Витебский фейк Александра Невского

Памятные даты, связанные с почитанием князя Александра Невского, заставляют нас раскрыть актуальный смысл его образа, в особенности по отношению к попыткам его фетишизации в Витебске.

Постамент, на котором планируется возведение памятнику Александру Невскому

Постамент, на котором планируется возведение памятнику Александру Невскому

А ведь действительно, общество имеет дело с образом и идеологемой, в которой начисто стёрлись человеческие черты. Ныне Александр Невский является одним из идолов «русского мира» и евразийства, и только в этом контексте можно говорить о позитивном или негативном значении его имени для Беларуси вообще и Витебска в частности. В оккультном отношении, связанном с проекцией социальной магии, его образ давно уже предстаёт одним из «прелатов», входящих в свиту Жругра, демона российской великодержавной государственности. Перейдём же к самим многозначительным датам, связанным с данным этатистским именем.

Г. Семирадский. Князь Александр Невский принимает папских легатов. 1876 г.

12 сентября Русской Православной церковью отмечается день перенесения мощей Александра Невского в лавру, названную его именем: Свято-Троицкую Александро-Невскую лавру. Состоялось сие достопримечательное событие в 1724 году. Впрочем, в год перенесения останков это была ещё не лавра, а обычный мужской Невский монастырь. Приказ о его постройке был издан Петром I в 1710 году, после того, как русский царь оставил свою идею сменить православие на протестантизм, что глубоко сказалось на торможении эволюции общественных отношений в государстве. А в год смерти Петра I от «антонова огня», его вдова, императрица Екатерина I, учредила орден Святого Александра Невского. Таким образом, ныне мы имеем круглую дату, связанную с 1725 годом.

Пётр I перевозит мощи Александра Невского в Санкт-Петербург. Скульптура на двери Исаакиевского собора

Пётр I перевозит мощи Александра Невского в Санкт-Петербург. Скульптура на двери Исаакиевского собора

Для массового сознания витеблян образ Александра Невского связан с фейковой историей его «венчания» в Благовещенской церкви. Не беда то, что ни один летописный источник об этом не свидетельствует. В православной традиции сформирована несгибаемая вера в так называемое «священное предание», которое в течение веков составлялось и надстраивалось людьми, к истории относившихся артистически. Отсюда и в нашей действительности образ «святого» и «благоверного» наделён всеми немыслимо положительными свойствами, которые в проекции вызовов, стоящих перед современной белорусской государственностью, располагают лишь к её капитуляции.

Свято-Благовещенский храм

Свято-Благовещенский храм

В современном массовом сознании «светлый» и абсолютно позитивный образ князя утверждён во многом благодаря фильму Сергея Эйзенштейна «Александр Невский», снятому в 1938 году. Так он и кочует из поколения в поколение. Это несомненно выдающееся кинематографическое произведение объединило в себе выражение, пусть и с определёнными «оговорками», духа евразийской имперской государственности, которая строилась Иосифом Сталиным, вкупе с церковно-канонической идеализацией образа. В данном отношении личность Александра Невского непротиворечива: заключив союз с Золотой Ордой, он подчинил Новгород ордынскому влиянию ради укрепления личной власти. Такой союз русское православие, смертельно боявшееся конкуренции с католичеством, могло только поддерживать. И этот «духовный» конкордат между евразийским деспотизмом и православием навсегда утвердил в России политическую культуру патриархально-подданического правления.

Кадр из фильма Сергея Эйзенштейна "Александр Невский"

Кадр из фильма Сергея Эйзенштейна “Александр Невский”

Образу новгородского князя в данном плане идеологически противостоит фигура Ольгерда, князя Витебского, разбившего на берегах реки Синие Воды трёх татарских князей. Открытие в Витебске памятника Ольгерду, выполненного в академической манере скульптором Сергеем Бондаренко, являлось определённым знаком укрепления идеи белорусской национальной государственности, до известной степени её либерализации и поворота «на Запад», особенно в свете российской экспансии в Украине. Тем более, что академическая монументальная скульптура, в отличие от авангардной, всегда несёт в себе очень чёткий идеологический смысл и государственный посыл. И вот проект возведения скульптурной композиции Александра Невского с женой Александрой и сыном Василием возле Благовещенского храма в Витебске, выглядит своего рода «евразийским ответом». К тому же очевиден и явный имперско-гностический подтекст данной композиции с её триадой Отец – Мать – Сын.

