Сергей Фадеенков: вся Беларусь молится о мире

Главный специалист Отдела по делам религий и национальностей Витебского облисполкома Сергей Фадеенков о религиозных объединениях Витебской области и способах взаимодействия с ними.

 

DSCN6434

1 января всё международное сообщество отмечает Всемирный день мира. Этот праздник имеет своим истоком День всемирных молитв о мире, который был объявлен католической церковью в 1967 году. «Прости, и ты обретёшь мир» – таков общий лозунг этого дня. Одной из главных его тем также является борьба с бедностью, при этом бедность может пониматься в совокупности, не только как экономическая, но и духовная. Вопросы сохранения мира на земле связаны также с сохранением жизни. Потому задачи умножения духовности и гармоничного отношения к бытию актуальны для любой страны или региона. Разумеется, Республика Беларусь вообще и Витебская область в частности, не являются здесь исключением.

Реализация задач сохранения мира между народами во многом зависит от способа взаимодействия государства с религиозными конфессиями. Оно должно быть направлено на созидание, сохранение и укрепление духовных ценностей. В интервью с главным специалистом Отдела по делам религий и национальностей Витебского облисполкома Сергеем Фадеенковым мы говорили как о самих религиозных объединениях на территории Витебской области, так и о взаимодействии с ними государства и общества. Сфера образования, проблема абортов, регистрация религиозной общины – эти и другие вопросы мы затрагиваем в нашей беседе.

– Сергей Николаевич, каково на сегодняшний день количество религиозных общин и конфессий в Витебской области?

С. Фадеенков. На сегодняшний день в Витебской области зарегистрировано 542 религиозных общины, которые представляют 17 конфессий. Разумеется, подавляющее большинство этих общин православные, их 280, это 51, 72% от общей численности. На втором месте римо-католики, у них 94 общины, это 17, 3% от общего количества общин. На третьем месте Христиане веры евангельской, у них 51 община, это 9, 4%. Далее идут Евангельские христиане-баптисты – 38 общин. У Старообрядческой церкви 18 общин. Евангельская лютеранская церковь и Церковь адвентистов седьмого дня насчитывают по 14 общин. Иудейских общин всего зарегистрировано восемь, из них 5 относятся к ортодоксальному иудаизму, а 3 – к прогрессивному. Есть такие экзотические общины, как община Веры Бахаи, община Международного общества сознания Кришны и Церкви Иисуса Христа Святых последних дней (мормоны).

Количество общин многих религиозных конфессий в республике можно посчитать буквально по пальцам одной руки. Но уважая право граждан на свободу вероисповедания мы учитываем интересы всех верующих, которые имеют право создавать свои объединения.

– Что нужно делать для регистрации религиозной общины в Беларуси и много ли уходит на это времени?

С. Фадеенков. В Беларуси всё измеряется днями. Отношения с религиозными общинами у нас регламентируется «Законом о свободе совести и религиозных организациях». Согласно этому закону для того, чтобы община была создана, нужно наличие 20-ти граждан, достигших 18-летнего возраста и проживающих в одном или нескольких смежных населённых пунктах. То есть, если это несколько сельских пунктов, то они должны принадлежать одному району, потому что так будет проще работать. Ибо на местах деятельность религиозных общин регулируют местные органы власти. И если члены общины будут проживать в различных административно-территориальных единицах, то получиться, как в известной поговорке: «У семи нянек дитя без глазу». Потому, исходя из Закона, каких-либо серьёзных проблем, связанных с регистрацией и деятельностью религиозных организаций, у нас в Витебской области нет.

В. Крук. Брасловщина. Этюд. 2006 г.

Виктор Крук. Браслaвщина. Этюд. 2006 г.

– В России существует большая проблема клерикализации, которая охватывает в том числе и сферу образования. Нет ли подобной опасности для Беларуси?

