«Что это такое?»: глубины антимиров, клипотическое тление, тайны небытия

Дёмчев, баян, Корженевский Культура

Выставка Кирилла Дёмчева и Анастасии Ганчаровой, открывшаяся в Витебском художественном музее, задаёт социальному бытию очень нелицеприятные вопросы.

Дёмчев, баян, Корженевский
К. Дёмчев. Баян. 2016 г.

Безотрадные останки уничтоженного и разлагающегося баяна самым явным образом демонстрируют нам сущность концепции выставки. На открытии экспозиции «Что это такое?», состоявшемся 2 февраля, молодые художники говорили о том, что решили показать не фасадную часть действительности, а «так, как оно есть». Ничего не скрывая и будучи максимально искренними, они создавали свои живописные произведения, арт-объекты и инсталляции без тени фальши и приукрашивания.

Ганчарова, фокус, Корженевский
А. Ганчарова. Фокус. 2016 г.

Совершенно очевидно, что выставка посвящена тёмной стороне социальной реальности и говорит о тщетности и обратных проявлениях всего поверхностного онтологического оптимизма и общественного лицемерия. Прекраснодушные фантазмы, порождённые в пространстве социального гипноза, имеют неотвратимый конец: тление и разложение. Потому экспозиция, представляющая не простой набор художественных произведений, а единое энергетическое поле, является своего рода предупреждением, призывающим увидеть конец всякой привязанности к тому, что является мировым тленом, и подойти к осознанию нетождествености со всеми иллюзиями обыденной жизни.

Дёмчев, стулья, Корженевский
К. Дёмчев. Связка стульев. 2016 г.

Эта нелицеприятность выражается в воссоздании особого энергетического пространства, связанного с миром Клипот. В своём самом негативном выражении – это скорлупы, осколки форм бытия, лишённые прямой связи с божественным светом. Они подлежат постепенному и мучительному разложению, вплоть до полной аннигиляции в бездонной пропасти, где заканчивается всякое существование. Казалось бы, это такие сферы, о которых опасно даже думать. Тем не менее, мысль о них может возвратить нам подлинно реалистическое отношение к химерическим представлениям о действительности, как посюсторонней, так и потусторонней.

Ганчарова, крест, Корженевский
А. Ганчарова. Крест. 2016 г.

Александр Малей, один из представителей легендарного творческого объединения «Квадрат», которое во времена своего существования играло важную роль в освобождении от материалистических предрассудков и одномерной идеологии ветхого советского социума, говорил на открытии выставки о несомненном духовном содержании работ молодых художников:

Не думайте, что, как это может показаться, мы видим здесь «чернуху». Это бытие… Вопросы о бытии всегда предполагают взгляд внутрь. Как только ты внутрь поглядел, так тебе сразу становится страшновато… Существует два мира: физический и сакральный. Так вот, в сакральном мире человека ждут не какие-то красивые бабочки, его ждёт суд. Поэтому духовность неизменно связана с ощущением трагедии, которая скрыта в человеке и в бытии. Здесь представлены серьёзные работы, размышления о существовании и человеческой жизни.

Ганчарова, Дёмчев, Малей, Корженевский
Кирилл Дёмчев, Анастасия Ганчарова, Александр Малей. Фото Георгия Корженевского

Он отмечал, что, в настоящее время появляются молодые художники, «дышащие в спину» тем представителям старшего поколения, которые на уровне абстрактного и нонконформистского искусства поднимали предельные вопросы бытия и смысла человеческого существования. И действительно, не будет преувеличением сказать, что Кирилл Дёмчев и Анастасия Ганчарова являются достойными продолжателями самых глубоких традиций Витебской художественной школы. Стоит, к тому же, обратить внимание на тот примечательный факт, что Кирилл Дёмчев является пока ещё студентом художественно-графического факультета Витебского государственного университета. Это говорит о его выдающемся таланте и огромных творческих перспективах.

Дёмчев, кушетка, Корженевский
К. Дёмчев. Кушетка. 2016 г.

В своём выступлении Александр Малей, как представитель старшего поколения, подчеркнул связь молодых художников с передовыми тенденциями зарубежного искусства, а также концептуальную целостность экспозиции:

Эти художники работают в традициях настоящей эстетики развития мирового и европейского искусства… Совершенно очевидно, что они принимают мировое наследие и стараются его развить. Я здесь не нашёл ни одной работы, которая бы как-то выбивалась и была случайной. Всё это очень цельно, грамотно и красиво.

Ганчарова, инсталляция, Корженевский
Инсталляция Анастасии Ганчаровой

Многие произведения выполнены на холсте в сложной смешанной технике с использованием гипса, жидкого стекла, акрила, масла. Такая техника придаёт работам неповторимый объём и фактуру, позволяя им жить своей жизнью и даже непредсказуемо изменяться. О характере подобного рода экспериментов с гипсом нам рассказывал Кирилл Дёмчев:

Почему именно гипс? Мне нравится, что он осыпается. И это не просто из-за того, что я делал неграмотно. Я делал это специально, ибо он начинает по-другому жить, проявляются его неожиданные ткани, цвет. Он сам постоянно изменяется и живёт… Важен был эксперимент, чтобы слои сходили и проявлялись новые. Там очень много слоёв, постоянно что-то осыпается и проявляются новые слои, работа видоизменяется и живёт своей жизнью. Очень тяжёлые слои…

Дёмчев, хрящ, Корженевский
К. Дёмчев. Из серии “Хрящ”. 2016 г.

Выставка ещё и потому продолжает традиции витебского «Квадрата», в особенности таких его представителей, как Александр Слепов, Виктор Шилко, Александр Малей, что являет пример художественного и духовного радикализма. И в то время как для Анастасии Ганчаровой важна также символическая и аллегорическая констатация явлений, Кирилл Дёмчев в своём творчестве подчёркнуто радикален. Путь радикала – это бесстрашная постановка предельных вопросов космическому и социальному бытию, полный разрыв с обусловленной матрицей восприятия и коллективным сном человечества. Возможность такого пути открывается далеко не всем, но именно он сквозь «тьму века сего» приносит высочайшие прозрения.

выставка, Корженевский
На открытии выставки. Фото Георгия Корженевского
Оцените статью
Витебский Курьер
Добавить комментарий