Можно ли вступать в брак в 2016 году?

Почитание московского списка Казанской иконы Божьей Матери, наступающий вскоре високосный год, злые происки святого Касьяна – всё это побуждает к ведущимся издревле разговорам об опасности заключения брачных союзов.

Илья Репин. Вечеринка

Илья Репин. Вечеринка

История «военных подвигов» московского списка Казанской иконы Божьей Матери, который почитается 4 ноября, предстаёт для непредвзятого взгляда совокупностью дремучих суеверий. К тому же именно с этим списком, якобы поучаствовавшим в победах над поляками и литвинами, связано празднование в России Дня народного единства. Конечно же, более интересна и приближена к действительной жизни людей была другая функция всех списков Казанской иконы: по традиции именно их копиями родители благословляли молодых на бракосочетание. Однако наступление нового 2016 года, являющегося високосным, ставит вопрос об оправданности одного всё ещё довольно распространённого представления, а именно о неизбежности несчастливого брака, заключённого в такие високосные годы.

Московский список Казанской иконы Божьей Матери

Московский список Казанской иконы Божьей Матери

Как известно, високосный год отличается наличием одного дополнительного дня перед «мартовскими календами», вследствие чего он на один день больше обычного. Как и всё исключительное и непривычное, такая ситуация в календаре вызывала суеверные страхи. Но возможно, представитель традиционной цивилизации более чутко ощущал определённый сбой в календарном ритме, вследствие чего в человеческий мир, на его взгляд, происходило проникновение иных, враждебных для него трансфизических влияний. Те же самые чувства испытывают многие наши современники, начиная от вполне объяснимых физических недомоганий, до сложно объяснимого мистического страха при переводе часовых стрелок, вследствие чего в России и Беларуси он был отменён. Президент Беларуси Александр Лукашенко ссылался на «бытовые причины» этой отмены. Однако внутренний дискомфорт традиционно вызывает следующий фактор: любой сбой во временном ритме считается наиболее удобной возможностью для инкорпорации в человеческий мир различного рода внечеловеческих сущностей, а именно демонов, вампиров и различного рода иных персонажей тёмной запредельности.

Мартин Шонгауэр. Искушение Святого Антония

Мартин Шонгауэр. Искушение Святого Антония

Потому 29 февраля считается одним из самых мистически злополучных дней, в котором злобствует святой Касьян (данному образу соответствует один из видных исторических подвижников монашеской жизни Иоанн Кассиан Римлянин). В его образе воплотились представления о «святых Сатаны», или, как они называются в мусульманском мире, «авлия аш-шайтан». Как гласят предания, Иоанн Кассиан в своём изначальном воплощении был ангелом, но затем перешёл на сторону дьявола. Совершив падение и став потом человеком, он раскаялся, но всё равно получил наказание от Бога. Он навсегда был приставлен стражем у ворот ада, и только в один день, а именно 29 февраля високосного года, мог явиться на землю.

Никита Поздняков. Святой Касьян

Никита Поздняков. Святой Касьян

Возвращаясь в наш мир, он устраивал людям всяческие зловредные козни: насылал несчастья, порчу, болезни. Потому считалось, что в этот день следует опасаться выходить из дома, дабы не встретиться с таким девиантным святым. В то же время утверждается, что вредоносное влияние Касьяна распространяется на весь год: «Пришёл Касьян, пошёл хромать, да на свой лад всё ломать». Полагалось, что в этот год, женщины чаще, чем обычно, умирают от родов, а мужчины – от запоя.

Николай Горбунов. Касьян

Николай Горбунов. Касьян

Разумеется, день святого Касьяна отмечается 29 февраля. Согласно народным преданиям, это Бог лишил его ежегодного почитания за недоброжелательность. Такая вот календарная неприкаянность позволяет провести параллели между святым Касьяном и образом Агасфера, Вечного Жида, или «не-мёртвым» Джеком в системе традиционного празднования Хэллоуина.

