Кто воссоздал для фильма шагаловское оформление праздника, старинный Витебск и революционный броненосец ? И где все это находится сейчас? Читайте об этом и смотрите эксклюзивные фото в нашем материале.
Тот самый шагаловский Витебск
Не так давно, 28 марта, «сошлись звезды» – совпали две даты: День смерти Марка Шагала и День рождения Александра Митты – российского режиссера, снявшего фильм «Шагал-Малевич». Такое совпадение подстегнуло нас вновь вспомнить про съемки этого фильма, тем более проходили они не где-нибудь, а в нашем родном Витебске, где сохранились и дом Шагала, и здание школы искусств, которую он создал.
Для создания атмосферы Витебска 20-х годов прошлого столетия была проделана огромная работа: изготовлена реклама магазинов и учреждений в стиле того времени, современную брусчатку засыпали слоем песка, на домах появились транспаранты революционных праздников.
Также специально для фильма были изготовлены копии полотен Шагала и большое количество транспарантов и агитационных плакатов по его эскизам. Они использовались для съемок революционного праздника и других эпизодов фильма.
Кто же эти люди, которые взялись за исполнение такой трудоемкой работы?
Главным «исполнителем» заказа стал витебский художник-дизайнер Александр Вышка, помогал ему сын Иван, а также два молодых дизайнера – Илья Гурко и Степан Дроздов.
Работа была проделана просто титаническая: старый Витебск завораживал прохожих и переносил их в 20-е годы ХХ века, а полотна Шагала были написаны с такой любовью, что казалось только вышли из-под кисти самого Мастера.
Как это было и что с этим стало…
Вспомним как это было, беседуя с самим Александром Вышкой в его студии, расположенной по улице Ленина, дом 14.
– Здравствуйте, Александр, расскажите, пожалуйста о вашей команде, которая работала над декорациями к фильму.
– У нас сложился очень дружный коллектив: это я, мой сын Иван, Илья Гурко и Степан Дроздов. На протяжении трех с половиной месяцев мы работали над проектом. Работа шла весело и интересно, результатом стал старый Витебск в центре нашего города. Честно скажу, за результат нам не стыдно (улыбается).
Кроме оформления городских зданий, мы изготовили более 40 транспарантов для революционного праздника, 12 панно по эскизам Марка Шагала. А в сэкономленное время построили Чудо – «красный броненосец». Собрали мы его за две недели.
Также много вывесок мы сделали для «сожженного» в последствии «города».
– А где сейчас этот «город»?
– Его разломали, разобрали, хотя в процессе съемок его пытались жечь как можно меньше, чтобы оставить Витебску. Но власти совершенно бездарно отнеслись к оставленному после съемок «богатству». Ведь то, что осталось, можно было использовать в качестве туристического объекта, все-таки снимали фильм о личности, прославившей наш город. Чиновничье равнодушие победило искусство, как довольно часто бывает в этом городе (с сожалением)…
– А растяжки, плакаты, вывески они где-то остались ?
– Нет, это все пропало. Хотя их оставили, чтобы сохранить. Но в том помещении, где они хранились, стали делать какие-то производственные дела, и это все вывезли под открытое небо, не поставив никого в известность. Когда через некоторое время мы все это нашли, результат оказался удручающе печален – то, что мы обнаружили, восстановлению не подлежало…
– Но это же кощунство…
– Нет, в этой системе это нормально. Если бы было по другому – это было бы совершенно непохоже на то, с чем я сталкиваюсь уже многие годы. Это норма – никому ни до чего нет дела (если не написано распоряжение откуда-то сверху).
– А какова судьба броненосца?
– Сам грузовик продали, а декорации разобрали.
– А разрабатывали дизайн всех вывесок и эскизы панно вы сами?
– Изначально Эдуард Галкин – главный художник этого фильма – представил свои пожелания будущих декораций, которые он привез с собой. Я предложил внести изменения с учетом особенностей нашего провинциального города начала ХХ века. Слава Богу, что сохранилось большое количество фотографий, передающих образ улиц, домов и магазинов того времени.
Все шрифты, характер надписей рекламных объявлений были мной взяты из архивных фотографий начала ХХ века. Транспаранты революционного праздника были сделаны после изучения документального фильма о празднике первой годовщины Октябрьской революции. Во всех случаях орфография надписей была полностью сохранена, как в изготовлении рекламных щитов так и при написании транспарантов.
На данной фотографии видно множество рекламных вывесок, сделанных нами по сохранившимся архивным фотографиям.
Интересный факт: снаружи этот дом – старый Витебск. А внутри – парижский «УЛЕЙ», в этом доме снимали эпизоды, где Шагал сидит голый и пишет полотна.
А вот Александр Вышка еще работает “за Шагала” над картиной, которая висит слева в кадре.
Интересный факт – Витебский вокзал снимали в пригородах Петербурга, мной были сделаны эскизы для съемок: лозунги, транспаранты, эскиз оформления самого вокзала. Витебский трамвай по моим эскизам также снимали в Питере.
– Как оценили Вашу работу создатели фильма?
– Когда приехали принимать работу и осмотрели все наши изделия, прозвучала фраза: «Такое ощущение, что находишься на выставке работ Марка Шагала», – настолько сходной была энергетика с оригинальными работами. Дело в том, что перед началом работы мы съездили в Москву на выставку Шагала, – и прониклись духом творчества мастера. Все, кто видел в живую наши работы, говорили, что они соответствуют настроению Шагала.
– А шагаловские панно где-нибудь сейчас выставляются? Они-то хоть сохранились?
– Их оставили себе спонсоры, которые за это деньги платили – это их собственность.
– Можно сказать они сейчас в частных коллекциях?
– С определенной долей юмора можно сказать, что и так.
– Понравилось ли вам работать с режиссером Александром Миттой?
– Да, все было замечательно. Но я больше работал с Эдуардом Галкиным – главным художником. Между нами не было непониманий. Весь творческий процесс оставил добрые и теплые воспоминания.
При личной встрече, в день премьеры, Александр Митта подписал мне фотографию, на которой мы с Эдуардом Галкиным показываем ему свою работу: «С самыми нежными воспоминаниями о времени, когда мы вместе работали под обаянием таланта Марка Шагала и гения Каземира Малевича. Александру от Александра Митты. 02.04.2014г.»
– Александр, спасибо за беседу, творческих успехов Вам и до новых встреч!