру на рубеже тысячелетий – с 999 года до своей смерти в 1003 году. Прежде принятия имени, связанного с восшествием на церковный престол, его знали как Герберта Орильякского (Аврилакского) или Герберта Реймского. Он возродил использование в средневековой Европе использование абака (счётной доски для арифметических вычислений), армиллярной сферы (астрономического инструмента, употреблявшегося для определения экваториальных или эклиптических координат небесных светил) и астролябии, которая демонстрирует небесную сферу в определённый момент и определяет высоту небесных тел.

Астролябия. Источник: peacefulresurrection.tumblr.com

Астролябия. Источник: peacefulresurrection.tumblr.com

Сильвестр II, согласно преданиям, достиг больших успехов в изучении магии и астрологии. Будучи ещё Гербертом, он, как утверждают, овладел способностью становиться невидимым, создал медную голову терафима, использовавшуюся для предсказаний, и даже пользовался услугами суккуба. Впрочем, и связей с земными женщинами Герберт отнюдь не сторонился, так, согласно легендам, он, обучаясь наукам в Кордовском халифате, овладел книгой сложных заклинаний с помощью дочери одного арабского философа.

Показательно, что именно об этом персонаже говорит булгаковский Воланд своим оппонентам Михаилу Берлиозу и Ивану Бездомному при встрече на Патриарших прудах:

Тут в государственной библиотеке обнаружены подлинные рукописи чернокнижника Герберта Аврилакского, десятого века, так вот требуется, чтобы я их разобрал. Я единственный в мире специалист.

Кадр из телефильма В. Бортко "Мастер и Маргарита". Источник: beta.kinopoisk.ru

Кадр из телефильма В. Бортко “Мастер и Маргарита”. Источник: beta.kinopoisk.ru

Итак, объединение двух непохожих друг на друга исторических личностей: святителя-проповедника и учёного-мага, обусловило появление народно-христианского персонажа, который гонит всех лихоманок за семьдесят семь вёрст, выгнанных в свою очередь Морозом из Нижнего Мира на поверхность земли. Однако совсем не зря Сильвестров день указывает на противоречивость существования актуального человечества, получившего обетование Спасения, но продолжающего жить в несовершенной и греховной реальности. Одолев Левиафана, святой Сильвестр не мог закрыть проблему трансфизических угроз для людей. Любой семилетний чёрный петух, олицетворение тёмного вожделения и мистической похоти, мог в Сильвестров день отложить в навозе яйцо, из которого на 4 июня появлялся василиск. А высиживать это яйцо должны были или жаба, или змея. Потому 15 января рекомендовалось вычищать курятник и повесить там, дабы не проникла нечистая сила, знак «куриного бога» – чёрный камень с дыркой.

Василиск. Источник: you-happy.ru

Считается, что василиск убивает взглядом или дыханием, выступает причиной опустошений и разрушений. Представления о его внешнем облике довольно разнородны, и по сути он является собирательным образом всякой «нечисти», готовой доминировать над людьми (слово «василиск» происходит от древнегреческого βᾰσῐλίσκος, что означает «царёк»). Само бытие этой «нечисти» энергетически враждебно так называемой «человеческой полосе существования». Потому не только период «тёмного времени года», но и практически всё время возрастания дня, ровно в соответствии со «светоносным» значением имени Люцифера, представляет собой возможность появления среди человечества зловредных по воздействию на него трансфизических сущностей. И согласно народно-православной традиции, которую также можно называть христиано-языческой, пик этой угрозы приходится на 4 июня, когда отмечаются именины Василиска, ведь это в том числе вполне себе человеческое греческое имя.

Ротонда Св. Георгия в Салониках. Священномученики Василиск и Приск в Небесном Иерусалиме. Мозаика кон. IV – нач. V в. Источник: portal-pravoslavie.sumy.ua

А теперь обозначим определённые разновидности существ, которые могут не просто проявляться среди человечества, но и вполне благополучно рождаться в нём, согласно преданиям об умножающихся «щелях Великой стены». Космополитические процессы в современном мире, стирание этнических, культурных, политических границ могут быть восприняты как по меньшей мере косвенное доказательство этих преданий. «Великая стена», отделявшая ранее наш мир от иных планов бытия, теперь не столь непроницаема, и отношение к «иным» сущностям уже диктуется степенью личной принадлежности «человеческой матрице». В настоящее время для кого-то они могут обладать онтологическим позитивом, хотя для многих продолжают сохранять негативные устойчивые ассоциации.

М. Врубель. Голова Демона на фоне гор. Источник: vrubel-lermontov.ru

1. Эльфы

Изначально среди человечества было крайне осторожное отношение к этим сущностям. По преданиям они могли похищать людей, заманивая их своими песнями, танцами, сказаниями, и в, конце концов, привлекательностью. Более того, как утверждалось в германо-скандинавском и кельтском фольклоре, они похищали даже детей. Тем не менее, впоследствии стали различать светлых (верхних) и тёмных (нижних) эльфов, а в настоящее время с развитием литературы фэнтези, киноискусства и игровых вселенных появляются ряд новых эльфийских категорий, отношение к которым определяется индивидуальными вкусами. Кстати, эльфов (альвов, сидов) не следует путать со стихиальным «маленьким народцем», кои принадлежат к категории фейри.

