Пройдут ли толочинские «Дожинки» со скандалом? Рассуждает наш журналист
В Толочинском райсполкоме кипит подготовка к главному аграрному празднику 2015 года. Именно в Толочине в нынешнем году он пройдет в соответствии с утвержденным графиком. Я осторожно не пишу прилагательного «областной» к существительному «праздник». Ведь республиканские «Дожинки» канули в вечность. А это означает, что осенью этого года после битвы за урожай в Толочине могут чествовать передовиков национального масштаба. Включая самого главного передовика: не исключено, что вручать призы и грамоты в Толочине будут на самом высоком уровне. Почему я так думаю?
Приедет ли Лукашенко на Толочинские «Дожинки»?
Вероятность такого поворота событий весьма высока. «Дожинки» и выборы пройдут почти одновременно, и праздник будет частью предвыборной гонки. Начальником Администрации Президента, то бишь, читай, предвыборного штаба назначен Александр Косинец, витебчанин вообще, и последние несколько лет в частности. Александр Николаевич продемонстрировать свою работу кровно заинтересован, и почему не сделать это с опорой на свои, местные кадры, которые он хорошо знает? Да и Александру Григорьевичу есть что сказать толочинцам и их гостям со всей республики и других стран.
Немаловажно и то, что новые руководители Витебщины и Толочинского района уже прониклись чувством личной ответственности за подготовку к торжествам: не далее как вчера новый председатель Толочинского райисполкома Сергей Егоров публично объявил себя начальником штаба по подготовке к «Дожинкам», взяв таким образом бразды правления в свои руки. При этом его первый заместитель (начальник управления сельского хозяйства райисполкома) Сергей Колесников отныне сосредотачивается тоже не на социальных проблемах жителей, и не на толочинской агропромышленности, а на подготовке к посевной и грядущей уборке урожая. Да и урожай, похоже, запланирован как невиданный в истории района и области. Будет чем похвалиться с трибуны «Дожинок» и самому Лукашенко. Надо признать, под его непосредственным участием в районе в разные годы прошли практические семинары по внедрению передовых технологий производства и хранения картофеля. Чтобы не говорили злопыхатели, но сегодня реалии таковы: Толочинщина вышла на первое место в Витебской области по валовому сбору картофеля. Почти весь урожай (свыше 30 тысяч тонн второго хлеба) сосредотачивается и хранится в условиях искусственного климата в двух современных хранилищах. А еще есть успехи в садоводстве: самый большой промышленный сад и современное фруктохранилище (при разумной рекламе) сразят наповал любого недоверчивого к успехам аграрного сектора Беларуси участника праздника.
Библиопрезидент
С учетом очередного поворота Лукашенко лицом к псевдобелорусизации, ему будет выгодно предстать перед электоратом с копией «Друцкого евангелия» в руках. Если вы не в курсе, то в рукописном памятнике славянской письменности начала XV века научным авторитетом историка Тихомирова утверждается о существовании Друцка уже в Х веке, и о возведении в нем в 1001 году первой православной церкви.
Отсюда один шаг к утверждению, что христианство на земли Толочинщины, а значит, и на земли нынешней Беларуси, пришло не позже, чем через 13 лет после крещения «крестом и мечом» в Киеве. А может быть – и раньше. 15 лет тому назад на торжествах по случаю тысячелетия легендарного Друцка эта новость была преподнесена на международной научно-практической конференции (мне довелось быть ее участником).
С тех пор у меня хранится номер районки с подтверждением факта выпуска маркированного конверта тиражом 200 тысяч экземпляров. Конечно, есть чем гордиться – если бы это было правдой.
Дело за малым – убедить Лукашенко взять в руки ретопринтное «Друцкое евангелие» и зачитать из этой жемчужины славянской письменности записи в конце рукописи:
«В лето 6509 створена бысть церкви сия Святая Богородица въ граде во Дрютьсце, а служити в ней ежедневную службу, Божиею милостью и Его Пречистой Матери и рабом Божьим князем Василием Михайловичем и его княгинею Василисою. А положил я его со своею женою Божественное Евангелие и оковал. Да дал Святой Богородице село Моравьиничи со всеми людьми и с медовою данью, и с селищами, и с лугами, которые принадлежат тому селу… Да дал Святой Богородице десятину из своего села из Видинич от хлеба. А после моей смерти не следует вмешиваться (в мой дар) ни моим детям, ни моим тиунам, ни иному какому-либо нарушителю. А кто станет вмешиваться, тот даст ответ перед Богом на Страшном суде. А какой человек сидит на земле в Торотвине, тот дает 5 пудов меда просвирнице на заупокойные службы Святой Богородице. Да я дал на память Якимово лукно, полулуконье на Худаве. А вы бы, мои дети, за это меня поминали, а моего бы слова не изменяли…»
Гладко было на бумаге, но забыли про овраги
В 2001 году Лукашенко не рискнул принять участие в торжествах в честь 1000-летия Друцка. В тот самый час, когда митрополит Минский и Слуцкий Филарет служил молебен в восстановленной «самой первой на земле белорусской православной церкви», Президент Республики Беларусь «глаголом жег» сердца своего электората в Мстиславле.
