18 мая в Витебском центре современного искусства отметили Международный день музеев. На время праздника территория арт-пространства превратилась в Лексикон искусства, где каждому посетителю предоставлялась возможность найти свой знак, букву, слово и даже изменить пространство.
18 мая арт-пространство на Толстого, 7 встречало посетителей гостеприимно – распахнутыми воротами, за которыми открывалось зрелище, сравнимое разве что с кэрролловской Страной Чудес.
Первое, что попадалось на глаза, – стройный ряд взбирающейся под горку… обуви.
Но арт-проект “Переход в другое пространство” студентов кафедры дизайна ВГТУ вовсе не был взбесившимся гардеробом, а, напротив, воплощал смелую и оригинальную идею. Обувь была представлена в двух цветах – зеленом и белом.
Екатерина Жукович, одна из участниц проекта, выразила эту идею так: “Белый цвет – это другой мир, сон, в котором исполняются желания, а зеленый цвет – это жизнь, настоящее. Выложить обувь слоями – будет символизировать день, в котором человек живет настоящей жизнью, а когда он погружается в сон, живет жизнью, которой хочет“. Но это лишь одна из концепций проекта.
Обувь это и знак моды, и барьер между нами и миром, и средство, подчеркивающее нашу индивидуальность, и знак принадлежности к цивилизации.
Вообще, можно только удивиться, что эта, наиболее приземленная часть нашего внешнего вида, способна превратиться в такой многозначительный символ. Хотя, возможно, мы просто недостаточно серьезно относимся к ней, ведь все-таки она позволяет нам оставить свой след на земле.
А для зрителей, которые все же смогли оторваться от созерцания убегающей в гору обуви, здесь же, во дворе выставочного зала, была организована мини-ярмарка.
Также во дворе арт-пространства на Толстого, 7 проходила фотосушка, которая продолжалась и внутри самого здания.
Заглянув внутрь арт-пространства, невозможно было уже выйти оттуда, не ознакомившись со всеми его комнатами.
В очередной раз зрителей впечатлили художники Грэгор Гудков и Анна Зарако, которые расписывали холст акрилом прямо в выставочном зале, на глазах у зрителей создавая новую картину.
Напротив, за дверью с иллюминатором и интригующей надписью “Свежая рыба”, можно было своими глазами увидеть препарирование реальности.
Для этого дизайнерами арт-пространства принесена самая настоящая свежая рыба. Но, конечно же, основная идея мероприятия была вовсе не в ней, а в создании обстановки и атмосферы, ее оживлении цветом, светом, музыкой и представлением.
В процессе представления рыба была похищена и, вместе с участниками этого действия, отбыла в неизвестном направлении. Сотрудники музея уверили взволнованных зрителей, что рыба в ходе перфсоманса не пострадала.
Удивили публику и молодые витебские художники, продемонстрировав свою выставку “Octopus”. Они представили фотографии, рисунки и стихи на оформленных росписями стенах.
Выставка Анастасии Гончаровой, знакомой нам по арт-проекту “Abstract-2015”, открывалась танцевальным перфомансом театра-студии современной хореографии Дианы Юрченко.
Представление собрало столько зрителей, что трудно было даже зайти в комнату, несмотря на ее немаленькие размеры.
Анастасия Гончарова презентовала интерактивный арт-проект с элементами подвижной инсталляции “Дом, который”.
По словам самой художницы, одной из целей проекта было обращение внимания на исторически-эстетическую ценность состарившихся, обветшалых зданий не только с точки зрения стандартной традиционной красоты, но и «живописи случайности».
Однако большое внимание уделялось и тому, чтобы побудить самих зрителей, изменить пространство, внести в него что-то свое и перенять у него нечто взамен. Для этого художницей были предоставлены краски и кисти, а также множество мелких предметов, составных антуража комнаты.
Проект, привлекающий внимание к “местам, накопившим богатую картотеку отпечатков различных временных фрагментов, сочетающим слои эстетического подъема
и варварства, выпадающим из принятой утилитарности в сторону параллельного пространства безвременья” содержит в себе и отсылки к знаменитой книге П. Мириам “Дом, в котором”.
В самой глубине дома представил нам свой проект и Кирилл Дёмчев, один из создателей выставки “Underground”. Он показал, что художник может быть также и талантливым поэтом.
Перед заинтригованной публикой Кирилл исполнил причудливый танец, похожий на ритуальную пляску шамана, только с красками и кистями.
Праздник на Толстого, 7 подходил к концу, но приключения для посетителей на этом не заканчивались. Ночь музеев продолжилась в выставочном зале ВЦСИ на ул. Белобородова,5, где, наконец, и было собрано искусство, представленное на его родном языке.
Здесь открылась выставка графики питерского художника, родом из Витебска Антона Ломаева, известного многим по его иллюстрациям к книгам сказок.
На выставке были представлены иллюстрации А. Ломаева к произведениям И. Бабеля “Одесские рассказы” и “Конармия”. Удивительно, насколько детализированы эти картины: рассматривать их можно по несколько часов.
Одновременно выставка А. Ломаева открылась и в Витебской художественной школе №1, где он когда-то учился.
Константин Мужев из г. Минска шокировал зрителей перфомансом, затронув этим нестандартным выступлением острые социальные темы.
Завершением праздника стал совместный просмотр художественного фильма “Без названия”, полный сатиры и размышлений о том, что же представляет собой на самом деле современное искусство для самих художников и для стороннего зрителя.
Хотелось бы выразить огромную благодарность Витебскому центру современного искусства за незабываемую атмосферу и невероятные приключения этого вечера!