Книга, изданная Музеем нонконформистского искусства и включающая в себя представителей витебского «Квадрата», существует в Беларуси в единственном экземпляре.
Страницы истории Творческого объединения «Квадрат», сыгравшего исключительную роль в формировании культурного самосознания города, то и дело всплывают в исследованиях и журналистских публикациях. Это подобно пророчествам о затонувшей Атлантиде, которая согласно предсказаниям великого американского ясновидящего Эдгара Кейси обязательно должна возникнуть вновь. То и дело появляется повод заговорить об эпизодах прошлого, с которыми связана история «Квадрата». Данное объединение никогда не варилось в собственном соку. Оно всегда было незримыми нитями связано с общесоюзным и белорусским культурным движением. Несколько страниц огромной, 650-страничной книги «ТЭИИ. От Ленинграда к Санкт-Петербургу» рассказывает о сотрудничестве двух художественных объединений «культурных столиц» России и Беларуси.
Питерское художественное подполье
Товарищество экспериментального изобразительного искусства (ТЭИИ) было создано в 1981 году и представляло собой вторую волну нонконформизма в питерском изобразительном искусстве. И в отличие от разгрома первой волны в эпоху застоя, представителям второй волны удалось одержать административную победу. В 1991 году на основе деятельности художников ТЭИИ и Культурного центра «Ковчег XXI век» был официально зарегистрирован Гуманитарный Фонд «Свободная культура», хотя практически его деятельность началась в 1989-ом. В 1999 году он был перерегистрирован как Товарищество «Свободная культура». Основной культурной программой данной организации художников стало создание Арт-центра «Ковчег XXI век» в доме №10 на Пушкинской улице, который был захвачен ими произвольно. О данном многозначительном факте мы ещё расскажем. Ныне это всемирно известный Арт-центр «Пушкинская-10».
Александр Малей привёз книгу из Санкт-Петербурга в 2013 году. Художественные связи, которые с «северной столицей» до начала 90-х годов являлись куда более интенсивными, начали опять восстанавливаться. А в 2014-ом витебский художник был приглашён Арт-центром «Пушкинская-10» в Русский музей на выставку, посвящённую 40-летию выставки в Дворце культуры имени Ивана Газа и 25-летию самого центра. В сентябре 1974 года состоялась печально известная в Москве «Бульдозерная выставка». А уже через три месяца в Ленинграде была первая официальная экспозиция неофициального искусства в ДК имени И. Газа. В 1975 году была также выставка в Невском Дворце культуры, а на следующий год – в Дворце культуры имени Серго Орджоникидзе. Отсюда можно встретить такие наименования того периода, как «газаневская культура» или «газаневщина», имеющие явные ассоциации с археологией. Данная культура как раз и относилась к первой волне нонконформизма в изобразительном искусстве, охватывающей время с 1964 по 1976 гг.
Информации о нонконформистском движении, по словам Александра Малея, в Беларуси очень мало, тогда как в Санкт-Петербурге уже издано практически всё. Так, существует серия «Авангард на Неве», которая касается персоналий авангардизма. Представители второй волны сознательно отделились от официального искусства, от Союза художников, и зажили своей жизнью. Но они не жили изолировано, не замыкались на себе, а также приглашали других. После 17 марта 1987 года, когда организовался «Квадрат» в Витебске, первое, куда поехали представители этого творческого объединения, был тогда ещё Ленинград. Контакты оказались тут же налажены, и устраивались совместные выставки, о которых и говорится в книге.
Нонконформистская солидарность
Как рассказывает Александр Малей, «Квадрат» в то время «бурлил и ездил». В 1988 году объединение принимает участие во Всесоюзном фестивале по неофициальному искусству «Праздник искусства. Нарва-88». Контакты с представителями питерского художественного подполья были налажены ещё раньше. Витебляне познакомились с ними через минского художника Виталия Чернобрисова и ленинградского коллекционера Николая Благодатова, который и свёл их с ТЭИИ. Александр Малей так объясняет позицию своих товарищей: «Наш «Квадрат» на заре перестройки не хотел быть под полом. Мы заявили о том, что будем самостоятельно строить свою творческую жизнь».
Первой из выставок, описанных в книге, являлась 12-я общая выставка ТЭИИ. По всей очевидности, число приглашённых художников из Витебска было там наибольшим в сравнении с другими регионами необъятного Союза. Из витебских художников принимали участие Александр Досужев, Николай Дундин, Александр Малей, Юрий Руденко, Александр Слепов и Виктор Шилко. Представители Товарищества экспериментального изобразительного искусства отбирали тех, творчество которых наиболее соответствовало их концептуальной программе.
Сама же позиция ТЭИИ, по словам Александра Малея, была уникальной: «Они не просто выступали против официального искусства. Они хотели представить себя продолжателями русского авангарда, только в современном его аспекте. У них была позиция так называемого парадоксального мышления. Принимались и приветствовались те работы, которые были бы написаны в некоей форме, не похожей ни на что. Мажь ты хоть кверху ногами, только это не должно быть похоже на классический модернизм, ни говоря, разумеется, о социалистическом реализме. И ещё парадоксально, что в силу отсутствия у них серьёзного профессионального уровня, им это удавалось. Они потихоньку, за все эти годы и даже десятилетия, выкристаллизовали свой пластический язык. И это искусство отличается от московского концептуализма. Ведь Москва не пошла по этому пути. Она пошла по концептуальному пути европейского курса. А петербургские авангардисты искали свой путь и нашли его». Потому не зря, как отмечает Александр Малей, среди питерских нонконформистов наиболее популярным было образование худграфа и художественного училища. Это те заведения, где, по их мнению, ещё не успели испортить.
Несмотря на понятные сложности, исходящие из такой позиции питерских авангардистов, участие витебских художников было успешным: «Выставляться с ними было непросто. Мы на этой выставке были как белые вороны. Мы всё-таки витебские художники, и никуда не можем деться от европейского модернизма. Ведь в проекции истории белорусского искусства он родился у нас в Витебске, и мы стараемся его продолжать. Тем не менее, встретили они нас гостеприимно. Они сделали нам среди зала отдельную стену, натянули тёмно-зелёное сукно, и на него с двух сторон повесили наши работы. Когда заходишь в выставочный зал, эта стена автономно работала. Они нашли такой хороший ход».
Воскрешение Казимира Малевича
Ответное приглашение не заставило себя долго ждать. В том же году в Витебске состоялась выставка «Супрематическое воскрешение Казимира Малевича», посвящённое 110-летию художника. Это был первый широкомасштабный проект «Квадрата», который готовился целый год. Выставка проходила в Выставочном зале Союза художников (ныне – Витебский центр современного искусства) и в кинотеатре «Спартак». Директором кинотеатра являлся в то время Дмитрий Григорьев, человек, выделявшийся очень тонким пониманием искусства. Те, кто помнит художественную жизнь того периода, могут подтвердить, что «Спартак» тогда был значимым культурным местом в городе. И вот в «Спартаке» состоялся первый в Беларуси перформанс. Он назывался «Воскрешение Казимира», и был поставлен художницей Людмилой Русовой. Память о ней ныне очень чтут творческие люди нашего города, в Витебском художественном музее находится одна из наибольших коллекций её работ.
В 1989 году эта же выставка имела продолжение в минском Дворце искусств, который находится на улице Козлова. Из питерского Товарищества экспериментального изобразительного искусства там было ещё больше художников вследствие куда более просторных площадей. И в Витебске, и в Минске люди активно ходили на выставки, так что выражение «яблоку негде упасть» являлось совершенно буквальным. В Москве было ещё одно повторение «Супрематического воскрешения Казимира Малевича», и фото в книге с перформансом Людмилы Русовой именно оттуда. «Квадрат» не участвовал в московской выставке.
Тем не менее, впоследствии именно с Москвой у представителей витебского «Квадрата» завязались куда более тесные отношения. Произошло это вследствие причин, которые уже объяснял Александр Малей: московские художники были близки европейскому авангарду, и та же позиция являлась исторически значимой для витеблян.
Самая культурная акция захвата
В 2013 году Музей нонконформистского искусства проводил выставку, посвящённую 100-летию «Чёрного квадрата» Казимира Малевича. На неё приглашали тех «классиков», которые разрабатывали его идеи в изобразительном искусстве. Проходила также и научная конференция. Среди приглашённых был витебский художник Александр Малей. Там он и получил редкую книгу, которая подвигла нас к новым воспоминаниям о деятельности витебского «Квадрата».
Между тем, определённые события, спровоцированные питерскими авангардистами, имели далеко идущие культурные последствия для «северной столицы». Александр Малей привёз подробности о дерзкой акции представителей нонконформистского искусства, которая в итоге принесла свои плоды: «Они однажды, в 1989 году произвольно заселили дом, подлежащий капитальному ремонту. Он стоит на улице Пушкинской 10, в центре Питера и упирается углом в памятник поэту, который поставлен ещё в царское время. Советский Союз катился к катастрофе, и никому ничего тогда было не надо. А вот уже после развала страны началась борьба. Власти пытались выгнать художников из расселённого дома, но в конце концов им помог первый мэр Санкт-Петербурга Анатолий Собчак. Решили таким образом: если художники найдут тех, кто составил бы проект для реставрации дома, он будет принадлежать им. Тогда они пошли на хитрый путь: обратились в архитектурную организацию, и предложили им сделать проект в обмен на часть дома. В итоге, проект лёг Собчаку на стол и тот отдал дом».
Это событие стало знаковым для того, чтобы всерьёз и окончательно официализировать свою деятельность, хотя на пути этого встречалось достаточно трудностей и опасностей: «Мало того, что дом отремонтировали, само Товарищество экспериментального изобразительного искусства из неформального перешло в официальную среду. Они организовали Гуманитарный фонд «Свободная культура». Впоследствии он стал называться Товарищество «Свободная культура». Была получена официальная регистрация. Дом с мастерскими стал питерским «ульем», и питерский нонконформизм зажил второй жизнью, которая встала на официальные рельсы. Нигде подобного аналога в бывшем Советском Союзе нет. Они начали жить, открыли галерею, а затем на них наехали бандиты, которым показалось, что художники жируют. Покуда они выяснили, что нечего брать у художников, те вынуждены были защищаться. Сначала защищались от милиции, потом – от бандитов. Только уже после всего этого начали жить. В итоге в этом доме был создан Музей нонконформистского искусства в 1998 году, они действительно сумели перейти в новую форму и работать. Это один из немногих музеев современного искусства в Санкт-Петербурге. Вообще, государственных музеев современного искусства там, как ни странно, нет. В Минске, к примеру, есть, в Витебске есть, а в Санкт-Петербурге – нет».
В настоящее время на «Пушкинской-10» существуют мастерские не только художников, но и музыкантов. Такие известные представители русского рока, как Юрий Шевчук, Вячеслав Бутусов, Борис Гребенщиков тоже там творят. Исходя из мощной концентрации творческих имён, в Арт-центре царит неповторимая атмосфера питерского андеграунда.
Нонконформизм навсегда!
Книга «ТЭИИ. От Ленинграда к Санкт-Петербургу» имеет действительно энциклопедический характер. Причём написана она очень живым языком, в котором присутствует и образность, и эмоциональное восприятие периода петербургского подполья, а также начало выхода из него. Например, она показывает, что история склонна строить очень насмешливые гримасы. На одной из страниц приводится картина художника Кирилла Миллера «Зенит – чемпион». И хотя она написана в 80-е годы, сейчас ещё более современна. В картине передаётся массовая одержимость рукотворным идолом, которая в настоящее время навязчивого блеска ложного «национального достояния», являющегося спонсором клуба, приобретает немыслимые формы. Между прочим, фамилия самого художника не должна создавать ложные параллели с нынешним председателем правления ОАО «Газпром». Художник остался верен нонконформистской идейной платформе, подписав в 2010 году известное обращение российской оппозиции «Путин должен уйти».
Мы не зря упоминали о всплывающей Атлантиде в начале статьи. Жёсткое, конфликтное нонконформистское искусство, ниспровергающее навязчивые авторитеты, обладает именно этим, суровым атлантическим духом. В первой книге Еноха, существование которого в проекции сакральной истории относят к атлантическому периоду, словно бы говорится о нонконформистском подполье: «До того, как всё это произошло, Енох был спрятан, и ни один из сынов человеческих не знал, где он был спрятан, и где он оставался, и что сталось с ним. И жизнь его была связана со Стражами, и дни его были со святыми». Существует идея Атлантиды как реализации имперского проекта в актуальной человеческой истории. Но ему всегда будет противостоять атлантический же дух сурового нонконформизма, который подвигает на «внутреннюю войну». Именно ему причастны и Товарищество экспериментального изобразительного искусства, и витебский «Квадрат». За этим нонконформизмом не стоят силовые структуры, но именно он обладает духовной силой и номинацией вечности.