Александр Малей: портрет души и портал в будущее

В Витебском центре современного искусства состоялось открытие выставки Александра Малея «Станковая живопись в пространстве объекта, среды и инсталляции».

А. Малей. Сфера - обратная информация. 2015 г.

А. Малей. Сфера — обратная информация. 2015 г.

Выставка известного белорусского художника Александра Малея, открытая в большом зале ВЦСИ 7 октября, является уникальной не только для Витебска, но была бы таковой для любого города мира. Да и белорусским художником его, по большому счёту, можно назвать разве что по месту жительства, ибо, как отмечал коллега юбиляра, выставки Василий Васильев, творчество Александра Малея не вписывается в расхожий взгляд на белорусское искусство. Действительно, это искусство «гражданина мира», причём оно не принадлежит консенсусу общественной среды, а является подлинно авангардным и революционным. Данное искусство призвано трансформировать пространство, привлекая влияние энергий величественного грядущего.

Как отметила старший научный сотрудник ВЦСИ Елена Ге, открытие выставки совпало с 40-летием творческой деятельности художника. Между прочим, нельзя не отметить, что символика числа 40 связана с прохождением полного цикла испытаний и достижением очищения и целостности. Оно выражает глобальные ритмы космической жизни и обозначает срок завершения исполнения определённого рода долженствования, а также является числом посвящения. Вот к этому 40-летию своей деятельности Александр Малей подошёл, будучи подлинным художником-философом, достигнув в полной мере творческой и личностной индивидуации.

А. Малей. Доминант белого

А. Малей. Доминант белого

Александр Малей ещё с 80-х годов прошлого века является одним из лидеров белорусского и советского нонконформистского движения. Он также известен как председатель легендарного творческого объединения «Квадрат», который был создан в Витебске в 1987 году и существовал до 1994 года. Одновременно с творческой деятельностью он занимается также и теорией искусства. Его перу принадлежат 3 книги и множество научных статей.

Председатель Витебского областного объединения Белорусского союза художников Светлана Баранковская говорила на открытии выставки о целостности пути Александра Малея, непрестанно развивающего свой творческий метод:

Гэта чалавек, які ўсё жыццё паклаў на вернасць адной тэме, на развіццё гэтай тэмы, на яе ўдасканаленне, гэтага чалавека мы бачым, і ён з’яўляецца прыкладам адданасці тэме, адданасці мастацтву. Зараз памірае філасофія, яна заканчваецца як інстытуцыя, і філасофіяй стала мастацтва. І мастацтва ёсць філасофія як асаблівае асэнсаванне сусвету. Вось у гэтым свеце мы зараз і знаходзімся. Гэта філасофія сучанага жыцця, якая становіцца пэўнай сярэдзінай мастака, па якой мы зараз і ходзім.

Александр Малей, Елена Ге, Светлана Баранковская

Александр Малей, Елена Ге, Светлана Баранковская

Религиозные задачи искусства

На выставке в Витебском центре современного искусства посетитель становится свидетелем, как станковая живопись трансформируется в объект, инсталляцию. И это не просто решение определённых вопросов узкопрофессионального, технического характера. Такая «игра с реальностью» является не художественным экспериментом в чистом виде, но ставит перед собой куда более высокие задачи. Художественные объекты Александра Малея предстают своего рода трансляторами космических энергий, они призваны трансформировать окружающее пространство и привести его в соответствие с глубинными космическими ритмами.

В данном отношении религиозность творчества Александра Малея следует понимать в изначальном значении слова «религия», происходящего от religare – соединять, и reeligere – воссоединять. Речь идёт об осуществлении связи с Непознанным, что повлечёт за собой дальнейшую эволюцию существования человечества. Это разбивание ограничивающей скорлупы человеческого осознания, ведущее к трансформе мира людей.

А. Малей. Виртуальное движение круга. 2014 г.

А. Малей. Виртуальное движение круга. 2014 г.

О художественных и духовных задачах своего творчества рассказывал и сам Александр Малей на открытии выставки:

Берётся станковая картина, выбрасывается рама, выбрасывается фон, а изображение переносится в среду, в объект, в инсталляцию. Само изображение делится на несколько плоскостей при помощи анкеров, я это делаю на разном расстоянии, и освобождённое изображение заставляет стену и среду работать в качестве пространства. Таким образом, станковая картина переходит в некую иную среду и ведёт себя совершенно по-другому. Зачем мне это понадобилось? Разумеется, это работа художника, который занимается поиском формообразования, она относится к креативной части творчества. Однако, она делается не только для этого.