Красота и утончённость - неотъемлемо присущие эльфийские качества. Источник: squarefaction.ru

Красота и утончённость – неотъемлемо присущие эльфийские качества. Источник: squarefaction.ru

2. Гномы

В оккультизме и алхимии они определяются как духи одного из первоэлементов – Земли. Люди всегда отдавали должное мастерству гномов и их трудолюбию. Но их мстительный, мелочный, капризный характер никогда не уважали. Всегда считалось, что гномы способны на любое коварство, и в похищениях они тоже уличались.

3. Вампиры

Существуют также их разновидности в виде упырей и вурдулаков. Абсолютно негативное отношение в традиционных культурах к этим «не-мёртвым» сущностям в настоящее время значительно либерализировалось. В достаточном множестве появляются образы «благородных вампиров», отличающихся изысканностью, утончённостью, красотой, и даже (!) нравственными качествами. Серии романов Райчел Мид «Академия вампиров» и «Кровные узы», кино-тетралогия «Другой мир» Лена Уайзмана являют собой яркие примеры такого подхода. Однако в целом, осознание их как хищников по отношению к человечеству преобладает.

Кейт Бекинсейл (Селин) в фильме "Другой мир: Пробуждение". Источник: kinotrek.org

Кейт Бекинсейл (Селин) в фильме “Другой мир: Пробуждение”. Источник: kinotrek.org

4. Оборотни

Это существа, несмотря на процессы социальной эволюции сохранившие изначальную близость природному миру, однако совершенно лишённые нравственного чувства. Реабилитация оборотней в современной массовой культуре даётся куда сложнее, нежели вампиров. По всей очевидности, это исходя из их куда меньшей эстетической привлекательности, большей грубости и примитивности. Наиболее известные среди них – ликантропы, принимающие волчье обличье, хотя существует и множество других форм.

Лик Зверя. Источник: tainy.net

Лик Зверя. Источник: tainy.net

5. Инкубы и суккубы

Инкубы согласно христианской традиции – демоны мужской природы, ищущие сексуальных связей с женским полом, суккубы – демоны женской природы, вступающие в сексуальную связь с мужчинами. В Средневековье, Возрождении и Новом времени перед этими существами сохранялся напряжённый мистический страх. И это не случайно, так как многими в те времена исходя из богословского невежества грехопадение трактовалось как прежде всего сексуальный акт – печальное наследие трудов Аврелия Августина. Тем не менее в традициях, не относящихся к монотеистическим, восприятие подобных сущностей куда более плюралистично. Так, в ряде шаманских традиций они благожелательно именуются «духами-возлюбленными».

6. Черти, бесы

Они являются сущностями адских миров, наказывающими грешников и обладающими способностью проявляться в человеческой реальности для устрашения или, наоборот, совращая и склоняя людей к продаже души. Владеют огромным арсеналом паранормальных способностей, что помогает им вводить род человеческий в искушение. Но могут также в качестве тонкоматериальных сущностей вселяться в людей, чем провоцируют их одержимость. В общем, ничего хорошего, по отношению к ним утвердилось твёрдое негативное отношение, сохраняющееся неизменно до сих пор.

"Иван-дурак". Иллюстрация Майкла Севьера к сказке Льва Толстого. Источник: ru.wikipedia.org

“Иван-дурак”. Иллюстрация Майкла Севьера к сказке Льва Толстого. Источник: ru.wikipedia.org

7. Ведьмы и колдуны

Между прочим, не стоит путать колдунов с магами, так как магия – сфера оккультизма и ей никогда не был чужд интерес к научным знаниям. Более того, ряд магических опытов, например, в сфере алхимии, послужили в своё время серьёзным толчком для развития фундаментальной и прикладной науки. Колдовство куда более стихийно и связано с личным прагматизмом. Маги работают преимущественно в цивилизации, колдуны – в естественной среде. В настоящее время, в особенности благодаря адептам Викки, понятие «ведьма» получило куда более расширенный смысл, и ведьмовство позиционирует себя как особый путь познания, ориентирующийся на естественную мудрость. К тому же современные ведьмы в странах «первого мира» активно проявляют себя в социальной жизни, поднимая вопросы политики, экологии, образования, гендерного равенства и т.д. Конечно, можно было бы отнести ведьмовство к вполне себе человеческому «ремеслу», если бы не ряд обстоятельств, из которых мы выделим на данный момент лишь два. Во времена «охоты на ведьм» к ним относились как к сущностям, параллельным человеческому роду, в процессах дознания находя на них, к примеру, «метки дьявола». С другой стороны, и сами современные ведьмы далеко не все причисляют себя к человеческому роду, относя себя к эльфам, стихиальным существам или иным внечеловеческим сущностям.

Антон Герасимов. Портрет ведьмы. Источник: fotonostra.ru

Антон Герасимов. Портрет ведьмы. Источник: fotonostra.ru