Анастасия Ганчарова и её возвышенный и недепрессивный андеграунд

Культура

В Творческом центре VZAP, что на улице Октябрьской 2, состоялось открытие выставки молодой витебской художницы «Wаtеrлиния».

Открытие выставки. Перформанс
Открытие выставки. Перформанс

Ватерлиния в судоходстве, как известно, является линией соприкосновения спокойной поверхности воды с корпусом плавающего судна. Это своеобразная степень «баланса» или «нормальности». Погружение ниже ватерлинии символизирует вхождение в уже недоступные для рационального сознания многообразные комплексы подсознательных стихийных явлений. Это может происходить, когда люди испытывают комплекс социальных стрессов и пребывают в состоянии непрекращающегося невроза, возникающего из попыток непрерывного соответствия навязанным социальным идентификациям. Данные состояния Анастасия Ганчарова и передаёт в своих графических произведениях.

А. Ганчарова. Монолит
А. Ганчарова. Монолит

Отнюдь неслучайно здесь возникает символизм воды, ибо вода олицетворяет чувственный мир, всё многообразие эмоциональных переживаний. Работы художницы полны аллегорий, раскрывающих многообразие человеческого рабства. При этом графические произведения нельзя назвать «социальными», рабство раскрывается как внутреннее измерение человеческого существования. Ведь люди часто любят и культивируют в себе состояния декаданса, жалости к самим себе, воспроизведения одних и тех же стереотипных депрессивных реакций, и это положение дел отражается в графике художницы.

А. Ганчарова. Вероятности
А. Ганчарова. Вероятности

Демонстрируя всю внутреннюю инфляцию человеческого существования и находясь в противостоянии массовой культуре, творчество Анастасии Ганчаровой входит в сферу искусства андеграунда. В то же время оно не является радикальным, каковым предстаёт авангард, ставящий задачу преобразования мира. «Wаtеrлиния» передаёт состояния души, при этом, несмотря на всю, казалось бы, эмоциональную тяжесть, раскрывающую несчастную повседневность человеческого рабства, выставка парящая и не депрессивная. Она оставляет чувство полёта, в чём и проявляется неповторимое духовное содержание графики Анастасии Ганчаровой.

А. Ганчарова. Прозрение
А. Ганчарова. Прозрение

Это соединение воздушности и духовности в произведениях молодой художницы неудивительно, ведь оно в полной мере соответствует древнегреческой этимологии. Изначально слово «πνεῦμα» (пневма), указывало на влияния воздуха, а позднее уже стало использоваться для обозначения «духа». Искусство Анастасии Ганчаровой не терпит суетливости и толпы, оно отмечено огромной внутренней сосредоточенностью и возвышенностью несмотря на то, что раскрывает глубину погружения ниже ватерлинии.

А. Ганчарова. Выдох
А. Ганчарова. Выдох

И здесь, опять же, неслучайно, что перформанс художницы начался с надувания шара, так называемого «пузыря восприятия». Это указывало и на воздух, и на дух, и на полёт творческой души. На протяжении перформанса посетители должны были погрузиться в состояние неопределённости, после чего «возродиться», записав свои желания на бумагу, и бросив написанное в банку Зигмунда Фрейда. При этом предлагалось указать электронный адрес для того, чтобы художница, впоследствии изобразив желание, выслала рисунок каждому из присутствовавших на открытии выставки.

Анастасия Ганчарова с артефактами, символизирующими обломки обыденного и стереотипного восприятия
Анастасия Ганчарова с артефактами, символизирующими обломки обыденного и стереотипного восприятия

По словам Анастасии Ганчаровой, её графические работы отмечены параллелями с Восточным Берлином позднесоветской эпохи. Известное влияние на формирование восприятия того времени на неё оказала эпохальная кинокартина Вима Вендерса «Небо над Берлином». Разумеется, по своей природе искусство художницы преимущественно определяется воздействием западноевропейской культуры и символизма, присущего западной традиции. Тем не менее, коннотации с «затхлостью» и «замшелостью» духовной атмосферы в современной Беларуси, несомненно, проводятся. В данном случае, скорее, следовало употребить некорректное название «Белоруссия», так как тотальное господство патриархально-подданической политической культуры, инспирируемое властями, не имеет к идее Беларуси никакого отношения. Искусство Анастасии Ганчаровой даёт возможность разглядеть все издержки социально-политического авторитаризма и начать долгий и болезненный путь к освобождению человеческой души от химер государственного патриотизма.

А. Ганчарова. Когда приходит время
А. Ганчарова. Когда приходит время
Оцените статью
Витебский Курьер
Добавить комментарий