Кто двигает сегодня Бродского в массы?

или как современные музыканты игнорируют мнение великого поэта

Навсегда расстаемся с тобой, дружок.
Нарисуй на бумаге простой кружок.
Это буду я: ничего внутри.
Посмотри на него – и потом сотри.
И. Бродский

Русский поэт, лауреат Нобелевской премии по литературе 1987 года Иосиф Бродский очень не любил песни на свои стихотворения (зато вполне неплохо относился к их декламации). Музыкантов мнение Бродского на этот счет никогда не останавливало: в репертуаре многих исполнителей, в том числе и современных, есть песни на поэзию знаменитого «тунеядца-эмигранта».

Фото: fit4brain.com

Источник: fit4brain.com

В ночь с 27 на 28 января 1996 года Иосиф Александрович покинул этот мир и продолжил своё путешествие в других краях. А его стихотворения остались здесь и звучат в исполнении отнюдь не «раритетов» сцены. Кто же двигает Бродского в массы сегодня?

1. Группа «Сплин»
«Конец прекрасной эпохи»

Стихотворение-приговор, стихотворение-трагедия, в котором поэт выказывает всё свое разочарование во всём окружающем мире, в том числе и в самом себе. Написаны эти строки были еще в России, до эмиграции в США.

В 2015 году вышел фильм «Конец прекрасной эпохи» по мотивам нескольких рассказов Сергея Довлатова. Давняя и крепкая дружба Довлатова с Бродским стала одной из причин, по которой кинолента получила в качестве названия строчку из стихотворения поэта. Кроме того, фильм Говорухина уж очень точно воспроизводит трагическо-комическое настроение конца той самой прекрасной (прекрасной ли?) эпохи.

2. Группа «Ночные снайперы»
«Я сижу у окна»

Иосиф Бродский написал это стихотворение в 1971 году. К тому времени 31-летний поэт уже был осужден советским судом как тунеядец, прожил два года в ссылке, а затем дважды принудительно отправлялся на «обследование» в психбольницу.

Эти строки – философское размышление о месте человека в мире, стране, собственной жизни. Поэт открыто протестует против нивелирования личности: каждый человек уникален, и выравнивать всех под единый стандарт, как это угодно любому правительству во все времена, равно убийству.

3. Группа «Сурганова и Оркестр»
«Неужели не я»

И снова рок-музыканты выбирают стихотворение молодого Бродского, для которого отчуждение в те годы было единственным доступным и осуществимым вариантом свободы. Поэтому разлука – с жизнью, с женщиной, с городом или страной – так часто репетируется в его стихах, в том числе в лирических строках текста «Неужели не я».

Это взгляд на любовь из неизбежной разлуки, на собственную молодость – из последнего одиночества, на родной город – со снежного облака. Взгляд на самого себя издали, с высоты, с другого края судьбы.

4. Дмитрий Богданов
«Пилигримы»

Это произведение появилось на свет, когда Иосифу Бродскому исполнилось 18 лет. Слушая эти строки, начинаешь думать, что поэт никогда и не был молодым, он как будто бы родился или стариком, или вообще существом без возраста.

Пилигримы – богомольцы, давшие обет пешком дойти до святого места, чтобы поклониться святыне, покаяться в грехах. Образ очень близкий Иосифу Александровичу, поскольку везде и всегда, несмотря на признание и славу, он ощущает себя изгнанником, скитальцем.

5. Группа «Мегаполис»
«Рождественский романс»

Стихотворение посвящено хорошему другу поэта – Евгению Рейну. В «Рождественском романсе» очень тонко передано настроение рубежа, обычно связанное с Рождеством и Новым годом, когда сливаются до неразличимости грусть и веселье, прощание с прошлым и надежда на будущее.

Тема рубежа, как и тема одиночества и изгнания, для Бродского постоянна, а потому звучит очень легко и естественно.

А вот так Бродского читают. Слушая эти чтения, начинаешь понимать классика, который так противился музыкальному исполнению своих произведений…