Тёмный мир Виталия Коголя

В витебском «Арт-пространстве Толстого, 7» открыта выставка фотохудожника Виталия Коголя «Изнанка», выражающая особый взгляд на реальность с позиции мистических традиций, не избегающих Тьмы.

Виталий Коголь и Марина Карман

Виталий Коголь и Марина Карман

Посетители, пришедшие на выставку, неизбежно столкнутся с волшебной, мистической фотографией, выражающей отнюдь не тривиальный мистицизм. Этот мистицизм выходит за пределы общественного подсознания и говорит о реальности сверхъестественного тем языком, который может быть непривычным и пугающим. Тем не менее это подлинное повествование о сверхъестественном, и не только потому, что фотохудожник предельно честен в своём творчестве. Экспозиция разрушает обыденные представления о сверхъестественном как о мире с сияющими ангелами или отвратительными демонами, а раскрывает запредельную реальность как покрытую мраком тайну для неподготовленных и непосвящённых.

В. Коголь. Deam Silentium

Живя в мире иллюзий, обусловленных и поддерживаемых в том числе и социальными религиями, человек, сталкиваясь с иными реальностями, на самом деле не может встретиться ни с чем иным, нежели со своими личными демонами, загнанными глубоко внутрь бессознательного. Социальные религии могут сколь угодно утешать несчастного индивида, ещё в большей степени отравляя его при этом ядом морализаторства, однако итог от встречи с бездной запредельного будет сокрушительным для его осознания. Об этом говорил сам фотохудожник на открытии выставки:

Почему «Изнанка»? Наверное потому, что это чаще всего скрывается от взгляда обычного человека. Тем не менее, оно у нас внутри и мы с этим знакомы… Изнанка – это то, что находится в нас, но мы стараемся её не показывать, либо проявляем, оставаясь только наедине с самим собой.

Виталий Коголь

Виталий Коголь

Старший научный сотрудник Витебского центра современного искусства Марина Карман отметила, что искусство фотохудожника отличается от ремесла простого фотографа именно тем, что не механически воспроизводит действительность, но идёт куда дальше неё:

Фотохудожник представляет не только известную нам реальность, и не столько её, но имеет дело с незримым и невидимым. Причём с самыми таинственными сторонами этого незримого и невидимого, в том числе и тайнами самого человека. И когда фотография имеет дело именно с этим, она становится искусством. Да, живём мы в мире видимых предметов, но как сказал один филолог, мы живём в неизвестном контексте. Так вот, кто желает задуматься над этим неизвестным контекстом, а кому повезёт – и разобраться с собственными неизвестными контекстами, природой самой жизни и того, что находится за её пределами, для него и будет полезна эта выставка.

Для тех, кому небезразличен путь самопознания…

Этот неизвестный контекст, именующийся также Непознанным, называется в толтекской традиции «тёмным морем осознания». Оно выражает природу Бесконечности, которая и есть «всё, что нас окружает». В своём допроявленном, пассивном состоянии, а также в её совершенно непознаваемых проявлениях, она именуется Хаосом. Совершенно не зря обыденное понятие «хаоса» так отличается от магического и оккультного, говоря о беспорядке и неразберихе. На самом же деле Хаос разбивает все устойчивые представления о реальности, снимает искусственные границы и предубеждения, приводя тем самым к свободе. Природа этой пугающей обыденное сознание Бесконечности и непостижимого Хаоса замечательно выражена в фотографиях Виталия Коголя.

В. Коголь. Прощальный взгляд ангела-хранителя к телу, обречённому на суицидальную смерть

В. Коголь. Прощальный взгляд ангела-хранителя к телу, обречённому на суицидальную смерть

Таким образом, «тёмный мир» фотохудожника не есть аналог чего-то непременно «злого» или «хищного» в соответствии с представлениями, укоренёнными в религиозном и бытовом профанизме. Тьма символически указывает на наличие тайны бытия и осознания, и неслучайно в творчестве Виталия Коголя его таинственные миры выражают именно женские образы. Так, образ призрака вызывает параллели с Исидой, сокрытой под вуалью, началом всякой мудрости, влекущей к познанию. И это один из архетипов Западной традиции, отчётливо выявленный фотохудожником.

В. Коголь. Маленькое очень одинокое привидение

Также в его фотокартинах превосходно проявлен образ Нимэ, Тёмного ребёнка, которая также известна в западном мистицизме как Кукурузная дева. Она выражает всю мощь потенциальных возможностей существования, разрушительных для профанов и созидательных для тех, кто обрёл мудрость, примиряющую с Бытием. К этому состоянию можно прийти, лишь когда человек бесстрашно предъявляет своё право на Силу, освобождаясь от стыда, страха и вины.

В. Коголь. Голод по прекрасному

В. Коголь. Голод по прекрасному

Ещё один глубочайший архетип, нашедший своё обнаружение на выставке «Изнанка» – это Мирия, олицетворяющая возвращение вглубь себя, к сущности, нахождению внутреннего покоя в созерцании глубинных истоков Проявленного. Вот как о ней говорит западная традиция Фери:

Я та, кто отражает красоту мироздания обратно внутрь себя. Я Возлюбленная. Я Тёмное зеркало. Я та, кто приходит к вам в видении и плачет в ночи; мои руки обиваются вокруг вас в страсти и наслаждении. Я тёмная гладь пространства. Я призываю вас обратиться ко мне, потому что тогда вы прикоснётесь к подлинной сущности. Найдите меня в потаённом уголке вашего ока и послушайте мою песню сирены, призывающую вашу душу домой.

В. Коголь. Несовершенное совершенство

В. Коголь. Несовершенное совершенство

Это «возвращение домой» нельзя осуществить без прохождения того энигматического этапа личного пути, который в Западной традиции именуется как Тёмная ночь души. Если начальный период реализации характеризуется оптимистическим и светлым душевным подъёмом неофита, то второй этап характеризуют многочисленные испытания и исследование потаённых глубин собственного существа. И он может показаться мрачным, опасным и отталкивающим. Многие выбирают остаться в состоянии социально зазомбированного адепта какой-нибудь внешней религиозной системы. Но без прохождения Тёмной ночи души невозможно «второе рождение», которое также именуют «рождением в духе».

В. Коголь. Где-то на самом краю вселенной

В. Коголь. Где-то на самом краю вселенной

Таков смысл «тьмы» и «изнанки», выраженный в экспозиции Виталия Коголя, выходящий далеко за пределы расхожих и ограниченных представлений об этих понятиях. Это первая его персональная выставка, и мы ожидаем от фотохудожника дальнейших знаковых творческих открытий. Она начала работу 9 октября и будет продолжаться ровно месяц. По всей очевидности, отнюдь неслучайно её открытие проходило вскоре после наступления Тёмного времени года, начало которого ознаменовано Осенним равноденствием, когда в Западной традиции празднуется Мабон. Это время особенно благоприятно для осуществления наиболее глубокого внутреннего самопознания. Приглашаем всех, кому небезразлично постижение потаённых глубин своего Я, осуществить путешествие по энигматическим внутренним и внешним мирам вместе с фотохудожником.

На открытии выставки

На открытии выставки