«В будущем вижу себя только педагогом». «Перспектива» профессии

Быть или не быть учителем? И чему не учат в универе

Фестиваль молодых специалистов-педагогов «Перспектива» собрал 5 октября в Витебском областном институте развития образования 169 участников. На мероприятии приняло участие 16 команд из самых разных районов Витебщины.

фестиваль перспектива

Команда из Оршанского района. Фото Евгения Москвина

В течение первого дня молодые специалисты демонстрировали визитные карточки районов, а 6 октября намечено проведение различных мастер-классов, тренингов, практикумов, которые будут проводить старшие коллеги.

Светлана Тарарышко, начальник отдела изучения и обобщения передового педагогического опыта Витебского областного института развития образования, один из организаторов фестиваля, отметила, что «Перспектива» проводится уже четвертый раз. Нынешнее мероприятие особенное, ведь оно стартует в Год культуры и посвящено Всемирному дню учителя. Программа фестиваля очень насыщенная. Для молодых специалистов организована выставка методической литературы с документами об образовании в Витебской губернии, публикациями сотрудников центра в помощь начинающим педагогам.

Ежегодно география фестиваля расширяется, – отметила Светлана Ивановна, – если в прошлом году приняло участие 14 команд, то сейчас их уже 16. В первый день будут проведены презентации по теме «Молодые педагоги Витебщины в Год культуры: идеалы, ориентиры, ценности». По итогам конкурса 6 октября будет определена лучшая команда специалистов, которой будет предоставлено право представлять область на республиканских мероприятиях.

Участников «Перспективы» поприветствовали Людмила Слепцова, ректор Витебского областного института развития образования, и Геннадий Руденок, заместитель председателя Витебского областного комитета профсоюзов работников образования и науки.

слепцова

Выступает Людмила Юрьевна Слепцова. Фото Евгения Москвина

Геннадий Данилович выразил надежду, что большинство талантливых юных педагогов останется в школах и гимназиях Витебщины, чтобы продолжать работать.

Мы постоянно проявляем заботу о молодых специалистах, – подчеркнул он, – стараемся предоставить жилье и увеличить заработную плату, чтобы облегчить жизнь в области.

А сами участники в течение первого дня фестиваля попытались удивить зрителей и членов жюри своими презентациями. Некоторым это вполне удалось. Так, команда учителей из города Новополоцка представила целую мини-игру в стиле «Что? Где? Когда?», отвечая на вопросы ведущего, касающиеся педагогики. А также исполнила веселый танец в костюмах, стилизованных под символ города – василек.

фестиваль перспектива

Команда из Новополоцка. Фото Евгения Москвина

Молодые специалисты из Витебского района показали проект «Колесо истории», где выступили в образах Франциска Скорины, Евфросинии Полоцкой, Светланы Алексиевич, Янки Купалы и Якуба Коласа.

фестиваль перспектива

Франциск Скорина из Витебского района. Фото Евгения Москвина

Немало повеселили зрителей и талантливые учителя из Шумилинского района, которые представили отличную юмористическую и музыкальную программу. Они читали рэп и вручали шутливые «Оскары». Специалисты из Сенненского района также завели публику забавными сценками из школьной жизни.

фестиваль перспектива

Команда Сенненского района. Фото Евгения Москвина

Ребята из Полоцкого района показали свои варианты неформальных занятий по физкультуре, иностранному языку, читали стихи и танцевали под гитару. Они даже набрались смелости и попросили членов жюри отметить их талант, так как в случае победы их обещали премировать поездкой в Санкт-Петербург.

фестиваль перспектива

Команда Полоцкого района. Фото Евгения Москвина

Педагоги из Октябрьского района Витебска пофантазировали на тему школ будущего, где компьютерные технологии возьмут верх над простыми человеческими отношениями учеников и учителей.

фестиваль перспектива

Неужели компьютеры и смартфоны победят чувства? Фото Евгения Москвина

Специалисты из Лиозненского района показали, как высоко они ценят здоровый образ жизни. А их коллеги из Докшицкого района устроили танцевальный флеш-моб по-белорусски и просто завели публику веселыми песнями и плясками.

фестиваль перспектива

Флеш-моб от команды Докшицкого района. Фото Евгения Москвина

Наша работа самая классная, ведь каждый день мы пишем это на доске! – этими словами от учителей из Поставского района можно было охарактеризовать отношение молодых специалистов к учительскому труду, представленное на фестивале. А их коллеги из Докшиц добавили, что сегодня главной целью работы педагога является учеба и воспитание нового поколения нашей державы.