Моё творчество являет собой определённое содержание, без чего художника не бывает. И вот то содержание, которое я провожу, объяснить очень просто. Я пытаюсь через искусство сказать зрителю, что кроме физического мира существует другой, скрытый мир, духовный… И он такой же реальный, как и физический. Поэтому приём перехода из станковой живописи в среду заставляет зрителя более осязаемо ощутить живопись, которая уже претендует на какую-то вещь, можно даже сказать – на предмет. И этим самым, создав среду, она провоцирует зрителя физически ощутить эту скрытую реальность. Поэтому данная выставка визуально смотрится, наверное, оригинально, но мои потаённые мысли сводятся не к формотворчеству, а к позиции духовной.

Современное искусство часто упрекают, и зачастую художники не могут на это ответить, не говоря уже о зрителях, в отсутствии духовности. Мы привыкли, что духовность – это вот ангела нарисовали, нимб над головой, вот тебе и духовность… Где же духовность в современном искусстве, в абстракции, в беспредмете? А на самом деле такое современное искусство обладает высочайшей духовностью, потому что оно как раз говорит о скрытой реальности. Это не только моё искусство, я нахожу свои приёмы, но вообще всё абстрактное искусство чрезвычайно духовно. И для того, чтобы понять духовность такого искусства, нужно обладать верой в то, что кроме физического начала существует скрытая духовная реальность, к которой мы и принадлежим.

А. Малей. Шар в чёрном квадрате. 2015 г.

А. Малей. Шар в чёрном квадрате. 2015 г.

Пространство городской среды

Директор Витебского центра современного искусства Андрей Духовников, подчёркивая принципиальную непостижимость ряда аспектов содержания творчества Александра Малея, что опять же является свидетельством определённого уровня развития человеческого осознания, которому ещё предстоит эволюционировать, говорил также о сложности организации выставочного пространства для его работ. Несомненно, масштаб творчества Александра Малея требует соответствующей среды:

Когда выставка формировалась, и мы готовились к её открытию, я подумал, что этот зал надо снести и нужно строить новый, потому что для таких художников здесь не просто мало места, для них вообще другое пространство должно быть организовано. Как под многих иконописцев строили храмы, так и под многих художников надо строить выставочные залы. 

Андрей Духовников и Александр Малей

Андрей Духовников и Александр Малей

Выступление Андрея Духовникова подытожило тему значимости творчества Александра Малея для формирования духовного пространства Витесбка. А легендарный представитель современной Витебской художественной школы Александр Соловьёв, выступавший до этого, сказал об особом духовном футуризме творчества юбиляра выставки, а также о том, какое конкретное и мощное воздействие оно могло бы оказать, если было бы востребовано городскими властями в должной мере:

Я всегда восхищён его полётом в будущее, потому что у него есть пространственный полёт, он даже сам на себя, по-моему, смотрит сверху как на постороннего. Это не просто следование русскому авангарду, это совсем другое: своё мышление, свой полёт, поиски определённого движения, существующего в природе и в пространстве… Это не просто созерцательное мышление, это приглашение людей жить по новому. Надо меняться, потому что время диктует совершенно другие условия жизни, другую эстетику, другой взгляд.

Его искусство не только выставочное, оно городское, им можно изменить город, изменить многое в пространстве городской среды, потому что у него всё связано с архитектоникой, с пространством, это большие вещи, которые требуют какого-то пространственного решения. Я бы очень хотел, чтобы в городе подумали над этим… Окружающих надо воспитывать постепенно… Надо разбудить людей, чтобы они поняли, что такое искусство, а если не поймут, то и не в этом дело…

Александр Соловьёв и Александр Малей

Стоит признать, что доминирующие консервативные тенденции в их самом низменном выражении, транслируемые нынешней властью на белорусский социум, отодвигают на неопределённо длительное время реализацию тех культурных проектов, которые повлияли бы на изменение самого облика реальности. С Александром Соловьёвым согласилась художница Галина Васильева, назвав выставку космической и выразив надежду, что его произведения всё-таки станут украшением города. Правда, заметив, что хотелось бы дожить до этого времени…

Художник Феликс Гумен отметил творческое развитие идей авангарда юбиляром выставки, а не их слепое и бездумное копирование, чего хватает у тех, кто имеет дело не с реальностью, а с её описанием:

Здесь, на этой выставке, человек высокой культуры, настоящий художник. И вот он пошёл гораздо дальше всех этих достижений УНОВИСа. Он пошёл своим путём. И, конечно, когда ты заходишь в этот зал, то чувствуешь, что находишься в зале XXI века. Художник должен «идти впереди планеты всей», что Александр Малей и делает. Как говорится, «хотелось бы лучше, но невозможно».

Выступает Феликс Гумен

Выступает Феликс Гумен

Внутренний мир художника

Творчество Александра Малея, художественные объекты которого предстают трансляторами космических энергий и своеобразными порталами в будущее, имеет действительно в высшем,  а не в описательном смысле этого слова объективный, реалистический характер. В то же время оно не объективировано, так как учитывает единство микрокосма и макрокосма, и раскрывает те же космические глубины внутри самого человеческого существа. Необъятность космического пространства не может быть в какой-либо удовлетворительной степени осознана, если ей не соответствует та же беспредельность внутри самого человека. И Александр Малей говорит о том, что его искусство раскрывает его личный космос, с которым могут резонировать внутренние вселенные других людей:

Но, конечно, это мой духовный мир, вы сейчас находитесь внутри меня, я всё это выложил сюда. Мне бы хотелось, чтобы побродив по мне, вы нашли со мной какие-то точки соприкосновения, может быть, что-то вас натолкнёт на определённые размышления о способе бытия человеческой личности.

Художественные объекты Александра Малея

Художественные объекты Александра Малея

Светлана Баранковская отмечала, что художник, несомненно, позволяет зрителю воспользоваться его внутренним опытом постижения бытия. И обладая проницательностью постижения космического, он делает это безупречно:

З аднаго боку мастак – гэта чалавек з абадранай скурай, які тонка адчувае, а зараз гэта чалавек з аголенай душой, якую ён не проста раскрывае, але ў якую ён запускае гледача і дазваляе там нейкім чынам жыць і вандраваць.

А. Малей. Доминант красного. 2013 г.

А. Малей. Доминант красного. 2013 г.

Соратник Александра Малея по творческому объединению «Квадрат» Николай Дундин говорил о целостности личного характера Александра Малея, что и позволило ему создать насколько духовно революционное, настолько же обладающее внутренним единством искусство. В нём всегда было гармоничное сочетание исследователя и творца:

Я хочу сказать, что мы сейчас находимся при удачном стечении обстоятельств, это такой величайший перформанс. Так что нас можно поздравить, мы сейчас присутствуем на материализации души… У Александра Малея на протяжении всей его деятельности всегда был некий особый внутренний стержень. И этот стержень неизменно передавался и на друзей, и на зрителей. Его последовательность, его целенаправленность, его мировоззрение, его фундаментальное изучение такого необъятного явления, как искусство, присутствует очень сильно. Начиная от математики, геометрии, и переходя в космос, в котором он сейчас находится, и мы вместе с вами тоже.

Николай Дундин и Александр Малей

Николай Дундин и Александр Малей

В заключении статьи приведём слова искусствоведа Валентины Кирилловой, которая охарактеризовала влияние личностных качеств Александра Малея на окружающих, являющееся непременно светлым:

При Малее нельзя быть плохим. За все эти годы люди с наклонностями не самыми хорошими не выживали рядом с этим человеком, они отпадали как ненужный элемент, они исчезали, а в пространстве вокруг этого художника и человека оставалось только нечто истинно стоящее.

Александр Малей и Валентина Кириллова

Александр Малей и Валентина Кириллова


  • Малей

    Спасибо, Георгий.Написано грамотно, с любовью и пониманием материала. Через твое изложение и я заглянул в твой духовный мир. Я приветствую тебя, коллега!
    Малей.

  • Георгий Корженевский

    Александр, и тебе спасибо. За твою выставку и твоё творчество. Такие выставки вдохновляют на путь эволюции осознания каждого из нас.

  • Галина Кононова

    Получила истинное наслаждение и от выставки и от текста. Мои искренние поздравления автору! Привет художникам Витебска от могилевчан.

    • Георгий Корженевский

      Спасибо, Галина. И могилевчанам привет…

  • Николай Петрушенко

    Зал снести!? Это круто, это по — большевицки… Только большевики мир насилия рушили и строили новый мир, а эти ради себя любимого и своего детища готовы про остальных забыть…Самим не стыдно?

    • Георгий Корженевский

      Николай, не надо переживать за зал. ))))))) Выражение было фигуральным…))