Храм святого благоверного князя Александра Невского в Витебске

Храм святого благоверного князя Александра Невского в Витебске

Теперь мы являемся свидетелями идеологического противостояния двух державных проектов, выраженных в двух разных памятниках и исторических фигурах таких непохожих друг на друга князей. Более или менее открыто, такое противостояние выражается и в общественных дискуссиях, в том числе и среди представителей творческой элиты города. Так, известная сторонница пророссийского имперского влияния Татьяна Руденко на открытии совместной со своим супругом выставки 6 июля сего года в Витебском художественном музее, явно противопоставила этот православный и западный контексты:

А наш город – это культурный город Витебск. Его основала великолепная русская святая, княгиня Ольга. Почему памятник стоит Ольгерду, я не понимаю…

Татьяна Руденко на открытии выставки в Витебском художественном музее

Татьяна Руденко на открытии выставки в Витебском художественном музее

И далее говорила о том, что нашу историю писали немцы, а они, дескать, ничего хорошего о нас не напишут. При этом «мы» употреблялось в совершенной неразличимости с тем, что ныне называют «русским миром». Таким образом, косвенное касательство Александра Невского к земле Витебской ныне становится совершенно прямым средством идеологического влияния имперского «русского мира», несмотря на всю историческую фейковость имени новгородского князя для нашего города.

На открытии выставки скульптора Сергея Бондаренко в Витебском художественном музее. Аналог монументального памятника Ольгерду для выставочных залов

На открытии выставки скульптора Сергея Бондаренко в Витебском художественном музее. Аналог монументального памятника Ольгерду для выставочных залов


  • Хемуль

    Вы так пишите про русский мир и имперский проект, как будто это что-то плохое )))) Хотя чем этого лучше концепция лимитрофа на задворках европы или тразитного узла, одного из многих – никто логически не обьяснил.

    И насчёт католичества – из Ф.Шенк “Александр Невский в русской культурной памяти: святой, правитель, национальный герой” (по названию, думаю, понятно что автор пишет в глубоко православной традиции)
    ———-
    В письме папа поздравляет адресата с решением объединиться с римской церковью и призывает построить во Пскове католический собор. Горский предполагает, что послание от 15 сентября было ответом на несохранившееся письмо Александра, в котором тот в «нейтрально-дружественном тоне» прореагировал на первое послание папы. Переоценив дружественность Александра, курия предположила, что тот решил принять католицизм”. с. 55
    ————
    то есть вопрос католичества минимум серьёзно рассматривался Александром (переписка его с папой неплохо сохранилась в Ватикане) и был отвергнут только после долгих переговоров и раздумий, а не сходу.

  • Георгий Корженевский

    Это не просто “что-то плохое”. Российская государственность сделала всё для того, чтобы литвины утратили своё национальное самосознание, и превратились в подданных, в рабов. Кому-то, может, и не нравится быть “на задворках Европы”, но чем лучше быть Северо-Западным краем, находясь на задворках России? По поводу Александра Невского и католичества, всё-таки мы можем судить лишь по результату. А результат неутешительный: он глаза выкалывал несогласным с его политическим выбором новгородцам, коим было выгодно торговать с Европой.

  • Kondrat Sahalyar

    Прежде чем литвины окончательно утратили своё национальное самосознание под влиянием российской государственности, над этим
    самосознанием изрядно поиздевалась государственность польская. И
    правители витебские, включая Ольгерда, при выборе политического вектора чаще всего руководствовались личными коньюктурными соображениями. Сын литовского Ольгерда и русской Ульяны в конечном итоге стал польским королём – и это воспринималось нормально и на Западе, и на Востоке. Что касается Александра Невского, его фигура действительно обросла чудовищным количеством мифов (один из которых – сказка про выкалывание глаз),
    но это лишь подтверждает неординарность и историческую значимость его как политического деятеля. Вряд ли кто-то будет отрицать, что он обращался в Витебск за деньгами, оружием и прочей помощью в проведении очередной военной кампании, и он эту помощь получил. В то время с самосознанием у витьбичей всё было в порядке, и о выгоде своей они пеклись не меньше новгородцев. Пусть сближение Полоцка-Витебска и Новгорода было частью хитрой политики Невского, для надёжности подкреплённой брачным союзом, хуже от этого никому не стало. Поэтому против памятника Невскому, как и Ольгерду, у меня возражений нет.

  • Георгий Корженевский

    Кстати, польская государственность литвинам никак не мешала. А вот то, что Российская имперская государственость устраивала “разборы шляхты”, и переписывалась в низшие сословия, напр. “вольными хлеборобами” – это исторический факт, свидетельствовавший как раз о целенаправленном снижении статуса свободных людей. Тут можно, к примеру, и Янку Купалу вспомнить, ибо род Луцевичей был также шляхетского статуса лишён. Ну, а относительно самой истории Новгорода, давайте вспомним то “добро”, которое для него сделал Иван III, разоривший город, закрывший ганзейскую контору и конфисковавшего товары.

    По поводу “сказок” приведём Новгородскую летопись: “В лето 6765. Приде весть изъ Руси зла, яко хотять Татарове тамгы и десятины на Новегороде; и смятошася люди чересъ все лето. И къ госпожину дни умре Онанья посадникъ, а на зиму убиша Михалка посадника новгородци. Аще бы кто добро другу чинилъ, то добро бы было; а копая подъ другомь яму, сам ся в ню въвалить.

