В Арт-центре Марка Шагала 16 мая прошло представление «Параллельные миры», приуроченное к Международному дню музеев. «Шагаловцы» вспомнили год свадьбы Марка и Беллы.
16 мая в Витебске сразу несколько музеев приняли участие в Ночи музеев, когда можно посетить бесплатно интересные выставки и экспозиции, а также поучаствовать в представлениях, посвященных, как правило, исторической тематике. В этом году к Ночи музеев присоединился и Арт-центр Шагала, где сотрудники устроили настоящий вечер воспоминаний, перенеся зрителей в далекий 1915 год, когда поженились Марк и Белла.
О событиях того года рассказала актриса Национального академического драматического театра имени Якуба Коласа Ирина Тишкевич.
А 1915-й был богат на события! Прежде всего, следует отметить, что Витебск тогда стал прифронтовым городом, а Первая мировая война отразилась и на жизни самих горожан, и на искусстве. В домах вместо икон висели картины Малевича, а горожане жертвовали для фронта и обувь, и одежду, и даже табак. Но не умолкала музыка, и в ночь с 1914 года на 1915 витебчане готовились к встрече Нового года, а ночные трамваи шли переполненными.
Студенты ВГУ имени Машерова попытались передать атмосферу военного года с помощью музыки.
В 1915-м в Витебске осело более 17 тысяч беженцев. Предприятия были переведены на военный режим. Русские войска отступали, ощущалась нехватка продовольствия. А в столице – сплошные банкеты, словно пир во время чумы. Вот и негодует в январе 1915 года петроградский поэт Игорь Северянин.
В этот же год Марк и Белла стали мужем и женой, несмотря на то, что родственники Беллы были решительно против бедного зятя.
Александра Шевченко и Владислав Петкевич разыграли сцену первой встречи Марка Шагала и Беллы Розенфельд.
Не обошлось на вечере и без старинных романсов, ведь в 1915 году был особенно популярен певец Вертинский. Его романс «Дни бегут» исполнила актриса театра имени Коласа Светлана Жуковская.
Тогда же в декабре родился парижский воробушек – Эдит Пиаф. Ее песня-биография «Нет, я не жалею ни о чем» прозвучала, словно откровение, в переполненном выставочном зале.
В 1915-м году в России на гастролях выступала и Айседора Дункан, которую называли Божественной Босоножкой.
А на экране мелькали то сцены из жизни Шагалов, то картины Мастера, то кадры из первых фильмов с Верой Холодной. Зрители словно перенеслись в прошлое столетие, чтобы ощутить ту атмосферу надежды и любви на фоне разрухи и Первой мировой.
А в конце вечера сотрудники музея организовали для зрителей чаепитие с еврейскими сладостями тейглах.