С. Фадеенков. Конечно, у нас в стране такой проблемы не существует. Наши религиозные организации имеют право взаимодействовать с учреждениями образования, и есть соответствующее постановление Совета Министров, регламентирующее данное взаимодействие. Причём это взаимодействие осуществляется на паритетной основе: чтобы ребёнок принимал участие на факультативных занятиях, необходимо согласие родителей, либо лиц, их замещающих. Если такое согласие есть, в начале учебного года или в зависимости от иного периода времени та религиозная организация, которая желает осуществлять свою деятельность в школе в качестве факультативных занятий, заключает договор на один год. Они подписывают планы мероприятий, и в течение каждого года подводят итоги.

– Насколько распространены факты такого сотрудничества? Вероятно, в наибольшей степени сотрудничество проявляется с теми религиозными организациями, которые составляют большинство?..

С. Фадеенков. Не только большинство, но, понятное дело, православные и католики осуществляют наиболее широкое сотрудничество с различными государственными организациями. Из всей совокупности социальной сферы взаимодействие особенно затрагивает область здравоохранения. И также всё, что входит в сферу социального обеспечения: взаимодействие с интернатами, и так далее. Здесь проводится очень большая работа, и помимо православных и католиков серьёзную деятельность осуществляют также Христиане веры евангельской. Можно привести примеры получения всевозможной помощи из-за рубежа. Причём не только общеизвестной «гуманитарной», но и серьёзного оборудования, например в Россонском районе машина Скорой помощи была передана местной больнице. В этом отношении очень хорошо работает католическая благотворительная организация «Каритас», а в последнее время широкую деятельность развернули православные братства и сестричества.

В Полоцкой епархии действует центр «За рождение», и аналогичный центр имеется при Витебской епархии. Они выступают против абортов, хотя, разумеется, всё не ограничивается только ими. Против абортов активно выступает Католическая церковь и протестанты. Другое дело, когда приходится подходить к этой ситуации с позиции медицинской, здесь иногда возникают большие споры. Но в любом случае, когда возникает вопрос, прерывать или не прерывать беременность не по медицинским причинам, моральные принципы у нас едины. В Витебске провели один интересный эксперимент. С женщинами, которые собирались провести аборт, были проведены беседы со священником. Восемь из тринадцати женщин от абортов отказались.

При этом в подобных центрах не просто собрали женщин, поговорили, помолились, подарки подарили, и всё. Там ещё идёт и послеродовое сопровождение, то есть они оказывают окормление, заботу о молодой маме и малыше. Они получают ощутимую поддержку от церкви, а ведь вы знаете, что порой одно хорошее слово может перевернуть душу.

В. Вольнов. Вопрошающий. 2000 г.

Владимир Вольнов. Вопрошающий. 2000 г.

 – Действительно, в современном мире наблюдается проблема дефицита общения и необходимости его преодоления.

С. Фадеенков. А ведь из-за этого дефицита и возникают по сути все остальные проблемы. Когда мы замыкаемся в каком-то своём непонятном мире, который ныне становится вообще виртуальным, то жить в реальности, с реальными людьми, проблемами, реальным общением, порой бывает очень сложно. Когда женщина сталкивается с ситуацией: сделай аборт и дальше «живи спокойно», или же возложи на себя священное бремя материнства, и понимает, что она не одна, это влияет на выбор правильного решения.

У нас в области реализуется много социальных программ, связанных с борьбой против табакокурения, алкоголизма, и так далее. В этих программах довольно широкое участие принимают религиозные организации. Это не просто вхождение в какие-то комиссии: включили, например, там православного батюшку или ксёндза, и всё замечательно. Нет, они проводят очень большую и важную работу при храмах и костёлах.

– Взаимодействие с религиозными организациями должно носить позитивный характер, но в то же время Республика Беларусь является светским государством. Если здесь взаимопонимание с представителями религиозных организаций?

С. Фадеенков. Многие очень превратно воспринимают взаимодействие церкви и государства. Вопрос взаимодействия государства с церковью, и шире – с религиозными объединениями вообще, регламентируется статьёй 8 Закона Республики Беларусь «О свободе совести и религиозных организаций». В ней сказано, что государство не вмешивается в дела церкви, и, следовательно, церковь не вмешивается в дела государства. Чем, в принципе, и воспользовались православная церковь и государство, заключив соглашение о взаимодействии.

