Витебский фейк Александра Невского

Памятные даты, связанные с почитанием князя Александра Невского, заставляют нас раскрыть актуальный смысл его образа, в особенности по отношению к попыткам его фетишизации в Витебске.

Постамент, на котором планируется возведение памятнику Александру Невскому

Постамент, на котором планируется возведение памятнику Александру Невскому

А ведь действительно, общество имеет дело с образом и идеологемой, в которой начисто стёрлись человеческие черты. Ныне Александр Невский является одним из идолов «русского мира» и евразийства, и только в этом контексте можно говорить о позитивном или негативном значении его имени для Беларуси вообще и Витебска в частности. В оккультном отношении, связанном с проекцией социальной магии, его образ давно уже предстаёт одним из «прелатов», входящих в свиту Жругра, демона российской великодержавной государственности. Перейдём же к самим многозначительным датам, связанным с данным этатистским именем.

Г. Семирадский. Князь Александр Невский принимает папских легатов. 1876 г.

12 сентября Русской Православной церковью отмечается день перенесения мощей Александра Невского в лавру, названную его именем: Свято-Троицкую Александро-Невскую лавру. Состоялось сие достопримечательное событие в 1724 году. Впрочем, в год перенесения останков это была ещё не лавра, а обычный мужской Невский монастырь. Приказ о его постройке был издан Петром I в 1710 году, после того, как русский царь оставил свою идею сменить православие на протестантизм, что глубоко сказалось на торможении эволюции общественных отношений в государстве. А в год смерти Петра I от «антонова огня», его вдова, императрица Екатерина I, учредила орден Святого Александра Невского. Таким образом, ныне мы имеем круглую дату, связанную с 1725 годом.

Пётр I перевозит мощи Александра Невского в Санкт-Петербург. Скульптура на двери Исаакиевского собора

Пётр I перевозит мощи Александра Невского в Санкт-Петербург. Скульптура на двери Исаакиевского собора

Для массового сознания витеблян образ Александра Невского связан с фейковой историей его «венчания» в Благовещенской церкви. Не беда то, что ни один летописный источник об этом не свидетельствует. В православной традиции сформирована несгибаемая вера в так называемое «священное предание», которое в течение веков составлялось и надстраивалось людьми, к истории относившихся артистически. Отсюда и в нашей действительности образ «святого» и «благоверного» наделён всеми немыслимо положительными свойствами, которые в проекции вызовов, стоящих перед современной белорусской государственностью, располагают лишь к её капитуляции.

Свято-Благовещенский храм

Свято-Благовещенский храм

В современном массовом сознании «светлый» и абсолютно позитивный образ князя утверждён во многом благодаря фильму Сергея Эйзенштейна «Александр Невский», снятому в 1938 году. Так он и кочует из поколения в поколение. Это несомненно выдающееся кинематографическое произведение объединило в себе выражение, пусть и с определёнными «оговорками», духа евразийской имперской государственности, которая строилась Иосифом Сталиным, вкупе с церковно-канонической идеализацией образа. В данном отношении личность Александра Невского непротиворечива: заключив союз с Золотой Ордой, он подчинил Новгород ордынскому влиянию ради укрепления личной власти. Такой союз русское православие, смертельно боявшееся конкуренции с католичеством, могло только поддерживать. И этот «духовный» конкордат между евразийским деспотизмом и православием навсегда утвердил в России политическую культуру патриархально-подданического правления.

Кадр из фильма Сергея Эйзенштейна "Александр Невский"

Кадр из фильма Сергея Эйзенштейна «Александр Невский»

Образу новгородского князя в данном плане идеологически противостоит фигура Ольгерда, князя Витебского, разбившего на берегах реки Синие Воды трёх татарских князей. Открытие в Витебске памятника Ольгерду, выполненного в академической манере скульптором Сергеем Бондаренко, являлось определённым знаком укрепления идеи белорусской национальной государственности, до известной степени её либерализации и поворота «на Запад», особенно в свете российской экспансии в Украине. Тем более, что академическая монументальная скульптура, в отличие от авангардной, всегда несёт в себе очень чёткий идеологический смысл и государственный посыл. И вот проект возведения скульптурной композиции Александра Невского с женой Александрой и сыном Василием возле Благовещенского храма в Витебске, выглядит своего рода «евразийским ответом». К тому же очевиден и явный имперско-гностический подтекст данной композиции с её триадой Отец – Мать – Сын.

Храм святого благоверного князя Александра Невского в Витебске

Храм святого благоверного князя Александра Невского в Витебске

Теперь мы являемся свидетелями идеологического противостояния двух державных проектов, выраженных в двух разных памятниках и исторических фигурах таких непохожих друг на друга князей. Более или менее открыто, такое противостояние выражается и в общественных дискуссиях, в том числе и среди представителей творческой элиты города. Так, известная сторонница пророссийского имперского влияния Татьяна Руденко на открытии совместной со своим супругом выставки 6 июля сего года в Витебском художественном музее, явно противопоставила этот православный и западный контексты:

А наш город – это культурный город Витебск. Его основала великолепная русская святая, княгиня Ольга. Почему памятник стоит Ольгерду, я не понимаю…

Татьяна Руденко на открытии выставки в Витебском художественном музее

Татьяна Руденко на открытии выставки в Витебском художественном музее

И далее говорила о том, что нашу историю писали немцы, а они, дескать, ничего хорошего о нас не напишут. При этом «мы» употреблялось в совершенной неразличимости с тем, что ныне называют «русским миром». Таким образом, косвенное касательство Александра Невского к земле Витебской ныне становится совершенно прямым средством идеологического влияния имперского «русского мира», несмотря на всю историческую фейковость имени новгородского князя для нашего города.

На открытии выставки скульптора Сергея Бондаренко в Витебском художественном музее. Аналог монументального памятника Ольгерду для выставочных залов

На открытии выставки скульптора Сергея Бондаренко в Витебском художественном музее. Аналог монументального памятника Ольгерду для выставочных залов

РЕКЛАМА


РЕКЛАМА