Православная церковь тянется к деньгам

Антон Платов

Две тысячи лет назад Христос изгнал торгующих из храма. В наши дни служители церкви его имени сами готовы принести торговлю в каждый дом.

banking_600-3

Финансисты в рясах

Наших соседей-россиян уже, кажется, сложно чем-то удивить. Однако попытки по-прежнему делаются. Так, 22 декабря российские экономисты и представители Русской православной церкви представили общественности концепцию «Православной финансовой системы» (ПФС). По их словам, она «не подвержена кризисным явлениям современного мира», так как основана на действующем законодательстве, православной нравственности и традициях российского предпринимательства. («Духовные скрепы» почему-то не упомянули.)

Вряд ли стоит удивляться тому, что поближе к деньгам сразу постарались оказаться весьма одиозные церковники. «Сейчас достаточно очевидно, что конец финансового пузыря, конец финансовой пирамиды, конец экономики, построенной на принципе “деньги делают деньги”, конец финансовой экономики, оторванной от труда и его плодов, от экономики товаров и услуг, достаточно близок», – заявил на пресс-конференции, посвященной презентации ПФС, председатель синодального отдела по взаимодействию церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин.

«Чтобы неизбежный крах мировой финансовой экономики был не катастрофичен, не был бы связан с войной и с попыткой списать все за счет войны, очень важно постепенно наращивать роль в мире тех экономических структур, тех экономических механизмов, которые не были бы основаны на ростовщичестве, но базировались бы на иных принципах, – сказал он. – Вопрос о финансовой деятельности без банковского процента долгое время пытались заболтать, осмеять, не заметить, но сейчас это уже сложно сделать. Сейчас действительно интерес к такого рода системе возникает. <…> Предлагается создание некоего финансового центра, который бы контролировался на равноправной основе разными его участниками, не превращаясь в проект одного лица или одной корпорации».

Я решил более обстоятельно разобраться в подоплеке «православных финансов» по нескольким причинам. Во-первых, в Беларуси, по разным оценкам, от 70% до 75% верующих – православные. Во-вторых, православная церковь занимает первое место в списке (http://n1.by/news/2014/01/27/575969.html) общественных и государственных институтов, которым доверяют белорусы (армия на втором месте, президент – на 9-м). В-третьих, Русская православная церковь, которой подчинены и белорусские православные, после 1991 года превратилась в огромную бизнес-структуру (http://www.oko.by/2639-dokhody-pravoslavnojj-cerkvi-davno-perestali.html), способную дать фору любому российскому олигарху. Представьте себе: «нестяжательной» православной церкви принадлежит 17% акций в международной алмазной корпорации «ДеБирс». А бизнес церкви по торговле алкоголем и табаком вообще вошел в фольклор 90-х.

Но если смотреть не с позиции сегодняшних бизнес-интересов, а с точки зрения святых книг, то насколько вообще совместимы финансовый бизнес и религия?

Святые против банков

Проект «Православной финансовой системы» предполагает, что она будет зарабатывать деньги, не выделяя средства под процент (то есть не давая кредиты), а давая деньги под прибыль будущего предприятия – «в миру» это называется «инвестиционный банкинг». Также предполагается, что ПФС не станет использовать денежные потоки, поступающие от производства табачной и алкогольной продукции, игорного бизнеса и использования труда нелегальных мигрантов.

В самом деле, все три святые книги – Тора, Библия и Коран – прямо запрещают взимание ссудного процента, ростовщичество. В Ветхом Завете, он же – иудейская Тора, – сказано: «Если дашь деньги взаймы бедному из народа моего, то не притесняй его и не налагай на него роста» (Исход, 22;25). Евреи успешно использовали эту оговорку, став родоночальниками ростовщического бизнеса в Европе и на Ближнем Востоке – они давали деньги под ростовщический процент всем, кроме сородичей-евреев. Так и указание Бога соблюдалось, и доход имелся.

Христианам и мусульманам обходить заповеди сложнее. В Евангелии Христос говорит: «Взаймы давайте, не ожидая ничего, и будет вам награда великая» (Лука 6;35). Коран прямо разрешает торговлю и запрещает ростовщичество. «Дозволил торговлю Аллах, а лихву запретил» (Сура Аль-Бакара Аят 275). На том свете ислам готовит ростовщикам незавидную участь: «обитатели пламени адского на вечные времена».

Однако мусульмане, подобно евреям, все же нашли способ обойти запрет. Как результат, сегодня в ряде регионов мира действуют так называемые исламские банки. Наиболее активны они, разумеется, на Ближнем Востоке, в странах Персидского залива, и на Аравийском полуострове. Главное финансовое правило ислама – богатые не должны богатеть за счет бедных. Это роднит мусульманский банкинг с социализмом и противопоставляет основному постулату западной экономки – прибыль любой ценой. Также исламским банкам запрещено брать ссудный процент (риба), запрещено идти на неоправданный риск, неопределенность (гарар), инвестировать в производство запрещенных продуктов (например, спиртного или свинины), в производство и торговлю, которые нарушают нравственные заповеди – оружие, азартные игры, проституцию.