Сейчас бы самое время проехаться по мозгам доверчивых граждан с с этой новой версией об особом вкладе Друцка в дело развития письменности, а главное – в дело распространения православия, но накал политических страстей сильно высок на международной арене. Ведь таким образом можно задеть за живое второй, но считающий себя первым центр православия – Москву. Не согласятся историки и краеведы Смоленска, Пскова, Новгорода, Москвы и Новосибирска с такой версией нашей и своей истории. А тут еще и мать городов русских Киев находится в противоположном лагере, а крестили славян впервые именно там, да как назло делал это Владимир… Нет, чтобы какой-нибудь Александр.
Это в 2001 году, когда вера в особую миссию Лукашенко в России и окружающем ее славянском мире была на самом подъеме (а Киев был тих и уютен), российские историки, участвующие в научной конференции, отмахивались от моих аргументов и убеждали в «политической целесообразности временно снять с обсуждения критический текст “Друцкого Евангелия”». Ныне модными стали иные романсы. Да и, странное дело, писан текст этот новгородским диалектом, что не вписывается в местные современные политические реальности.
С учетом этих двух факторов легко предположить, что уже на уровне заседания районного штаба подготовки к «Дожинкам 2015» прозвучат вопросы, адресованные директору местного краеведческого музея Ирине Пикулик, который она не раз слышала от меня:
– Правомерно ли называть Друцкую церковь Богородицы образца 1001 года православной, если большинство сельских механизаторов, не говоря уже о работниках культуры, знают, что закрепление раздела христианства на католицизм и православие датируется только 1054 годом от рождества Христова?
– Нет ли ошибки в дате? В «Сводном каталоге славяно-русских рукописных книг, хранящихся в России, странах СНГ и Балтии. XIV век» (М.: Индрик, 2002. С. 330–331) подвергается сомнению существование Друцка в 6509 (1001) году. Авторы каталога считают: в Евангелии неразборчиво записана дата 6909 (то есть 1401) год. Как нам, непрофессионалам, относиться к такому повороту историков в установлении истины вокруг даты строительства церкви? Не шутка ведь – 500 лет прибавки!
Допускаю, что районный штаб во главе с новым руководителем Толочинщины возьмет да и проведет свое заседание непосредственно в залах краеведческого музея. Моделирую ситуацию:
– Покажите членам исполкома ту строку в фотокопии дарственной записи, о которой идут споры? Где эти числа? Хотим сами и своими глазами увидеть, что там нарисовали летописцы? «Девятку» или «пятерку»?
И придется чиновнику от культуры популярно объяснять дипломированным филологам, инженерам, зоотехникам, агрономам, технологам пищевой промышленности и отставным милиционерам, что в средние века числа писались буквами. Нынешние историки для простоты усвоения переводят нам старую форму записи летоисчисления в новую.
И слышу я в тишине музейного зала твердое решение председателя Толочинского райисполкома Сергея Егорова:
– По праву председателя штаба по подготовке к «Дожинкам-2015» принимаю решение о назначении лингвистической экспертизы этой спорной записи в Друцком Евангелии. Полагаю, что средства на оплату экспертизы мы изыщем. Напомните, где находится оригинал рукописи?
– Фотокопия хранится в научной библиотеке НАН Беларуси! В нашей стране авторитетным специалистом по этой проблеме является Ирина Будько.
– Где хранится оригинал текста?!
– В собрании летописей и древних рукописей библиотеки Сибирского отделения РАН в Новосибирске.
– Вот туда и подготовьте запрос! С просьбой сообщить нам дату проведения экспертизы с участием представителя района и историков Полоцкого университета. Проезд и работу специалистов ради торжества истины мы оплатим!
Да будет восстановлена историческая справедливость!
Или не будет?