Кто на Казанскую женихается, тот не раскается

Где в Витебске сохранился старинный образ Казанской Богоматери?

4 ноября праздновалась Казанская осенняя (Казанская зимняя), впускающая на порог зиму, раздающая советы для будущих молодоженов и предсказывающая судьбу нового года.

История иконы Казанской Божьей Матери очень мистична. Согласно ей, 28 июня 1579, после того, как страшный пожар буквально истребил большую часть Казани, одной маленькой девочке явилась во сне Божия Матерь, которая повелела ей откопать икону, зарытую в земле еще при господстве мусульман тайными исповедниками православия. Девочке не поверили, пока Божия Матерь не явилась к ней во сне в третий раз, тогда малышка умолила мать, и вместе с ней они действительно нашли глубоко под землей чудотворную икону. После молебна она была перенесена в Благовещенский собор, а на месте чудесной находки царь Иоанн Грозный повелел возвести храм в честь Казанской иконы Божией Матери, куда поместили святой образ, и где потом основали женский монастырь. Так родился образ Казанской Божьей Матери, с тех пор считающийся женской заступницей.

Источник ikonaru.narod.ru

Источник ikonaru.narod.ru

В народе этот образ был одним из самых почитаемых, недаром ведь существовали два праздника, обращенных к нему: Казанская зимняя (осенняя) 4 ноября и Казанская летняя — 21 июля. Летняя дата знаменует собой обретение первой иконы, ставшей прообразом всех остальных ликов Казанской Божьей Матери, а зимняя (по старому стилю 22 октября) знаменует избавление Москвы и всея России в 1612 году от поляков, свершившееся благодаря присланному из Казани образу Пресвятой Богородицы.

В народной традиции этот день считается переломным:

«До Казанской не зима, а с Казанской не осень», 

«С Казанской мороз не велик, да стоять не велит»,

«Казанские морозы железо не рвут, птицу не бьют, а бабу за нос хватают, мужика за уши пощипывают»,

«С позимней Казанской скачет морозко по ельничкам, по березничкам, по сухим берегам, по веретейкам»,

«До Казанской настоящей зиме не бывать, а после Казанской — не миновать», — говорили наши предки.

Народная мудрость также подсказывает, что «Выезжаешь на Казанскую на колёсах, а полозья в телегу клади». 

И у белорусов Казанская Божья Матерь считается  бабьей заступницей. Казанская осенняя была одним из главных женских праздников, в который разрешалось бурно повеселиться, его отмечали пышным застольем с пивом и брагой. Пора считалась благополучной и для свадеб, недаром в народе говорили: «Хто на Казанскую жаніхаецца, той не пакаецца», посему свадьбу старались сыграть именно в это время. Это может быть связано с тем, что крестьянские дома в такую пору были полны запасов, ведь зима еще только готовилась вступить в свои права, а значит и прокормить молодую семью всегда чем найдется. Кроме того, традиционно считалось, что дождь на свадьбу предрекает молодым хорошую жизнь, а как раз на Казанскую-то, по устойчивому поверью, ненастье всегда будет. Однако, если получалось так, что примета не сбылась, то говорили, что год будет трудным. Вспомните, каков был вчерашний день? Правильно! То солнышко, то дождик. Значит, год будет средним))

Еще одна «погодная» примета сообщает, что «Если на Казанскую осеннюю стоит ясный день, то вскоре наступит холод, а если туман – тепло».

Интересно, что этот день считался несчастливым для поездок, отмечалось, что «на Казанскую добрые люди вдаль не ездят» — неудачный день для поездок.

Казанская осенняя была и временем расчета за выполненные строительные работы. Оно и понятно — впереди была долгая и трудная зима и любые средства становились хорошим подспорьем. Этот день являлся последним, когда хозяева могли рассчитаться со всеми рабочими: малярами, плотниками, штукатурами, каменщиками, простыми наемниками и другими. Мужики возвращались домой с деньгами, где их ждали жены и накрытые столы, ломившиеся от яств и пива. Поэтому говорили: «Потерпи, батрак, и у тебя на дворе Казанская будет».

Для тех же, кто был плох здоровьем Божья Матерь приготовила утешение. Говорили, что если перед восходом солнца собрать хоть немного росы, особенно целебной в этот день, и протереть больные глаза, то можно улучшить зрение, также этой росой лечили нарывы и другие кожные болезни. Перед Казанской иконой Божией Матери молятся об исцелении глазных болезней, перед Андрониковской (Греческой) иконой Божией Матери молятся об исцелении от душевных и телесных страданий.

В Полесье 4 ноября зафиксированы «Деды казанские» — день поминовения предков в субботу или пятницу перед Казанской.

В Витебске в юго-западной части города, на Марковщине, по адресу ул. Максима Горького, 84-а, расположен Свято-Троицкий Марков мужской монастырьодин из двух действующих православных монастырей города.

Подъезд к Маркову мужскому монастырю

Подъезд к Маркову мужскому монастырю

Монастырь построил Марк Земянин, который и построил на нём небольшую часовню. Здесь был основан монастырь, впоследствии пришедший в запустение.

SAM_8723

В XVII веке, когда православная церковь была под гнетом униатов, князь Лев-Самуил Богданович Огинский с женой Софией, будучи православными, заложили новый Марков (Марковский) монастырь: здесь были построены деревянная Троицкая церковь и кельи для монахов. После того, как город перешел под власть Москвы, в 1657 году от имени царя Алексея Михайловича патриарх Никон подарил монастырю его главную  святыню — список Казанской иконы Божией Матери. Позже единственная сохранившаяся до наших дней церковь монастыря, построенная еще в 1760 году и названная Покровской была переосвящена в Казанскую.

SAM_8725

Общий вид церкви монастыря

В конце 1680-х годов монастырь сильно пострадал от пожара: сгорели обе его церкви. Храм был восстановлен, церковь перестраивалась также в 1810 и 1842 годах. За это время он дважды подвергался разорению и побывал под началом униатской церкви.

SAM_8733

Вход в церковь

В 1812 году, несмотря на тотальное разграбление, монастырю удалось сохранить свою главную ценность — икону Казанской Божьей Матери. Монахи спрятали святыню в лесу.

SAM_8734

В начале ХХ века монастырский комплекс был обнесён каменной оградой и состоял из Свято-Троицкой, Свято-Покровской, Свято-Николаевской, Свято-Параскевской церквей, колокольни, дома иегумена, братского дома и хозпостроек. Но с приходом Советской власти монастырь был превращен в концентрационный лагерь для Витебского ЧК, позже здесь размещался детский дом, Марковщинский союз молодежи и 4-е отделение милиции города.

Монастырская стена

Монастырская стена

Звон монастырских колоколов

Звон монастырских колоколов

Приход был открыт только во время немецкой оккупации. Тогда же монастырь был переименован в храм Казанской иконы Божией Матери. К этому времени от монастырских построек осталась лишь Покровская (Казанская) церковь, жилой и хозяйственные корпуса, колокольня (её снесли в конце 1970-х).

Икона Казанской Божьей матери в монастыре (серебряный оклад)

Икона Казанской Божьей матери в монастырской церкви (серебряный оклад)

Сейчас при монастыре действуют: библиотека и воскресная школа, трапезная для малоимущих, приют для бездомных.


  • Maxim Osipau

    школьный реферат по мотивам материалов самой церкви?