DSCN6448

В отношении всех остальных конфессий также можно сказать, что государство не вмешивается в их деятельность, но при этом требует соблюдения законодательства Республики Беларусь, Естественно, наше государство является светским, ибо, если бы это было не так, его руководителем должен был бы становиться глава церкви. Но каких-либо проблем у государства и конфессий не наблюдается. Мы нашли нормальные взаимоприемлемые модели отношений, которые устраивают и государство, и религиозные организации. Мы строим отношения на принципах равноправия и взаимоуважения, и делаем это так, чтобы любой гражданин Республики Беларусь, к какому бы вероисповеданию он бы не принадлежал, не считал себя ущемлённым.

– Кроме всем известных религиозных конфессий, в настоящее время религиозных конфессий возникают совершенно новые и экзотичные, как, например культ макаронного монстра или религия Джедай. Возникало ли у нас что-то похожее и как сложились бы отношения с подобного рода организациями?

С. Фадеенков. В настоящее время известно много неокультов. У нас есть соответствующее постановление Совета Министров Республики Беларусь, которое гласит, что в случае подачи заявления на регистрацию организации такого характера, мы должны посылать документы в Экспертный совет. Он существует в Минске при Уполномоченном по делам религий и национальностей. Этот совет и рассматривает, носит ли новая образовавшаяся организация характер религиозный, а также не имеет ли она деструктивного характера. По результатам рассмотрения Экспертный совет даёт заключение нам на места.

– То есть существуют объективно разработанные критерии…

С. Фадеенков. Несомненно. Экспертный совет потом работает непосредственно с объединением, которое желает зарегистрироваться, и собирает в случае необходимости другие документы. Он также проверяет, соответствует ли это объединение законодательству Республики Беларусь. И в случае положительного ответа мы осуществляем его регистрацию. Бывает, для регистрации объединения в качестве религиозного не представляется достаточных оснований, но его тогда можно зарегистрировать как общественную организацию.

– Какие основные формы сотрудничества Отдел по делам религий и национальностей Витебского облисполкома проводит с религиозными объединениями?

C. Фадеенков. Существует Программа мер по выполнению «Соглашения о сотрудничестве между Республикой Беларусь и Белорусской Православной Церковью» в Витебской области на 2011 – 2015 годы, по которой мы работаем. Она охватывает многие сферы общественной деятельности: воспитание и образование; культура, творческая деятельность; охрана, восстановление и развитие исторического и культурного наследия; здравоохранение; охрана окружающей среды; развитие спорта и туризма; социальная защита; благотворительность; содействие укреплению семьи, материнства, детства; профилактика правонарушений и нарушений правил безопасности жизни; попечение о лицах, находящихся в местах лишения свободы и отбывания наказаний; средства массовой информации.

Этот план утверждён Витебским облисполкомом, Витебской епархией, и Полоцкой епархией, по нему мы и сотрудничаем. Это очень чёткая программа. Вот сюда входят и фестивали, и другие всевозможные мероприятия. Но помимо Программы мер, иные конфессии проводят также много мероприятий. Постоянно, на все мероприятия приглашаются представители облисполкома, горисполкома, райисполкома. Это не для того, чтобы просто поднять свой статус, а для того, чтобы можно было решать серьёзные вопросы на серьёзном уровне. Так, Католическая церковь совместно с управлением здравоохранения собирает конференцию, куда к нам приезжают специалисты из Шри-Ланки, Ватикана, Италии, Германии, Польши, обсуждая вопросы врачебной этики. По итогам конференции выносятся решения, имеющие, конечно, рекомендательный характер, но, как говорится, «имеющий око да увидит, имеющий ум да поймёт».

– Спасибо за интересную и содержательную беседу, пожелаем всем нам и нашей стране мира, умножения духовности и благополучия в Новом году.