По следам фильма «Шагал-Малевич»

Кто воссоздал для фильма шагаловское оформление праздника, старинный Витебск и революционный броненосец ? И где все это находится сейчас? Читайте об этом и смотрите эксклюзивные фото в нашем материале.

Тот самый шагаловский Витебск

Не так давно, 28 марта, «сошлись звезды»   совпали две даты: День смерти Марка Шагала и День рождения Александра Митты  российского режиссера, снявшего фильм «Шагал-Малевич». Такое совпадение подстегнуло нас вновь вспомнить про съемки этого фильма, тем более проходили они не где-нибудь, а в нашем родном Витебске, где сохранились и дом Шагала, и здание школы искусств, которую он создал.

Для создания атмосферы Витебска 20-х годов прошлого столетия была проделана огромная работа: изготовлена реклама магазинов и учреждений в стиле того времени, современную брусчатку засыпали слоем песка, на домах появились транспаранты революционных праздников.

DSC_2162

Улица Суворова в процессе «старения»

Также специально для фильма были изготовлены копии полотен Шагала и большое количество транспарантов и агитационных плакатов по его эскизам. Они использовались для съемок революционного праздника и других эпизодов фильма.

DSC_3904

Панно и транспаранты в процессе съемок

Кто же эти люди, которые взялись за исполнение такой трудоемкой работы?

Главным «исполнителем» заказа стал витебский художник-дизайнер Александр Вышка, помогал ему сын Иван, а также два молодых дизайнера – Илья Гурко и Степан Дроздов.

DSC_1136

Слева направо : Иван Вышка, Илья Гурко, Александр Вышка, Степан Дроздов в ангаре, где и были изготовлены почти все декорации к фильму

Работа была проделана просто титаническая: старый Витебск завораживал прохожих и переносил их в 20-е годы ХХ века, а полотна Шагала были написаны с такой любовью, что казалось только вышли из-под кисти самого Мастера.

Как это было и что с этим стало…

Вспомним как это было, беседуя с самим Александром Вышкой в его студии, расположенной по улице Ленина, дом 14.

_MG_9483

Александр Вышка на пороге своей студии

– Здравствуйте, Александр, расскажите, пожалуйста о вашей команде, которая работала над декорациями к фильму.

 У нас сложился очень дружный коллектив: это я, мой сын Иван, Илья Гурко и Степан Дроздов. На протяжении трех с половиной месяцев мы работали над проектом. Работа шла весело и интересно, результатом стал старый Витебск в центре нашего города. Честно скажу, за результат нам не стыдно (улыбается).

Кроме оформления городских зданий, мы изготовили более 40 транспарантов для революционного праздника, 12 панно по эскизам Марка Шагала. А в сэкономленное время построили Чудо – «красный броненосец». Собрали мы его за две недели.

DSC_3021

Команда Александра Вышки работает над броненосцем

Также много вывесок мы сделали для «сожженного» в последствии «города».

– А где сейчас этот «город»?

 Его разломали, разобрали, хотя в процессе съемок его пытались жечь как можно меньше, чтобы оставить Витебску. Но власти совершенно бездарно отнеслись к оставленному после съемок «богатству». Ведь то, что осталось, можно было использовать в качестве туристического объекта, все-таки снимали фильм о личности, прославившей наш город. Чиновничье равнодушие победило искусство, как довольно часто бывает в этом городе (с сожалением)…

– А растяжки, плакаты, вывески они где-то остались ?

 Нет, это все пропало. Хотя их оставили, чтобы сохранить. Но в том помещении, где они хранились, стали делать какие-то производственные дела, и это все вывезли под открытое небо, не поставив никого в известность. Когда через некоторое время мы все это нашли, результат оказался удручающе печален – то, что мы обнаружили, восстановлению не подлежало…

– Но это же кощунство…

 Нет, в этой системе это нормально. Если бы было по другому  это было бы совершенно непохоже на то, с чем я сталкиваюсь уже многие годы. Это норма  никому ни до чего нет дела (если не написано распоряжение откуда-то сверху).

– А какова судьба броненосца?

DSC_3207

Броненосец на Успенской горке. Передняя часть снята для удобства маневрирования.

 Сам грузовик продали, а декорации разобрали.

– А разрабатывали дизайн всех вывесок и эскизы панно вы сами?

 Изначально Эдуард Галкин  главный художник этого фильма  представил свои пожелания будущих декораций, которые он привез с собой. Я предложил внести изменения с учетом особенностей нашего провинциального города начала ХХ века. Слава Богу, что сохранилось большое количество фотографий, передающих образ улиц, домов и магазинов того времени.

Все шрифты, характер надписей рекламных объявлений были мной взяты из архивных фотографий начала ХХ века. Транспаранты революционного праздника были сделаны после изучения документального фильма о празднике первой годовщины Октябрьской революции. Во всех случаях орфография надписей была полностью сохранена, как в изготовлении рекламных щитов так и при написании транспарантов.

На данной фотографии видно множество рекламных вывесок, сделанных нами по сохранившимся архивным фотографиям.

Интересный факт: снаружи этот дом  старый Витебск. А внутри  парижский «УЛЕЙ», в этом доме снимали эпизоды, где Шагал сидит голый и пишет полотна.

DSC_4014

Снаружи Витебск – внутри Париж !

Безымянный.bmp

Кадр из фильма «Шагал-Малевич» – Шагал работает в Парижском доме. Это тот самый дом изнутри.

А вот Александр Вышка еще работает “за Шагала” над картиной, которая висит слева в кадре.

DSC_1044

Александр Вышка за работой

Интересный факт  Витебский вокзал снимали в пригородах Петербурга, мной были  сделаны эскизы для съемок: лозунги, транспаранты, эскиз оформления самого вокзала. Витебский трамвай по моим эскизам также снимали в Питере.

DSC_3352

Съемочный процесс на Суворова

– Как оценили Вашу работу создатели фильма?

 Когда приехали принимать работу и осмотрели все наши изделия, прозвучала фраза: «Такое ощущение, что находишься на выставке работ Марка Шагала»,  настолько сходной была энергетика с оригинальными работами. Дело в том, что перед началом работы мы съездили в Москву на выставку Шагала,  и прониклись духом творчества мастера. Все, кто видел в живую наши работы, говорили, что они соответствуют настроению Шагала.

DSC_2170

Александр Вышка на фоне огромного панно «Война дворцам»

– А шагаловские панно где-нибудь сейчас выставляются? Они-то хоть сохранились?

 Их оставили себе спонсоры, которые за это деньги платили  это их собственность.

– Можно сказать они сейчас в частных коллекциях?

 С определенной долей юмора можно сказать, что и так.

– Понравилось ли вам работать с режиссером Александром Миттой?

DSC_1430

Эдуард Галкин и Александр Митта принимают эскизы у Александра Вышки

 Да, все было замечательно. Но я больше работал с Эдуардом Галкиным  главным художником. Между нами не было непониманий. Весь творческий процесс оставил добрые и теплые воспоминания.

_MG_9494

Александр Вышка с благодарностью от Александра Митты

При личной встрече, в день премьеры, Александр Митта подписал мне фотографию, на которой мы с Эдуардом Галкиным показываем ему свою работу: «С самыми нежными воспоминаниями о времени, когда мы вместе работали под обаянием таланта Марка Шагала и гения Каземира Малевича. Александру от Александра Митты. 02.04.2014г.»

– Александр, спасибо за беседу, творческих успехов Вам и до новых встреч!