Александр Савин. Агасфер

Александр Савин. Агасфер

Отсюда понятно, почему и браки в високосный год заключать было не принято. Ведь полагалось, что все события человеческой жизни, отмеченные печатью столь значимого символизма, как заключение брака, подпадают в это неблагоприятное время под влияние святого Касьяна. Однако с постепенной секуляризацией общества страсти вокруг данного персонажа постепенно улеглись, тем более, что и официальная церковь говорит о них как о суевериях. Однако осталось смутное ощущение безотчётных страхов. В любом случае главное для современного человека – это всё-таки подлинность чувств и ясность осознания целей брака. К тому же для тех, кто не верит в историю святого Касьяна, открываются дополнительные преимущества в виде более свободных выборов даты торжества в ЗАГСе, и куда более беспрепятственного получения услуг от брачных агентств и лучших фотографов.

Марсело Манзано. Драко и Пэнси

Марсело Манзано. Драко и Пэнси


  • Kondrat Sahalyar

    Какая разница Богу, по какому календарю люди на земле считают дни?
    Ему также безразлично, когда они венчаются и вступают в брак. Если
    кто-то верит в то, что Господь либо Сатана обращают на это хоть какое-то внимание – они слишком преувеличивают собственную значимость в этом мире. Вся суета вокруг 29 февраля не имеет смысла, как и все споры о том, праздновать ли Рождество 25 декабря
    или 7 января. Ветхий Завет утверждает, что мир был сотворён 6 тысяч
    лет назад. Наука уверена, что Вселенной 15 миллиардов лет. Выходит,
    один библейский год равен 2,5 миллионам земных. Так что для Бога
    один земной день? Тысячная доля секунды!

  • Георгий Корженевский

    «Время для Бога», когда мы говорим о чистой метафизике, отнюдь не есть длительность. То есть вечность – это не бесконечно длящееся время, вспомним строки из Апокалипсиса: «И Ангел, которого я видел стоящим на море и на земле, поднял руку свою к небу и клялся Живущим во веки веков, Который сотворил небо и все, что на нем, землю и все, что на ней, и море и все, что в нем, что времени уже не будет» (Откр. 10:5 – 6). Смерть невозможна только там, где нет никакой последовательности, и эта последовательность, вследствие окончания вращения «колеса времени» оказывается превращённой в одновременность. Некоторое представление о вечности в религиозном смысле можно составить из буддистского понятия «сатори», одномоментного, мгновенного просветления, при котором время субъективно сжимается и достигается полнота существования «здесь и сейчас». Здесь длительность опять же снимается и, образно говоря, «умирает сама смерть», что и даёт представление о совершенно особом, в полном смысле этого слова вневременном качестве вечности.

  • Kondrat Sahalyar

    Бог действительно имеет дело с душой, существование которой не
    измеряется временной последовательностью, почему она и бессмертна. И грехи, и добродетели в ней представлены одномоментно, независимо от того в каком году человек грешил, а в
    каком покаялся. Но дьявол, в интересах которого, чтобы чаша грехов
    перевесила, очень чувствителен к душе, терзаемой суевериями. Это
    для него благодатная среда, в которой он может показать свою силу.
    Говоря же о страхах по поводу високосного года, стоит заметить, что
    большинство народных традиций, языческих и религиозных обрядов
    привязаны к лунному календарю, а не к григорианскому. Но и для него Сатаной придумана своя система суеверий под названием астрология. Вообще, когда человек верит в нумерологию и астрологию, он не подозревает, насколько прочно бесы угнездились в
    его душе. Ему надо почаще смотреть на небо, и ему непременно “повезёт”: он увидит там, к примеру, НЛО и можно не сомневаться: в тот же миг сам Сатана явится к нему в одном из самых ярких своих обличий. Вы не хотите такого развития событий?
    Тогда прочь все суеверия, и бесов из души – долой!

