Выставка известного фотохудожника открылась 12 августа в Витебском краеведческом музее.
В начале мероприятия открытия выставки, а также по его завершению, великолепную музыку, создающую настроение для погружения в пространство фотографических работ, исполнили Галина и Ульф Назаренко. Оригинальный дуэт гитары и бас-балалайки абсолютно соответствовал взаимодействию двух основных стихий в произведениях фотохудожника: Земли и Воздуха. Если Воздух в его работах соотносится с мужским началом, и это пространство, связанное с полётом духа, то Земля, представляющая женское начало, раскрывается как мир культуры и тайны. Таково осмысление соответствия «воли Неба» и «воли Земли» у Александра Артемьева, и оно вполне в духе сакральных традиций.
На выставке «Линия жизни» представлено 68 работ фотохудожника, которые дают широкое представление об основных темах его творчества. Воздухоплавание связано с личным увлечением Александра Артемьева, ибо он в течение многих лет активный участник Международных встреч воздухоплавателей, проходящих в городе Великие Луки, откуда он родом. Эта среда воздушного пространства, являющаяся, как мы отмечали, мужской, предстаёт не в напряжённой экспансивности, но в медитативной созерцательности и погружённости в покой мироздания. Собственно, и сам фотохудожник создаёт впечатление личности, отстранённой от суеты мирской и сосредоточенно вглядывающейся в тайны окружающего мира.
Эти качества в полной мере проявлены в выражении им городской тематики. Переехав в Витебск в 1995 году, он сразу стал здесь своим, чему свидетельством являются городские пейзажи, передающие неповторимое своеобразие, таинственность и мистицизм «культурной столицы Беларуси». Известный историк и краевед Николай Пивовар, выступая на открытии выставки, отметил глубину и уникальность взгляда фотохудожника:
У нас ёсць шмат фотаальбомаў па Віцебску. Але ж такія здымкі, якія можна было б выкарыстаць у навуковай кнізе, іх практычна няма.
Фотокартины Александра Артемьева, по его словам, восплоняют данный пробел. Отметим, что плодотворное сотрудничество Александра Артемьева и Николая Пивовара стало уже реальностью, и, как отмечают они оба, оно будет только развиваться.
Заведующая научно-просветительским отделом Витебского краеведческого музея Елена Зорина говорила об этой очевидности глубинного раскрытия юбиляром выставки темы культурного Витебска:
То, что он может передать технически, могут обсуждать специалисты. А то, какое видение, сердце и душу он вложил в полюбившийся Витебск, это, конечно же, очевидно всем.
Действительно, уровень технического мастерства Александра Артемьева как фотографа равнозначен его качествам как художника. Ему присущ нетривиальный подход к выражению городского пространства, выбор совершенно оригинальных ракурсов, глубокое проникновение в культурно-исторический дух Витебска. Этот мир земного Витебска передан с тонкостью, чувствительностью и изяществом, характерным для него как для женского пространства. Но показательно, что город, особенно когда он снят с высоты полёта воздушного шара, опять же заставляет нас вспомнить о гармоничном единстве «воли Неба» и «воли Земли», мужского и женского начал мироздания.
Экспозиция демонстрирует нам также философские и жанровые работы Александра Артемьева. В них очевидна глубоко присущая автору интеллектуальная рефлексия, склонность к пристальному вглядыванию в оттенки человеческих чувств, размышления над соотношением людей и мира, в котором они существуют. Между прочим, Александр Артемьев широко известен как свадебный фотограф. И даже эти фотографии, которые, казалось бы, должны являться чисто иллюстративными, предстают наполненными глубоким сюжетом и раскрывают мир первичных эмоций, присущих человеческим существам.
На открытии выставки присутствовали некоторые участники свадебных фотографий, которым Александр Артемьев дарил свои работы. Не остался без внимания и Витебский краеведческий музей. Заместителю директора по научной работе Валерию Шишанову была вручена фотография «Шаги в небо» со словами:
Городская ратуша – это стержень Витебска, Славянского базара и Беларуси.
Конечно же, не были обойдены и замечательные музыканты:
Есть старинный белорусский обычай. Существует русский обычай, он другой, а есть белорусский: кто к нам с музыкой придёт, тот с фотоработой уйдёт.
И стало уже доброй традицией у Александра Артемьева дарить одну из своих фотокартин самому маленькому посетителю, что должно указывать на веру в осуществление неразрывной культурной преемственности.