Выставка Кирилла Дёмчева и Анастасии Ганчаровой, открывшаяся в Витебском художественном музее, задаёт социальному бытию очень нелицеприятные вопросы.
Безотрадные останки уничтоженного и разлагающегося баяна самым явным образом демонстрируют нам сущность концепции выставки. На открытии экспозиции «Что это такое?», состоявшемся 2 февраля, молодые художники говорили о том, что решили показать не фасадную часть действительности, а «так, как оно есть». Ничего не скрывая и будучи максимально искренними, они создавали свои живописные произведения, арт-объекты и инсталляции без тени фальши и приукрашивания.
Совершенно очевидно, что выставка посвящена тёмной стороне социальной реальности и говорит о тщетности и обратных проявлениях всего поверхностного онтологического оптимизма и общественного лицемерия. Прекраснодушные фантазмы, порождённые в пространстве социального гипноза, имеют неотвратимый конец: тление и разложение. Потому экспозиция, представляющая не простой набор художественных произведений, а единое энергетическое поле, является своего рода предупреждением, призывающим увидеть конец всякой привязанности к тому, что является мировым тленом, и подойти к осознанию нетождествености со всеми иллюзиями обыденной жизни.
Эта нелицеприятность выражается в воссоздании особого энергетического пространства, связанного с миром Клипот. В своём самом негативном выражении – это скорлупы, осколки форм бытия, лишённые прямой связи с божественным светом. Они подлежат постепенному и мучительному разложению, вплоть до полной аннигиляции в бездонной пропасти, где заканчивается всякое существование. Казалось бы, это такие сферы, о которых опасно даже думать. Тем не менее, мысль о них может возвратить нам подлинно реалистическое отношение к химерическим представлениям о действительности, как посюсторонней, так и потусторонней.
Александр Малей, один из представителей легендарного творческого объединения «Квадрат», которое во времена своего существования играло важную роль в освобождении от материалистических предрассудков и одномерной идеологии ветхого советского социума, говорил на открытии выставки о несомненном духовном содержании работ молодых художников:
Не думайте, что, как это может показаться, мы видим здесь «чернуху». Это бытие… Вопросы о бытии всегда предполагают взгляд внутрь. Как только ты внутрь поглядел, так тебе сразу становится страшновато… Существует два мира: физический и сакральный. Так вот, в сакральном мире человека ждут не какие-то красивые бабочки, его ждёт суд. Поэтому духовность неизменно связана с ощущением трагедии, которая скрыта в человеке и в бытии. Здесь представлены серьёзные работы, размышления о существовании и человеческой жизни.
Он отмечал, что, в настоящее время появляются молодые художники, «дышащие в спину» тем представителям старшего поколения, которые на уровне абстрактного и нонконформистского искусства поднимали предельные вопросы бытия и смысла человеческого существования. И действительно, не будет преувеличением сказать, что Кирилл Дёмчев и Анастасия Ганчарова являются достойными продолжателями самых глубоких традиций Витебской художественной школы. Стоит, к тому же, обратить внимание на тот примечательный факт, что Кирилл Дёмчев является пока ещё студентом художественно-графического факультета Витебского государственного университета. Это говорит о его выдающемся таланте и огромных творческих перспективах.
В своём выступлении Александр Малей, как представитель старшего поколения, подчеркнул связь молодых художников с передовыми тенденциями зарубежного искусства, а также концептуальную целостность экспозиции:
Эти художники работают в традициях настоящей эстетики развития мирового и европейского искусства… Совершенно очевидно, что они принимают мировое наследие и стараются его развить. Я здесь не нашёл ни одной работы, которая бы как-то выбивалась и была случайной. Всё это очень цельно, грамотно и красиво.
Многие произведения выполнены на холсте в сложной смешанной технике с использованием гипса, жидкого стекла, акрила, масла. Такая техника придаёт работам неповторимый объём и фактуру, позволяя им жить своей жизнью и даже непредсказуемо изменяться. О характере подобного рода экспериментов с гипсом нам рассказывал Кирилл Дёмчев:
Почему именно гипс? Мне нравится, что он осыпается. И это не просто из-за того, что я делал неграмотно. Я делал это специально, ибо он начинает по-другому жить, проявляются его неожиданные ткани, цвет. Он сам постоянно изменяется и живёт… Важен был эксперимент, чтобы слои сходили и проявлялись новые. Там очень много слоёв, постоянно что-то осыпается и проявляются новые слои, работа видоизменяется и живёт своей жизнью. Очень тяжёлые слои…
Выставка ещё и потому продолжает традиции витебского «Квадрата», в особенности таких его представителей, как Александр Слепов, Виктор Шилко, Александр Малей, что являет пример художественного и духовного радикализма. И в то время как для Анастасии Ганчаровой важна также символическая и аллегорическая констатация явлений, Кирилл Дёмчев в своём творчестве подчёркнуто радикален. Путь радикала – это бесстрашная постановка предельных вопросов космическому и социальному бытию, полный разрыв с обусловленной матрицей восприятия и коллективным сном человечества. Возможность такого пути открывается далеко не всем, но именно он сквозь «тьму века сего» приносит высочайшие прозрения.