  • Георгий Корженевский

    Кондрат, но ведь существуют и религиозные бесы, то есть бесы православия, ислама и других религий. Неприятие нумерологии и астрологии может иметь две основные причины. Первая причина – секулярная и выражается она в непонимании сути символических соответствий между различными планами бытия и энергетических влияний иных планет со звёздными системами, которые несут определённую информацию, на нашу планету и человека. Вторая причина – это как раз подчинение сознания религиозным бесам, удерживающим человека в определённой скорлупе православной, исламской и всякой иной религиозной картины мира. Смысл этого удерживания, в православии ведь не зря таким фундаментальным понятием является “Катехон”, заключается в том, чтобы направить всю человеческую энергию на кормление этим бесам. В общем, бесы повсюду!))))))) Не только в астрологии или секулярной науке.)))

    Что же касается суеверий, я могу согласиться с тем, что не следует им быть подверженным, но тут официальная религия спасает как раз в самой меньшей степени с её культом мощей, чудотворных икон, “поясов Богородицы” и прочей сомнительной атрибутикой.

    • Kondrat Sahalyar

      А у официальной религии и выбора-то особого не было,
      кроме как впитывать в себя языческие суеверия, коль насаждали её по большей части силой на землях, где
      тысячелетиями правили шаманы. Православие так вообще
      нормально воспринимает, когда человек совмещает Закон
      божий с оккультными всякими вещами – он же не “верный”
      либо “неверный”, как у католиков или мусульман, он “верующий”, т.е вроде бы и верящий в Христа, но сомневающийся. Я вот настолько сомневающийся в правильности религиозной картины мира, что никогда не
      крестился и в церковь не ходил, и всякие чудеса с иконами
      мне также видятся бесовщиной, но это нисколько не мешает мне верить в существование Бога (в виде Высшего
      разума или в виде Добра) и в противостояние его с Сатаной (или со Злом), а также в существование рая и ада.
      Это фундаментальные понятия Бытия, как только человек
      перестаёт верить в это, он превращается в животное. Не надо только молиться и что-то себе выпрашивать у Бога.
      Человек не может сам объективно оценить степень своей
      греховности, настанет час, душа поднимется на небеса, и
      там всем воздастся по делам их.

  • Георгий Корженевский

    Шаманизм, кстати, к суевериям не имеет никакого отношения, это весьма практичная система. Те, кто обретаются вокруг шаманизма, вполне себе суеверны, это присуще всем “прихожанам” по природе, в любой религии. Православная церковь, кстати, борется с феноменом организованного оккультизма, достаточно прочитать таких авторов, как Андрей Кураев, Александр Дворкин, Александр Раков, Терентий Смирнов. Свои, и очень разные предрассудки, от “поясов Богородицы” до “изгнания бесов”, в православии, конечно же, сильно защищаются.

    Можно, разумеется, молиться или не молиться, среди радикального православного старообрядчества есть вообще такая секта, которая называется “немоляки”. Согласно их воззрениям, апостасия (отступничество) на земле достигла такого уровня, что совершение молений наружно только усугубляет уже свершившийся всеобщий отход от внутренней, духовной молитвы.

    Относительно всяких “сатанофобий” я бы не был столь радикален. Все мы живём в царстве “князя мира сего”, и всякое государство, историческое и современное, всегда являлось тем, что называют “тенью Сатаны”. А есть ещё и концепт Люцифера, “светоностого”, действующего на своём плане бытия. В принципе, аналоги Сатаны и Люцифера есть в любых традициях, и только в монотеизме эти персонажи самым радикальным образом противополагаются высшей божественной сущности. Сатана это, скорее, в большей степени хтонический персонаж, а Люцифер – космический. Конечно же, если следовать исключительно Пути Свободы в самом чистом виде, он не предполагает связи с ними. Но абсолютно любая организованная религиозная форма, взаимодействующая с социумом, так или иначе имеет с ними дело на тех уровнях бытия и социума, с которыми она связана.