Чем гордится витебский трамвай

В начале апреля 1899 года первый трамвай прошел по московским рельсам. А в нашем городе первые трамваи появились 18 июня 1898 года. История витебского трамвая изобилует интересными фактами и курьезами.

Казалось бы такое обычное транспортное средство – трамвай. Сегодня по улицам Витебска бегают по 9 маршрутам 109 трамваев. Обслуживают их 179 кондукторов и 175 водителей. Всего же в депо работают 488 человек. По словам начальника трамвайного депо, Петра Кашкара, штат укомплектован полностью. Если раньше и были проблемы с численностью кондукторов, то сегодня их нет. Люди стараются удержаться на работе, несмотря на то, что кондуктор – это профессия нервная, требующая особой выдержки и терпения. Мало ли какой пассажир попадется…

В трамвайном депо всегда готовы выслушать пассажиров.

В трамвайном депо всегда готовы выслушать пассажиров.

В конце прошлого года была нехватка кондукторов и водителей, – признается Петр Васильевич, – но мы с этим справились. Сами подготовили и выпустили группу водителей. Где-то 70-80% из них женщины. С целью экономии электроэнергии оптимизировали расписание движения. Подвижный состав обновлен на 50-60%. Конечно же, бывают и аварии, и жалобы на водителей и кондукторов пишут пассажиры. Но негативных ситуаций все же не так много. Вот, за 2014 год было одно письменное обращение с жалобой на кондуктора, 4 на водителей трамваев. Пассажиры даже жалуются, что трамвай уехал, не подождав их. Жалуются, что в расписании указано время прибытия трамвая, а его все нет и нет. Но накладки случаются и из-за технических неисправностей. Трамвайный вагон работает 16 часов в сутки, детали быстро изнашиваются.

А этот "старичок" занимает в депо почетное место.

А этот “старичок” занимает в депо почетное место.

А с какими трудностями сталкивались первые водители и кондуктора? Об этом рассказала корреспонденту ВК Оксана Захарченко, заведующая архивом ТТУ и музеем витебского трамвая:

В нашем музее хранится множество интересных экспонатов и документов, посвященных трамваю. Открылся музей 20 ноября 1966 года благодаря Леониду Александровичу Забелло, в 1959 году пришедшему в трамвайное депо на должность начальника кадров. С того времени музей пополнился огромным количеством новых экспонатов, вышло несколько книг об истории витебского трамвая.

В залах музея сохранен дух старины.

В залах музея сохранен дух старины.

Оксана Захарченко объяснила, откуда пошло само слово «трамвай». Оказывается, назвали транспортное средство в честь одного из основоположников трамвайного движения, Джона Трама.

Вот он, один из первых трамваев!

Вот он, один из первых трамваев!

Если перевести дословно с английского языка, трамвай – это дорога Трама. (В Интернете встречается версия, что трамвай – это сочетание двух слов: «трам» – вагонетка, «вэй» – дорога). И первых водителей трамвая именовали по-английски «ватманами», электрическими людьми (мощность электрического тока измеряется в Ваттах).

А это образец первых рельсов.

А это образец первых рельсов.

Первые  трамваи вызвали недовольство извозчиков, у которых теперь появились сильные конкуренты. Ведь проезд на извозчике по Витебску стоил в среднем 25 копеек, а на трамвае – 5 копеек для взрослых и 3 копейки для учащихся. Бесплатно ездили только полицейские чины. На трамвае можно было объехать почти весь Витебск, хотя в конце 19 века – начале 20-го было всего 4 линии.

Схема движения транспорта в Витебске.

Схема движения транспорта в Витебске.

До 1914 года работали в трамвайном депо лишь мужчины. Причем работа кондуктора была более почетной, чем водителя. Ведь в то время многие жители Российской империи, а позже – зарождающей Страны Советов, были людьми безграмотными. Кондуктор же должен был подсчитать деньги и выдать сдачу пассажиру. Первым кондуктором-женщиной стала Иоганна Кейв. И если сейчас кондуктора жалуются в основном на хамское поведение пассажиров, то в те далекие годы проблем было гораздо больше: рабочий день длился 17 часов, зарплата составляла всего 20 рублей, а работать приходилось на открытом воздухе, передвигаясь по подножке снаружи вагона. Такие условия подтолкнули трамвайщиков к забастовкам.