Действительно, представители различных школ района смотрят в будущее с энтузиазмом, рассчитывая и после окончания срока распределения остаться в учреждениях образования? И с какими трудностями им приходится бороться? Эти вопросы мы задали некоторым из участников фестиваля.

Анастасия, учитель физической культуры из команды Новополоцка, первый год работает в гимназии. Она полна энтузиазма в отношении будущего:

Я выбрала профессию педагога, потому что люблю спорт, детей, прививаю им желание заниматься физкультурой, вести здоровый образ жизни. Трудностей много, пока не разобралась как оформлять документацию. А с учениками проблем нет, в основном, дети мои уроки посещают с удовольствием. Это же единственный предмет, где можно выплеснуть свою энергию, повеселиться. Зарплату хотелось бы больше. Главное, что есть к чему стремиться, повышать уровень образования. Если со мной руководство школы продлит контракт, я обязательно останусь здесь работать и дальше. В будущем вижу себя только педагогом. Надо любить искренне свою профессию и учеников. Хотя многие отрабатывают пару лет и больше себя в сфере образования не реализуют.

Анна, учитель из Оршанского района, преподает второй год английский язык. Свою работу она считает творческой и интересной.

Планирую ли я дальше оставаться в школе? В общем, да. Работать хочу в сфере образования, но хотелось бы поближе, в Орше найти место. Много времени уходит на дорогу от родного дома до школы. Самое трудное в нашей профессии – это большой объем бумажной работы. И журналы заполняем, и тетради проверяем. Но к проблемам я лично стараюсь относиться с юмором, все трудности можно преодолеть! Сегодня работать учителем достаточно нелегко. Мне вот проще заниматься со старшеклассниками. Для младших детей необходимо выкладываться больше, чтобы дать им знания. Помогают, к счастью, более опытные коллеги.

Илья, учитель истории из Шумилинского района говорит открыто, что в школе оставаться в будущем не планирует:

Я работаю первый год. До этого уже прошел срочную службу в армии. Историком всегда хотел стать, я любознательный. Я люблю узнавать что-то новое, люблю экспериментировать. В школе мне работать нравится с детьми. Все это лето я, кстати, провел в лагерях воспитателем. Каких-то особых трудностей с адаптацией к работе с учениками  у меня почти не возникало. Я учу истории старшеклассников, общий язык нашел быстро, я ведь тоже молодой. Но свою дальнейшую карьеру я вижу в сфере развлечений. В образовании платят совсем немного. 

Тимофей, учитель химии и биологии в Полоцкой гимназии, отметил, что профессию педагога выбрал случайно:

Работается отлично! В будущем вот не знаю, останусь ли здесь. Но думаю, что моя дальнейшая жизнь обязательно будет связана со сферой образования. Сейчас зарплата у педагогов маленькая. А ведь надо семью обеспечить! Вот и работают в нашей школе всего трое мужчин: я, математик да трудовик. Почему выбрал именно эту профессию? Если честно, то не поступил в медицинский университет, не захотел в ветеринарную академию, вот и остался вариант: Витебский государственный университет имени Машерова. А потом уже понял, что это мое! Первое время труднее всего было разобраться в огромном море документации. В университете-то этому не учили. С детьми быстро нашел общий язык, труднее было с родителями. Когда стал семьи посещать, начал понимать, почему тот или иной ученик плохо готовится, не может выполнить домашнее задание. Сам я живу в общежитии, мне пошли навстречу и предоставили комнату. А вот многим моим коллегам, что приехали по распределению в Полоцк, из небольшой зарплаты приходится выделять еще и сумму на съем жилья. Тут проще в сельской местности, где хоть какой угол учителю найдут. А в городах ищешь сам. И это плохо.

Первый день фестиваля закончился, и участники разошлись, обсуждая увиденные презентации. Кто-то подготовился более достойно, кто-то менее, выступив с избитыми анекдотами на школьную тематику или слабыми музыкальными номерами. Не приехали на фестиваль команды из Верхнедвинского района, Лепельского, Дубровенского, Железнодорожного района города Витебска (хотя в прошлом году и заняли первое место). Как пояснили организаторы, не у всех есть финансовая возможность участвовать в фестивалях. Да и команду из молодых специалистов в каких-то районах собрать сложно. Мало их приехало на работу в сельскую местность.

А победителями «Перспективы» стала команда из Полоцкого района.