    Тои же зимы приехаша послы татарьскыи съ Олександромь, а Василии побеже въ Пльсковъ; и почаша просити послы десятины, тамгы, и не яшася новгородьци по то, даша дары цесареви, и отпустиша я с миромь; а князь Олександръ выгна сына своего изъ Пльскова и посла в Низъ, а Александра и дружину его казни: овому носа урезаша, а иному очи выимаша, кто Василья на зло повелъ; всякъ бо злыи зле да погыбнеть”.

    То есть этот мнимый “герой” действовал во имя своих политических целей, исправно собирая дань для татар, в то время как его брат Андрей в союзе с Даниилом Галицким создавал антимонгольскую коалицию. При этом Александр просто-напросто “сдал” своего брата, сообщив Орде о его намерениях, в результате чего тот вынужден был бежать в Швецию.

  • Kondrat Sahalyar

    Если бы польская государственность никак не мешала литвинам, то
    и не начался бы долгий период политической нестабильности, распрей и междуусобиц в верхах, катализатором которых выступала польская шляхта и в результате которых ВКЛ потеряло треть своей территории – на радость врагам и завистникам
    со всех сторон.

  • Георгий Корженевский

    Среди самих литовских князей не было мира и согласия. Вспомним противостояние Ягайлы и Витовта, Ольгерда и Кейстута. Да и жизнь Миндовга оборвалась трагически, не поляки ведь в этом виноваты. Впрочем, заключение Кревской династической унии способствовало миру, формированию государства “от моря до моря”, и существованию ВКЛ в составе цивилизованного мира, а не под влиянием Золотой Орды. Память о благородном духе и наследии литвинов стала стираться благодаря российскому влиянию, сначала в составе Российской Империи, потом Советского Союза, и тут уже и поляки, и те, кто сохранил своё самосознание в качестве литвинов, едины в главном: следует избавляться от власти евразийского нечестия.

  • Панфилов

    до 1922 года Витебская область входила в РСФСР. После 1922 года вошла в БССР. Жители Витебской области не хотели быть в Белоруссии и стать белорусами. Хотели остаться Русскими.
    Автор пишет о русской экспансии на Украине. Когда проходила “экспансия” Украины, как таковой не было.
    Автор статьи негативно пишет о России, но при этом пишет на Русском Языке.
    Если в Витебске поставили памятник Ольгерду, который уничтожал Русских в Белоруссии. Тогда уж поставьте Памятник эссесовцу-палачу Шушкевичу

    • Віцеблянін

      Вы лжец!
      Во-первых, не до 1922 года, а до 1924.
      Во-вторых, 1 января 1919 года комунистами была объявлена ССРБ. В её состав помимо территории сегодняшней Беларуси входили смоленская и брянская области. Столицей ССРБ был город Смоленск. Чуть позже его решили перенести в Минск.
      27 февраля 1919 года в Москве было принято решение изъять из состава ССРБ земли современных Смоленской, Брянской, Могилёвской, Витебской, Гомельской областей и передать их в состав РСФСР. А ошмётки ССРБ объеденить с Литовской ССР в единую Литовско-беларускую ССР. Так в москве решили избавиться от беларусов, т.к. в ЛитБеле и РСФСР планировалось ассимилировать беларусов. К счастью проект Литбела просуществовал недолго. Всему виной польско-советская война.
      31 июля 1920 года большевики вынужденно объявили БССР (в составе лишь одной современной Минской области). Именно тогда родилась шутливая поговорка “Ў Беларусі тры сталіцы – Менск, Лагойск ды Плешчаніцы”. А Янка Купала тогда иронично горько усмехнувшись сказал “Что ж спасибо хоть за это”.
      В 1924 году в Москве решили вернуть обратно в Беларусь Витебскую и Могилёвскую области. В 1926 году, что-то их климануло ещё раз, и они решили вернуть Гомельскую область. Смоленскую и Брянскую землю так и не вернули до сих пор, хотя Смоленск – первую столицу БССР планировалось вернуть обратно в конце 80-х годов 20 века.

  • Начала читать статью….. и прочитала до конца, заставляя себя… Как заколебали новые историки…… Да не ссорьте вы нас. История- есть история. на наших землях жили наши предки- ссорились, мирились, предавали- любили. В наше время и то брат- брата предает. Глобально мыслите! Найдите в наше время семью, чтобы в ней не смешалась кровь русского, белоруса и украинца. Не надо нам никаких изменений- революций. Понятно, что из-за власти – брат на брата шел, вот такие мы люди. И в каждой стране это было. Зачем писать в таком негативе, больше на ваши странички не зайду. Историей интересуюсь, но не в таком описании. Пишите интересно и спокойно, а то чушь пишите какую-то Сталина приплели к описанию Бог знает каким временам. Все в кучу.