В 1917 году, когда к власти пришли большевики, директор «Витебского трамвая» позорно бежал, присвоив деньги на зарплату рабочим и закупку топлива для электростанции (которую построили в Витебске как раз для работы трамвая!). Рабочие разыскали его в Москве, вынудив выплатить зарплату деньгами и…солью, предназначенной для посыпки узлов.

Вот она, первая электростанция!

Вот она, первая электростанция!

Во время Гражданской войны, когда не хватало топлива, рабочие сами добывали дрова и чистили деревянными лопатами пути после снежных заносов. Легче стало к середине двадцатых. Тогда же в ряды машинистов центральной электростанции трамвая был зачислен сам Ленин, а существовавшие линии протяженностью в 6,6 км продлили, пустив трамваи в Рабочую Слободку (на Марковщину). Всего в Витебске тех лет было 6 маршрутов.

Ленин по-прежнему на почетном месте.

Ленин по-прежнему на почетном месте.

Во время фашистской оккупации трамвайное депо было полностью разрушено, а рельсы и контактная сеть увезены в Германию. Первый трамвайный вагон вышел из ворот депо только в октябре 1947 года. Ездил он по маршруту «Смоленский рынок-Марковщина». К 1966 году в Витебске было уже 7 маршрутов. Впрочем, как вспоминают сами сотрудники депо, бывали времена, когда по городу ездило и 10-13 маршрутов. Правда, с появлением троллейбусов нужда в таком количестве маршрутов отпала. И сегодня, как объяснил Петр Васильевич Кашкар, 9 маршрутов – это оптимальное количество для нашего Витебска.

Памятник Федору Пироцкому, изобретателю электрического трамвая.

Памятник Федору Пироцкому – изобретателю электрического трамвая.

К слову, трамвайное сообщение присутствует в Беларуси только в Витебске, Минске, Мозыре и Новополоцке. В двух последних всего по одному маршруту.

Вымпелы и награды.

Вымпелы и награды.

Подарки от коллег из других городов

Подарки от коллег из других городов

А вот что эффективнее: компостер или кондуктор?

Умные компостеры советских времен определяли номинал монет и выдавали сдачу.

Умные компостеры советских времен определяли номинал монет и выдавали сдачу.

Оксана Захарченко вспоминает, что до девяностых в трамваях стояли компостеры. А вот в те лихие годы, когда в стране царила безработица, появилась необходимость в новых рабочих местах. И если первых кондукторов, по воспоминаниям Иоганны Кейв, штрафовали за безбилетников, то сегодня такого правила нет.

Будьте вежливы с водителями и контролерами!

Будьте вежливы с водителями и контролерами!

Кондуктор не обязан подходить к каждому пассажиру, чтобы его обилетить, – пояснил Петр Кашкар, – да и трудно запомнить всех обилеченных людей. Вот пассажиры часто ворчат, когда кондуктор подходит второй-третий раз с просьбой оплатить проезд. Поэтому не дожидайтесь, когда подойдет кондуктор и спросит, сами протягивайте деньги за проезд. Иначе придется иметь дело с контролером.

А кто лучший контролер? Понятное дело, совесть пассажира!

Витебский трамвай уже давно из обычного транспортного средства превратился в настоящий символ нашего города. В 2015 году трамвай отметит свое 118-летие. И пусть дата некруглая, пожелаем сотрудникам ТТУ эффективной работы и взаимопонимания с пассажирами. А узнать больше об истории трамвая можно, посетив музей при трамвайном депо.

А эти рисунки в уголке отдыха - работа водителя депо!

А эти рисунки в уголке отдыха – работа водителя депо!

Новое поколение водителей трамваев растет!

Новое поколение водителей трамваев растет!

 

2 комментария

  1. Только попасть в этот музей не так просто и как правило он закрыт для посетителей.

  2. Василий, попасть как раз можно! Вы просто позвоните в депо, поговорите, лично Вас одного не проведут, а вот будет группа, Вас в нее включат, будет шикарная интереснейшая экскурсия! Я тоже с девочками из кондукторов-водителей ходила.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *