Страх пятницы 13-го: грехопадение Адама и Евы?

Мистический трепет перед общеизвестной датой заставляет задаться вопросом о том, так ли уж она негативна…

Александр Вильчинский. Лилит

Александр Вильчинский. Лилит

Соединение пятницы, считающейся наиболее непредсказуемым днём, и числа 13, ассоциирующегося со смертью и разрушением, воспринимается как зловещее многими представителями современной цивилизации, связанными от рождения с христианством. Существует убеждение, что именно в такое мистическое время открываются врата, связанные с «изнанкой» бытия, и неблагоприятные для человека сущности и влияния проявляются в этом мире.

Ганс Гигер. Li II

Ганс Гигер. Li II

Для некоторых западных мистических традиций, в той или иной форме осуществляющих связь с миром Тьмы, это, напротив, весьма благоприятный день проведения ритуальных практик и медитаций. Показательно, что вообще для большинства творческих людей, число 13, равно как и пятница 13-е, не является негативным. Это время может стать даже вдохновляющим на творческие прозрения. В любом случае, благоприятное отношение к «зловещему» дню может быть объяснено свободой от влияния «человеческой матрицы», нестандартностью мышления и выходом за пределы социального, религиозного и любого иного коллективного целого.

Станислав Крупп. Ангел, который любил меня

Станислав Крупп. Ангел, который любил меня

Среди наиболее распространённых взглядов на причину негативности этого дня приводится религиозное утверждение, что именно в пятницу 13-го Ева, будучи обольщённая змеем, вкусила плод с Древа познания добра и зла:

Змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог. И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю? И сказала жена змею: плоды с дерев мы можем есть, только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть. И сказал змей жене: нет, не умрёте, но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло. И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что даёт знание; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел (Бытие 3, 1: 6).

Юлиус Шнорр Грехопадение

Юлиус Шнорр Грехопадение

В некоторых апокрифических источниках «змеем» являлась Лилит, первая жена Адама, что делает картину злокозненности и коварства абсолютно законченной.

Евгения Чеботарёва. Райский плод

Евгения Чеботарёва. Райский плод

Тем не менее, ряд отдельных мистиков и оккультных течений прошлого и современности утверждают неотвратимость того, что Библия называет «грехопадением». Человечество в лице Адама и Евы не могло оставаться вечно «детьми по разуму» и опыт, который оно должно было получить, не находясь под вечной божественной опекой и духовным присмотром, был неизбежен. Таким образом, клерикалы в подавляющем большинстве своём рассматривают грехопадение как безусловное нарушение закона и непослушание, тогда как независимые от них мыслители говорят о его легитимности в проекции свободного осуществления эволюции осознания человечества. Разумеется, и концепция Бога при этом отнюдь не патриархальная.

Миниатюра Махмуда Фаршчиана

Миниатюра Махмуда Фаршчиана

Состояние «до грехопадения» отлично описывал один из наиболее ярких гуру второй половины ХХ века Шри Раджниш (Ошо), называя такое положение дел ситуацией «простого дурака»:

Каждый рождается простым дураком – в этом и заключается значение слова «простофиля». Каждый ребенок является простым дураком. Он не знает, что он не знает. Он еще не осознал возможность познания. Об этом и повествует христианская притча об Адаме и Еве. Бог сказал им: «Не вкушайте плодов с Древа познания». До несчастного случая вкушения плода с Древа познания они были простыми дураками. Они ничего не знали. Естественно, они были безмерно счастливы – трудно быть несчастным, если ничего не знаешь. Для несчастья требуется определённая тренировка, определённое умение, определённая технология. Ад невозможно создать без знания. Как его создать без знания?

Шри Раджниш (Ошо)

Шри Раджниш (Ошо)

Потому так называемое «грехопадение», неразрывно связанное с получением знаний – это уже ситуация «сложного дурака», или дурака «образованного». Только пройдя вторую стадию, человек может стать третьим, совершенно положительным типом «дурака» – «блаженным дураком», обретающим уже осознанное «второе детство», выражающееся в чистоте разума и ясности видения:

Помните, Иисус говорит: «Если не обратитесь и не будете как дети, не войдёте в Царство Небесное». Но не забывайте, он говорит «как дети», а не «дети». Дети не могут войти: они должны пройти через мирскую суету, они должны отравиться миром и затем очиститься. Этот опыт совершенно необходим. Поэтому Иисус не говорит «дети», он говорит «как дети». Слово «как» имеет очень большое значение. Оно означает «подобные детям», но не «дети».

Дети – святые, однако их святость существует лишь потому, что они ещё не испытали соблазна греха. Их святость очень проста. Она не имеет большой ценности, так как они её не заработали, они не потрудились ради неё, они ещё не подверглись искушению нарушить её. Рано или поздно такое искушение возникнет. Появится тысяча соблазнов, которые начнут тянуть ребёнка в разные стороны. Я не говорю, что ему не следует идти в том или ином направлении. Если он будет сдерживать себя и подавлять желание пойти, он навсегда останется первым типом дурака. Он просто останется невежественным. Его невежество будет не чем иным, как подавлением, а не сбрасыванием бремени.

Вначале ребенок должен приобрести знание, вначале он должен согрешить, и только после греха, знания, непослушания, после того как он окажется в пустыне мира, собьётся с пути, поживёт жизнью своего эго, однажды он сможет избавиться от всего этого.

Ошо Дзен Таро. Приключение

Ошо Дзен Таро. Приключение

Таким образом, можно ли констатировать правоту свободных мистиков, оккультистов и тех творческих людей, для которых пятница 13-е, как и вообще число 13, обладает особым позитивом? Равно как и представителей строгого естественнонаучного знания, для которых «13» не несёт никакой негативной проекции? На наш взгляд, на данные вопросы следует ответить утвердительно. Ведь позитив этих людей, отсутствие страха, укоренённого в коллективном бессознательном, является показателем внутренней свободы, независимости от социальных манипуляций и неподверженности предрассудкам. А это необходимые условия для осуществления эволюции осознания.

Сьюзен Седдон Булет. Спутник жизни

Сьюзен Седдон Булет. Спутник жизни

2 комментария

  1. Согласен с автором, чем больше позитива в нас в пятницу, 13-го, тем
    свободнее мы от предрассудков и страхов. Но бдительность терять
    не стоит, излишний позитив в этот день, по-видимому, страшно раздражает террористов и прочих сумасшедших.

  2. Я думаю, что наш позитив всё-таки не должен зависеть от тех исламистских или каких-либо ещё ублюдков, которые совершают террористические акты. Они должны отвечать по закону, и им следует постоянно показывать их место.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *