К очередной годовщине выставки «Дегенеративное искусство» в нацистской Германии, предлагаем обзор имён известных художников Витебска, чьё творчество подверглось бы всей полноте гонений, находись мы в подлинно тоталитарном и фашистском государстве.
Впрочем, и во второй тоталитарной стране того времени, а именно в Советском Союзе, идеология не допускала «свободного искусства». Оба государства проецировали на общество «единственно правильное» представление о методологии творчества, а равно и то, как надо «правильно» видеть мир. В этом отношении, последовавший спустя четверть века разгром Никитой Хрущёвым выставки художников-авангардистов в Манеже, имеет типологически тот же характер, что и шельмование «дегенеративного искусства» со стороны национал-социалистов.
Витебская художественная школа ныне может гордиться тем, что произведения двух известных творцов, стоявших у её истоков, были представлены в мюнхенской экспозиции как выражение «элементов культурного разложения». Этими мастерами являлись Марк Шагал и Эль Лисицкий. Но если кому-то кажется, что в настоящее время негативное восприятие модернистских направлений ушло в прошлое, это не будет соответствовать действительности. Даже внутри огромного художественного цеха на данный счёт существуют самые полярные точки зрения. Вот как оценил, к примеру, известный белорусский акварелист Феликс Гумен творчество представителей «нового искусства» начала 20-х годов ХХ-го века, группировавшихся вокруг легендарного витебского Народного художественного училища. Говорил он об этом на прошлогодней выставке произведений Давида Якерсона в Витебском художественном музее:
Когда революция началась, вот этот слом пошёл, появились лозунги вроде «Сожжём Рафаэля!» Началось безобразие… И под эту лавочку недоучки, душевно больные недоноски, со всякого рода своими проектами объявили себя богами, вот так же, как этот Казимир Малевич, и победили всех. А энергии было много, и у Шагала тоже было много энергии, но их новая власть в конце концов пнула под зад, и они покатились…
И покатились в эту помойку, в этот Париж, где всё это до сих пор собирают и называют «парижской школой». Ну и слава Богу, что она существует, и слава Богу, что эти люди дали славу Витебску, ведь без них до этого не знали, что такое Витебск, и за это спасибо… Хорошо, что такие работы хранятся. Потому что, в принципе, каждый сходит с ума по-своему. Почему им не сходить с ума по-своему?.. Пусть сходят, и это моё мнение. Запрещать это нельзя. А если говорить о таком искусстве, как о чём-то новом, это уже не новое, оно уже всё покрылось плесенью. И идти следом за ними – просто неразумно, не нужно этого делать. Следовать за ними – чушь собачья.
Мы уже не раз упоминали, что в пространстве современной Витебской художественной школы сохраняются определённого рода контроверзы между представителями реалистического метода и абстрактного направления. Чаще всего различия эти не принципиальны по своей сути, ведь уровень художественного мастерства относящихся к обоим лагерям очень высок. Тем более, что есть ещё достаточно художников, работающих в течении т.н. «фантастического реализма», являющегося своего рода мостом между двумя противоположными тенденциями в искусстве. Но сейчас, в соответствии с поводом нашей статьи, мы отметим пятерых очень ярких современных витебских художников, которые в условиях тоталитарного режима, будь то в национал-социалистической Германии, или Советском Союзе, могли бы загреметь отнюдь не в абстрактный художественный лагерь, а в лагерь вполне себе материальный и репрессивный. Вне зависимости от возраста и заслуг, что называется «и стар, и млад»…
1. Кирилл Дёмчев
Молодой и чрезвычайно деятельный художник, яркий талант, сосредоточенная и самостоятельная личность… Будучи в настоящее время студентом Художественно-графического факультета Витебского государственного университета, он уже принял участие во многих выставках. Кто бы простил ему форменное издевательство над народным инструментом, раскрывающее, насколько в настоящее время обывательское восприятие так называемого «национального самосознания» и внушаемая государством привязанность к внешним образцам «национальной истории» превращается в самый низкопробный китч?..
Никита Сергеевич Хрущёв спросил бы у педагогов Витебского государственного университета, кого это они растят за народные деньги?.. Ведь искусство, непонятное «народу», является для него вредным и разлагающим. В общем, в лучшем случае дорога молодому художнику была бы в что-то наподобие деревни Норенская Архангельской области, куда сослали одного всемирно знаменитого поэта. Там бы и устраивал свои перформансы…
2. Александр Малей
Маститый представитель современного художественного авангарда. Ладно бы, только изображал, так ещё и распространением тлетворной литературы занимается…
И не просто распространяет разлагающие книги, так ещё и сам их пишет!.. Что, разумеется, выходит уже за всякие пределы социальных приличий.
Верность Александра Малея избранной тематике любое тоталитарное государство оценило бы по достоинству. И ведь совсем не зря случайные обыватели до сих пор путают его имя с другим историческим и весьма харизматичным персонажем – Казимиром Малевичем. А что произошло с этим троцкистом, когда в силу вступил Иосиф Сталин?.. Всё правильно, посидел несколько месяцев в тюрьме ОГПУ. И это лучшее, что ожидало бы нашего современника-авангардиста. Устроили бы ему «портал в будущее»…
3. Олег Крошкин
То, что данного художника обвинили бы в безответственных формальных поисках, это одно. Однако есть в его искусстве грех ещё более тяжкий, а именно неприкрытая в самом прямом смысле этого слова сексуальность. Секс – это выражение полноты существования и утверждение естественных чувств?.. Ничего подобного, в любом тоталитарном государстве сексуальность социализирована и должна быть направлена на приумножение численности представителей «правильной расы», или выступает как механизм рождаемости в рамках столь же правильной коммунистической семьи!..
А тут ещё и утверждение стихиальности, некоего надчеловеческого оправдания принципа удовольствия. Ни в коем случае, человек должен быть полностью социально обусловлен, а подлинно артистическое творчество Олега Крошкина привело бы его в состав какого-либо артистического коллектива в недрах репрессивных учреждений.
4. Виктор Шилко
Название его искусству было бы дано одно и очень чёткое, совсем по Джорджу Оруэллу: это мыслепреступление. Что, как известно, самое страшное из преступлений. Для любого тоталитарного государства нет никакой иной реальности, кроме той, которая внушается его идеологией. Трансфизические поиски всегда воспринимаются с его стороны как посягательство на монопольное право формирования «картины мира».
А вот искусство Виктора Шилко, то совершенно недозволительным образом входит в область космического запредельного, то, что ещё страшнее, касается выявления метаисторических процессов, которые могут вывести на чистую воду зловещие силы, скрывающиеся за видимой нами историей. Ни в коем случае, тоталитарное государство будет защищать авторитет своих великодержавных демонов и всяческих иных тёмных сущностей, стоящих за ним. Судьба нашего выдающегося современника читалась бы без труда: полное развоплощение.
5. Александр Соловьёв
В качестве патриарха Витебской художественной школы и личности, чьё творчество обладает мировой известностью, любимый и почитаемый представителями культурной общественности мастер претерпел бы, вероятно, всего лишь насильственную депортацию в другое, более толерантное государство. А ведь в текущем году этому вне всякого сомнения великому художнику исполнится 90 лет!.. И как подлинный вестник, он в своих картинах, а также в ярких выступлениях, несёт провозвестие «миров незримых» и духовной эволюции человечества.
Звание главного представителя «дегенеративного искусства» в любой тоталитарной державе было бы ему с лихвой обеспечено. Ведь это человек, чьи поиски направляли и вдохновляли более молодых художников, в том числе и членов знаменитого витебского «Квадрата». Подлинно универсальный в духовном смысле творец, раскрывающий как беспредельные горние выси, так и глубочайшие провалы трансфизических бездн. Нет, самым кричащим образом не вписывался бы он в репрессивный тоталитарный социум, который его бы изгнал, как и в случае со многими библейскими пророками.
Представленная нами «пятёрка» художников могла быть вовсе не единственной. Без особого труда можно представить ещё несколько таких и проанализировать всю опасность и неприемлемость подобного рода творческих личностей для любого тоталитарного социума. И это говорит о том, что творческий дух современной Витебской художественной школы является живым и действенным и пробуждает наших современников к осуществлению эволюции осознания.