Психическое здоровье Беларуси

Обзоры

Директор Республиканского научно-практического центра психического здоровья Александр Старцев дал интервью БелаПАН о состоянии психиатрической помощи населению, суицидальной ситуации и частной психиатрической практике в Беларуси.

О психиатрических стационарах

Стационарная помощь, с одной стороны, затратна финансово, с другой — она не очень воспринимается людьми: попал в стационар, ограничиваются твои возможности. Во всем мире приветствуется развитие нестационарной помощи, потому что человек возвращается домой, остается в социуме. Наша задача — в дальнейшем наращивать места в отделениях дневного пребывания и сокращать стационарные койки“, — сказал Старцев.

В то же время глава РНПЦ пояснил, что дальнейшее сокращение коечного фонда возможно при развитии социальной помощи — увеличении мест в домах-интернатах (на 1 января в очереди на помещение в дома-интернаты стояло 166 человек) и открытии отделений дневного пребывания для людей с психическими расстройствами. Поскольку зачастую пациенты не нуждаются в активном психиатрическом лечении, но им необходима работа с психологом, возможность сохранения трудовых навыков и т. д.

В отделениях дневного пребывания создано 1.393 места для пациентов с психическими расстройствами. Обеспеченность ими за 2014 год увеличилась с 1,46 до 1,47 на 10 тыс. населения. “Прежде чем закрыть стационары, должны развиваться стационарозамещающие технологии. Мы поставили задачу увеличить обеспеченность отделениями дневного пребывания до уровня 1,7 на 10 тыс. населения“, — сказал руководитель РНПЦ.

Амбулаторная психиатрическая помощь в Беларуси представлена 151 кабинетом при центральных районных больницах (129 — для взрослых, 22 — для детей). В крупных общесоматических стационарах также создан 31 кабинет врачей-консультантов, 28 кабинетов психотерапевтов, в поликлиниках работает 101 кабинет психологической помощи.

Специалист отметил, что в стране не ставятся долгосрочные цели по сокращению стационарных коек. “Мы рассчитываем в этом году расширить работу социальной службы, и мы увидим: если у нас пустует койка, то мы будем ее сокращать“, — сказал Старцев.

О качестве психологической службы Беларуси

Психиатрическая служба в Беларуси укомплектована врачами практически на 100%.

Число штатных должностей психиатров-наркологов увеличилось на 22, что обусловлено развитием психиатрической помощи в соматических больницах. “Я считаю это крайне положительным, так как это увеличивает возможности людей обратиться за помощью“, — сказал Старцев.

За 2014 год обеспеченность психиатрической службы врачами улучшилась. “Может быть, за счет того, что кто-то работает на 1,5-2 ставки, но цифры говорят о том, что у нас и число специалистов тоже увеличилось — на семь специалистов в целом по службе (с 675 до 682). Произошло увеличение в основном в амбулаторной службе — на 15 человек“, — отметил Старцев.

Он подчеркнул, что в Беларуси создана “серьезная психиатрическая школа”, но некоторые специалисты повышают свой уровень за рубежом. “Кто хочет, может повышать свой уровень за рубежом, у нас есть и такие. Знание языка — и пожалуйста, выигрывай грант, повышай свой уровень за рубежом“, — сказал он, добавив, что таких специалистов в отрасли немного.

К сожалению, пока врачи не могут похвастаться в общей массе, что они в совершенстве знают иностранный язык. Ведь мы как никакая другая медицинская специальность свое представление о состоянии пациента получаем через слово. Общение — это очень важно. Например в травматологии это не так важно, рентген все покажет“, — пояснил глава РНПЦ.

Об суицидальной ситуации в Беларуси

Для сокращения количества суицидов у людей необходимо с детства формировать представление о том, что в жизни они будут сталкиваться с критическими ситуациями и смертью близких людей, но “это нормальный, естественный процесс, которого не нужно бояться“.

Всегда есть выход, для этого есть психолог, психотерапевт. Для этого есть всевозможные комиссии дружественного отношения к подросткам, есть сеть территориальных центров, где оказывается психологическая помощь населению, телефоны доверия. Порой достаточно тридцатиминутного разговора, чтобы человек осознал, что погорячился, даже просто возможности поговорить — и желание у него пропадает“, — сказал Старцев.

Он также считает, что для решения проблемы заместителям глав администраций районов, курирующим социальные вопросы, следует возглавить межведомственные комиссии по профилактике суицидального поведения.

Кроме того, полагает директор РНПЦ психического здоровья, важно привлекать к профилактике суицидов профсоюзные комитеты, чтобы “работающие люди были в поле зрения“. “Ведь мы на работе проводим большую часть времени. И я вижу, если соприкасаюсь с человеком, что сегодня он другой. Важно, чтобы люди не отворачивались от этого человека, важно, чтобы с ним беседовали“, — сказал он.

По мнению Старцева, развитие физкультурного движения также будет способствовать снижению уровня суицидов. “Если человек находится в психологическом дискомфорте, его организм, кровь наполняется гормоном стресса — адреналином. Он сжигается, если ты занимаешься физкультурой — пробежкой, ходьбой. Если у нас будет сеть доступных учреждений, то население ведь пойдет туда“, — отметил директор РНПЦ психического здоровья.

В целом, по его словам, в Беларуси снижается уровень суицидов: в 2014 году он составил 18,3 случая на 100 тысяч человек, в 2013-м — 20,1 случая.

О причинах заболеваемости психическими расстройствами в Беларуси

Число обращений за психиатрической помощью в Беларуси за прошлый год увеличилось на 2,1% среди взрослых и сократилось на 0,5% среди детей.

Если в 2013 году к психиатрам обратились 54.610 взрослых, то в 2014-м — 55.756. По словам Старцева, увеличение числа обращений связано с открытием амбулаторных отделений. “Это не означает, что ситуация ухудшилась. Это рост за счет амбулаторных больных и больше пограничного профиля, не психиатрического, потому что психиатрические как раз, к сожалению, лечатся стационарно“, — отметил директор РНПЦ.

По его словам, число пациентов, пролеченных в стационарах, в 2014 году сократилось на 3,6% по сравнению с 2013 годом, в то же время в отделениях дневного пребывания число пролеченных увеличилось на 1,6%, в амбулаторных кабинетах — на 1,1%.

Как отметил директор РНПЦ, чаще всего за психиатрической помощью обращаются пациенты с непсихотическими расстройствами — расстройствами адаптации, паническими, тревожными, посттравматическими расстройствами, расстройствами настроения и другими, увеличивается число пациентов с возрастными изменениями. “Это расстройства, обусловленные теми или иными причинами, но не доводящие психическое состояние до уровня психоза. Хотя процент психотических расстройств стабилен во всем мире: те же пациенты, страдающие шизофренией, в любом обществе составляют примерно 1%”, — пояснил он.

Старцев подчеркнул, что при наличии психического расстройства пациент подлежит госпитализации только в том случае, если, находясь в амбулаторных условиях, он не может “не нарушать вокруг себя психическое здоровье других“.

Об частной психиатрии

В Беларуси нет спроса на услуги частных психиатров.

Данное направление в Беларуси практически не развито. “Насколько я знаю, один человек где-то в Минской области получил лицензию. Это очень сложно, ответственно. Психические расстройства требуют длительного динамического наблюдения — это затратно финансово“, — рассказал Старцев.

При этом он подчеркнул, что в стране нет проблем с получением лицензии на данный вид деятельности, “но врачи понимают, что это сложная профессия”. “Это будет нечестно по отношению к пациенту — взять деньги, а в конечном итоге он нуждается в повторном лечении, это опять деньги. Это не совсем, на мой взгляд, этично пока. Психотерапевты, психологи есть, психиатров (частных. — БелаПАН.) мало“, — отметил специалист.

Любое частное дело продиктовано спросом и предложением. Спроса нет на частную психиатрию, потому что это финансово затратно“, — добавил он.

Лечение у психотерапевта, по словам Старцева, затратно “не в такой степени“. “И эффект от психотерапевтического вмешательства порой, как я говорю, на игле. Часто после беседы человек выходит и говорит: “Вау, Александр Иванович, почему я раньше к вам не попал? Мне теперь все понятно“. А в случае психического заболевания так не скажешь, когда шизофрения например, — это хроническое психическое расстройство, которое требует динамического наблюдения за пациентом, длительного приема дорогостоящих лекарств, порой — годами“, — отметил он.

В Беларуси снижается стигматизация людей с психическими расстройствами.

“Я думаю, снижается. И мне дает основание это сказать мой практически 35-летний стаж работы в этой профессии, — отметил Старцев. — Я вижу, что молодежь особенно охотно обращается. Работая в диспансере (Городском психоневрологическом диспансере Минска. — БелаПАН.), я это видел: студенты приходят, они знают свои права, прекрасно понимают, что обращение за помощью не является основанием того, что они не будут водить автомобиль. У него перед сессией тревога — и что? Да, у него бессонница — и что?”

О стигматизации психических расстройств

Снижение стигмы, отметил директор РНПЦ психического здоровья, позволяет развивать амбулаторную сеть и дневные стационары вместо стационарной помощи. Огромный вклад в стигматизацию психических расстройств вносят средства массовой информации. В связи с этим Александр Старцев призвал журналистов понимать эту проблему и быть корректными. “Что-то происходит, и, описывая случай, средства массовой информации почему-то смакуют, что он (герой события. — БелаПАН.) состоял на учете… Обязательно надо выхватить, что он психически больной! Поэтому я очень прошу понимать это и очень аккуратно готовить репортажи“, — сказал Александр Старцев.

Оцените статью
Витебский Курьер
Добавить комментарий