Все сделки исламского банка должен одобрить шариатский совет, привлекаемый со стороны или встроенный в структуру банка. Формально вкладчик такого банка именуется не кредитором, а партнером, финансовым дольщиком, инвестором. Например, банк вкладывает средства клиента в различные проекты и делится с ним прибылью. На языке финансистов это может называться доверительное управление, долевое партнерство, товарищество на вере, коммандитное товарищество и т.д. У мусульман – мушарака, мудараба. Также в мусульманской финансовой системе присутствуют финансовая аренда и продажа в рассрочку (иджара), финансовый подряд (истисна), контракт поставки (салям).

Глава исламской организации Санкт-Петербурга «Аль-Фатх» Джамалиддин Махмутов заявляет, что будущее российской экономики именно за религиозными банками: православными и исламскими. «Строго говоря, для верующих авраамических религий (иудаизм, христианство, ислам) все банкиры западного типа являются ростовщиками, а следовательно, грешниками, – говорит Махмутов. – Пророк Мухаммад говорил, что все мы на земле лишь путники и обязаны делиться с ближним последним фиником. Религиозных банков у нас в России нет. Увы, пока непонятно, как эта система может прижиться. Ведь у большинства наших богатых людей цель – нажить себе капитал, а не поддерживать людей и иметь совесть».

Православные богословы, в свою очередь, также ищут возможность обойти наложенные Евангелием запреты. Некоторые из них считают, что запрет на ростовщичество, упоминаемый в Библии, не относится к современным банкам. «Сегодня банковские услуги – это не древнее ростовщичество. У банков берут деньги для развития, и банки превратились из торговцев временем в соучастников твоего бизнеса, которые вместе с тобой несут риски твоего бизнеса, – сказал в интервью журналу «Профиль» протодиакон Андрей Кураев. – Банк – это нормальный институт современного общества, и церковь, конечно, не может его игнорировать. Древний запрет скорее стоит вспоминать, говоря про ломбарды, к которым люди прибегают действительно в безвыходных ситуациях».

pic1_www.asfera.info

Не все так просто

Как в России, так и в Беларуси, и в других странах СНГ вести православный или исламский банкинг мешает законодательство. Так, в России Гражданский и Налоговый кодексы, а также федеральные законы «О банках и банковской деятельности», «О Центральном банке Российской Федерации» предусматривают обязательные процентные ставки по кредитам и вкладам (депозитам). В Беларуси правила аналогичны.

Также и многие богословы все равно видят в банках грех – они справедливо считают, что любой религиозный банк просто подменяет понятия и называет получаемые проценты другими терминами. «Исламские банки успешно работают лишь в странах с исламским населением, особенно в Персидском заливе, там людей мало, все друг другу родственники, живут как в большой семье, – говорит российский экономист Сергей Исаев. – У нас же это будет пиар, маркетинг. Попробуйте давать ипотеку на 25 лет без процентов, работая не в убыток. Тогда вся Россия ислам примет, а вам Нобелевку по экономике дадут». Кроме того, по словам Исаева, возможная экспансия исламских банков не очень понравится представителям других конфессий. Поэтому им придется уходить в регионы с преобладающим мусульманским населением.

Не так давно председатель Внешэкономбанка (ВЭБ) Владимир Дмитриев участвовал в форуме «Торгово-промышленный диалог Россия – Персидский залив», проходившем в Бахрейне. Там глава ВЭБа, по сути, пообещал, что Россия возьмет на вооружение принципы исламского банкинга. «Мир сегодня переживает период геополитической турбулентности, – заявил Дмитриев. – В этих условиях мы высоко ценим стремление арабских государств Персидского залива наращивать торгово-экономические отношения с Россией, расширять сотрудничество между финансовыми институтами, в том числе по канонам исламского банкинга».

Дмитриев отметил, что специалисты ВЭБ отправятся в страны Персидского залива, чтобы изучить исламский банкинг, а затем предложить Центробанку изменения законов, с которыми он выйдет на Федеральное Собрание. «Нам надо адаптировать наше банковское законодательство к специфике данного вида финансирования», – сказал Дмитриев.

Сейчас с подачи ВЭБ предлагается принять специальный федеральный закон «Об исламских финансах», разработать инструкцию по регистрации исламского банка и предусмотреть отдельное лицензирование. В Ассоциации российских банков также пришли к выводу, что спрос на исламские финансовые инструменты растет, поскольку растет спрос на инвестиции, которые могут приносить стабильный реальный доход в долгосрочном периоде вне зависимости от краткосрочных инфляционных шоков.

Р. S.

Между тем, недавно стало известно, что в Санкт-Петербурге будет открыт первый православный банк для казаков. Об этом сообщил атаман городского общества «Православный союз казаков «Ирбис» Андрей Поляков. «Это историческая необходимость: такой банк существовал в России до 1917 года. Бюджеты казачьих организаций насчитывают 100 млрд рублей. Банк должен объединить финансы многочисленных православных организаций», – пояснил атаман.

Несмотря на то что банк позиционирует себя как организация для казаков, его клиентами могут стать все желающие. Администрация учреждения обещает предоставлять специальные ставки по депозитам и кредитные программы для фермеров. Сотрудники казачьего банка должны будут носить специальную форму: мужчины – брюки с лампасами, женщины – платок в цветах имперского триколора.

Чувствую, пора улетать с этой планеты.