Магические хроники Чёрного квадрата

Лунная Магия, призраки Марса, религиозные аллюзии, космические порталы – всё это в изобилии представлено на выставке в Витебском художественном музее, посвящённой 100-летию Чёрного квадрата.

Куратор выставки Галина Васильева

Куратор выставки Галина Васильева

Первоначально выставка имела название «Магия Чёрного квадрата», что, на наш взгляд, совершенным образом раскрывает её содержание. Ведь магия – это не набор слепых суеверий и предрассудков, в отличие от бытовой религиозности, присутствующей у большинства «обычных людей». Она предполагает наличие практической установки познания, понимания причинного характера происходящего, и выход за пределы видимых вещей, принадлежащих обыденной действительности. В этом смысле экспозиция имеет ярко выраженный космологический характер и касается существа планетарной магии, раскрывая посетителям неизведанные миры.

В. Макарков. Три точки зрения на сентябрьское затмение Луны

В. Макарков. Три точки зрения на сентябрьское затмение Луны

Как нам рассказывала директор Витебского художественного музея Ольга Акуневич, это уже четвертая выставка в этом году, посвящённая Чёрному квадрату:

Выставочный проект, посвящённый Чёрному квадрату, у нас начался весной. Первая выставка представила витебскому зрителю супрематические композиции Давида Якерсона из фондов нашего музея. Следующая экспозиция, которую мы открыли – это «Забавная геометрия» детской студии «Тюбики» при Витебском художественном музее, которая у нас висит до сих пор. Третья выставка называлась «Малевич. Витебский период. Уникальные документы». Я считаю, что это вершина того, что мы показывали по теме Казимира Малевича. Мы полностью подняли из архива все документы: там была и анкета Малевича, и его мандат оригинальный, и первый экземпляр устава УНОВИСа. Это один из ярчайших проектов нашего музея, то, перед чем преклоняется весь мир: история УНОВИСа, устав, который был написан Малевичем собственноручно.

Г. Васильева. Золото королей. Красный квадрат. Чёрный квадрат

Г. Васильева. Золото королей. Красный квадрат. Чёрный квадрат

Авангардное искусство Казимира Малевича смело раздвигало границы восприятия и выражало тенденции метаидеологии радикализма. Для неё, в отличии от мира Традиции и традиционализма, присуще не стремление к центру, а произвольный вектор, определяемый волей субъекта, вырывающийся за пределы любой конвенциональной системы представлений. Такое творчество определённо напоминает магию Хаоса. Причём понятие «хаос» является здесь не чем-то «разрушительным» и «брутальным», как это можно воспринять с позиции «сакрального профанизма», а реальностью, находящейся за пределами возможности любого её системного определения. Такой Хаос предстаёт источником абсолютной и необусловленной свободы, предполагающей бесконечность пути Высокого Приключения познающим субъектом. Данный субъект познаёт всё непосредственно, не имея посредников в виде общепринятых социальных систем, художественных направлений, религиозных догм и разновидностей теорий познания.

А. Слепов. Композиция. 2015 г.

А. Слепов. Композиция. 2015 г.

И в этом отношении «Чёрный квадрат» Казимира Малевича, копия которого, исполненная Александром Малеем для фильма Александра Митты «Шагал – Малевич» представлена на экспозиции, имеет несколько смыслов. Его можно воспринимать как предельно сгущенную субстанцию Хаоса. Она прорывает любую материальность позволяя духу осуществить неудержимый полёт в Неведомое. Исходя из символизма квадрата, являющего собой основу для описания упорядоченной структуры мироздания в традиционных культурах, «Чёрный квадрат» может означать тот же предел материальности, после которого следует её полное преодоление. Также картина Казимира Малевича, уже, как мы видим, выходящая за пределы традиционно понятой картины, раскрывает неизследимую «черноту души» в смысле её бесконечной глубины. Постижение этой глубины даёт бесспорный предлог для осуществления немыслимого и невозможного ранее акта ошеломляющего познания через творчество.

Чёрный квадрат. Реплика из кинофильма "Шагал - Малевич". Исполнена Александром Малеем

Чёрный квадрат. Реплика из кинофильма “Шагал – Малевич”. Исполнена Александром Малеем

Такого рода постижение мы и видим в работах, представленных на выставке. Вот абсолютно марсианская по своей необычности пирамидальная структура Геннадия Фалея, которая могла быть творением совершенно нечеловеческого ума…

Г. Фалей. Пирамида. 2014 г.

Г. Фалей. Пирамида. 2014 г.

Или «Conscience» Кирилла Дёмчева, обращающая нас к образам селенитов, древних обитателей Луны, описанных в «Розе Мира» Даниила Андреева, или же их непредставимой для человеческого сознания технике.

К. Дёмчев. Conscience. 2015 г.

К. Дёмчев. Conscience. 2015 г.

А это мифологические параллели в художественных объектах Василия Васильева, свидетельствующие о том, что и сам художник стоит на грани перехода к некоему новому этапу познания…

В. Васильев. Превращение жены Лота в соляной столб. Клеопатра. 2015 г.

В. Васильев. Превращение жены Лота в соляной столб. Клеопатра. 2015 г.

«Супрематический стул» Татьяны Маклецовой выглядит своеобразной «стартовой площадкой» для осуществления индивидуального полёта в космическое неизвестное.

Т. Маклецова. Супрематический стул. 2015 г.

Т. Маклецова. Супрематический стул. 2015 г.

Произведение Кирилла Дёмчева «Я – ты, ты – я» представляет собой своеобразное «чёрное зеркало бесконечности», позволяющее связать энергетические линии собственных творческих интенций с энергоинформационным пространством, принадлежащим одному из величайших представителей художественного авангарда и родоначальнику супрематизма.

К. Дёмчев. Я - ты, ты - я. 2015 г.

К. Дёмчев. Я – ты, ты – я. 2015 г.

Центральным произведением на выставке является перформанс её куратора Галины Васильевой. Основу представляет золотистый квадрат, на котором солью выделен силуэт латинской буквы «С», обозначающей в числовом отношении цифру «100». Интересно, что рассматривая данный объект с разных сторон, мы получаем космологическую и символическую многозначность. В зависимости от местоположения созерцающего, это может быть и дерево, и яблоко, и символ восходящей Луны. Соль же, согласно традиционным культурам, обладает свойством очищения, и она же символизирует качество нетленности. Более того, согласно алхимическому символизму она является базовым элементом, обозначающим телесность и материальность, равно как и Чёрный квадрат может указывать на предел материальности. В перформансе Галины Васильевой квадрат становится золотым, что знаменует полноту алхимической трансформации.

100-летию Чёрного квадрата посвящается...

100-летию Чёрного квадрата посвящается…

В беседе с нами Галина Васильева говорила о современности абстрактного искусства и его векторе, направленном в будущее:

Это новая эстетика геометрической, конструктивной абстракции, которая в настоящее время получила очень широкое распространение: в архитектуре, дизайне, одежде. Эстетика трёхмерного пространства возникла в XV веке, она продолжается вот уже более пяти веков и актуальность свою не потеряла. Со времени «Чёрного квадрата» прошёл ещё только один век, и я уверена, что в течении как минимум пяти веков эстетика абстракции будет развиваться. Мыслить абстрактными формами актуально сегодня, и эта система творчества ещё не закончена и будет иметь своё продолжение. Абстрактное искусство – это не просто определённая школа, оно даёт импульс для творчества. Нам нравится данная эстетика, нам нравится такая открытость искусства.

Артефакт из дома по ул. Правды, 5А. Идея Шона Ханрахана (Ирландия)

Артефакт из дома по ул. Правды, 5А. Идея Шона Ханрахана (Ирландия)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *