Сегодня – 125-летие со дня рождения Лазаря Лисицкого

Знаковая юбилейная дата одного из наиболее ярких представителей УНОВИСа была отмечена в Витебской областной библиотеке мероприятием «Эль Лисицкий – творец проунов».

Александр Лисов открывает юбилейное мероприятие

Александр Лисов открывает юбилейное мероприятие

Объём творческого наследия Лазаря Лисицкого (1890 – 1941) действительно неисчерпаем: это автор картин, плакатов, конструктор книги, архитектор, теоретик искусства, фотограф, педагог. Его искусство было социально ангажировано и творческие идеи подпитывались радикальной трактовкой марксизма. Уже сталинская эпоха, последовавшая после романтических 20-х годов, с её реакционным имперостроительством, была чуждой для него по духу. Но и в неё он всё-таки вписался, хотя, конечно, его основные художественные и архитектурные идеи не были реализованы. Отчасти – по идеологическим причинам утверждения социалистического реализма в художественной культуре, отчасти же исходя из технологических трудностей этой реализации.

На экране - один из наиболее известных "классовых" плакатов Эль Лисицкого времён Гражданской войны

На экране – один из наиболее известных “классовых” плакатов Эль Лисицкого времён Гражданской войны

В своём личном и творческом облике Эль Лисицкий соединял в себе черты идеалистического романтика и прагматика. Известно его высказывание о том, что «искусство возникает там, где мы его меньше всего предусматриваем». Как утверждал художник, удовлетворён он может быть только тогда, когда возникает результат, который поражает его самого. С другой стороны, он никогда не разрабатывал отвлечённых проектов, но только имеющих отношение к практической реализации. И предусматривал, как высказывались о его подходе, буквально всё «до последнего гвоздя». Об этом свойстве Лазаря Лисицкого говорил ведущий мероприятия, доцент Витебского государственного университета Александр Лисов:

Его эксперименты всегда конкретны. Нам может показаться, что горизонтальный небоскрёб – это фантастика. Но в действительности данный проект разрабатывался в конкретных условиях для конкретного места, и эта работа давала возможность решить задачу застройки городской среды совершенно по-новому. Просто строительная техника и материалы, которые существовали в 20-е годы ХХ века не давали возможности такие проекты реализовать. Оформлялись эти проекты изначально в форме эскизов, и мы можем говорить, что современная техника даёт возможность их воплотить в полной мере.

Проект небоскрёба Эль Лисицкого

Проект небоскрёба Эль Лисицкого

Собравшимся были продемонстрированы на экране современные сооружения, построенные с использованием архитектурных идей Лазаря Лисицкого.

Архитектурные идеи Лазаря Лисицкого воплощаются в жизнь в современном мире

Посетители могли ознакомиться со всем многообразием воплощения «проунов». Данное понятие, сформулированное Эль Лисицким, имеет несколько вариантов расшифровки. Это и «проект утверждения нового» и «проект УНОВИСа» – созданного в Витебске объединения представителей художественного авангарда. Определяется «проун» как визуальная концепция выхода плоскостного супрематизма в архитектуру. Опять же, здесь мы видим конкретный выход в социальную действительность, более того – стремление воздействовать на неё.

Радикальное искусство Лазаря Лисицкого

Радикальное искусство Лазаря Лисицкого

Можно удивляться, что творческое наследие Эль Лисицкого, как отмечал на мероприятии художник Александр Малей, изучено совсем недостаточно:

Всех разобрали: и Михаила Бахтина, и Казимира Малевича, и Марка Шагала, остался один Лазарь Лисицкий.

Последний плакат Лазаря Лисицкого

Последний плакат Лазаря Лисицкого

Без Лисицкого, по словам Александра Малея, никакого УНОВИСа не было бы. Малевич считается его организатором, но впоследствии «немного отошёл в сторону». Лисицкий достиг куда большего в применении идей УНОВИСа, и он даже в большей степени супрематист в сравнении с Казимиром Малевичем. Как говорил Александр Малей, Лазарь Лисицкий открыл новое пространственное видение мира, введя в плоскость Казимира Малевича объём. Идеи сочетания объёма и плоскостей трансформировались впоследствии в архитектуру, которая тоже является сочетанием плоскости и объёма.

На юбилейном мероприятии

На юбилейном мероприятии

Александр Малей представил подборку из 15-ти своих работ, демонстрирующих, насколько влияние Лазаря Лисицкого актуально для методологии современного искусства.

Современное выражение метафизических идей в искусстве Александра Малея

Современное выражение метафизических идей в искусстве Александра Малея

Искусствовед Валентина Кириллова также рассказывала о выходе супрематического искусства в пространственную среду, когда появляется объём. На примерах современной архитектуры она продемонстрировала, как принципы формообразования Эль Лисицкого используются в настоящее время и питают всю структуру современного развития этой пространственной среды. Философские основания, заложенные в идеях Лазаря Лисицкого, ныне находят реализацию в конкретных воплощениях.

Валентина Кириллова

Валентина Кириллова

А доцент кафедры дизайна Витебского государственного технологического университета Наталья Тарабуко говорила о важных принципах обучения, связанных с практическим применением художественных принципов Лазаря Лисицкого и иных представителей УНОВИСа. В настоящее время актуальна не их «классовая позиция», но творческая методология. Она отметила, что без изучения наследия работавших в Витебске представителей супрематизма и художественного авангарда вообще, невозможно сформировать современного дизайнера. Их эксперименты послужили основой для формирования того графического дизайна, который мы знаем в настоящее время. Кроме того, практическое постижение идей авангардных художников предохраняет от дурновкусия, которое в современных рекламных и дизайнерских технологиях встречается слишком часто:

Изучение конструктивизма и супрематизма может оградить от глянцевости современной рекламы. Посмотрите, какая она сладкая и приторная… А использование тех приёмов и принципов, которые наработали представители художественного авангарда, даёт возможность сделать прекрасные вещи на языке искусства, а не глянцевых журналов. Это может сделать дизайнерскую культуру в Беларуси гораздо более профессиональной и грамотной.

Наталья Тарабуко

Наталья Тарабуко

Были продемонстрированы арт-объекты, плакаты и иные работы, выполненные студентами ВГТУ на основе идей супрематизма. На кафедре дизайна разрабатывается и воплощается целая культурная программа бренда Витебска, включающая в себя знаки, сувенирную продукцию, наглядную агитацию:

Это должна быть большая программа брендирования города, а не какие-то случайные профанные вещи.

Работы студентов кафедры дизайна Витебского государственного технологического университета

Работы студентов кафедры дизайна Витебского государственного технологического университета

Действительно, тот художественный радикализм, проводниками которого являлись Эль Лисицкий и члены УНОВИСа, может сыграть самую значимую роль в облагораживании и преображении пространства городской среды. Такую позицию поддержал и художник Александр Слепов, высказавший мнение о развитии информационного супрематизма в современном искусстве. Художественный авангард развивается во времени, и оставаясь актуальным для нынешнего исторического периода находит новые формы своего выражения.

Выступает Александр Слепов

Выступает Александр Слепов

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *