5 современных витебских художников, которых обвинили бы в «дегенеративном искусстве»

К очередной годовщине выставки «Дегенеративное искусство» в нацистской Германии, предлагаем обзор имён известных художников Витебска, чьё творчество подверглось бы всей полноте гонений, находись мы в подлинно тоталитарном и фашистском государстве.

Малей, авангард

Александр Малей на связи с “иными мирами”… Фото Галины Васильевой

Впрочем, и во второй тоталитарной стране того времени, а именно в Советском Союзе, идеология не допускала «свободного искусства». Оба государства проецировали на общество «единственно правильное» представление о методологии творчества, а равно и то, как надо «правильно» видеть мир. В этом отношении, последовавший спустя четверть века разгром Никитой Хрущёвым выставки художников-авангардистов в Манеже, имеет типологически тот же характер, что и шельмование «дегенеративного искусства» со стороны национал-социалистов.

Посещение Йозефом Геббельсом выставки "дегенеративного искусства", 1937 г. Источник: ru.wikipedia.org

Посещение Йозефом Геббельсом выставки “дегенеративного искусства”, 1937 г. Источник: ru.wikipedia.org

Витебская художественная школа ныне может гордиться тем, что произведения двух известных творцов, стоявших у её истоков, были представлены в мюнхенской экспозиции как выражение «элементов культурного разложения». Этими мастерами являлись Марк Шагал и Эль Лисицкий. Но если кому-то кажется, что в настоящее время негативное восприятие модернистских направлений ушло в прошлое, это не будет соответствовать действительности. Даже внутри огромного художественного цеха на данный счёт существуют самые полярные точки зрения. Вот как оценил, к примеру, известный белорусский акварелист Феликс Гумен творчество представителей «нового искусства» начала 20-х годов ХХ-го века, группировавшихся вокруг легендарного витебского Народного художественного училища. Говорил он об этом на прошлогодней выставке произведений Давида Якерсона в Витебском художественном музее:

Когда революция началась, вот этот слом пошёл, появились лозунги вроде «Сожжём Рафаэля!» Началось безобразие… И под эту лавочку недоучки, душевно больные недоноски, со всякого рода своими проектами объявили себя богами, вот так же, как этот Казимир Малевич, и победили всех. А энергии было много, и у Шагала тоже было много энергии, но их новая власть в конце концов пнула под зад, и они покатились…

И покатились в эту помойку, в этот Париж, где всё это до сих пор собирают и называют «парижской школой». Ну и слава Богу, что она существует, и слава Богу, что эти люди дали славу Витебску, ведь без них до этого не знали, что такое Витебск, и за это спасибо… Хорошо, что такие работы хранятся. Потому что, в принципе, каждый сходит с ума по-своему. Почему им не сходить с ума по-своему?.. Пусть сходят, и это моё мнение. Запрещать это нельзя. А если говорить о таком искусстве, как о чём-то новом, это уже не новое, оно уже всё покрылось плесенью. И идти следом за ними – просто неразумно, не нужно этого делать. Следовать за ними – чушь собачья.

Гумен, Якерсон, супрематизм, Корженевский

Феликс Гумен на открытии супрематической выставки Давида Якерсона. Фото Георгия Корженевского

Мы уже не раз упоминали, что в пространстве современной Витебской художественной школы сохраняются определённого рода контроверзы между представителями реалистического метода и абстрактного направления. Чаще всего различия эти не принципиальны по своей сути, ведь уровень художественного мастерства относящихся к обоим лагерям очень высок. Тем более, что есть ещё достаточно художников, работающих в течении т.н. «фантастического реализма», являющегося своего рода мостом между двумя противоположными тенденциями в искусстве. Но сейчас, в соответствии с поводом нашей статьи, мы отметим пятерых очень ярких современных витебских художников, которые в условиях тоталитарного режима, будь то в национал-социалистической Германии, или Советском Союзе, могли бы загреметь отнюдь не в абстрактный художественный лагерь, а в лагерь вполне себе материальный и репрессивный. Вне зависимости от возраста и заслуг, что называется «и стар, и млад»…

Фигурин, супрематизм, Корженевский

Фигурин “Новый”. На презентации супрематической росписи стены «Арт-пространства “Толстого, 7”». Фото Георгия Корженевского.

1. Кирилл Дёмчев

Молодой и чрезвычайно деятельный художник, яркий талант, сосредоточенная и самостоятельная личность… Будучи в настоящее время студентом Художественно-графического факультета Витебского государственного университета, он уже принял участие во многих выставках. Кто бы простил ему форменное издевательство над народным инструментом, раскрывающее, насколько в настоящее время обывательское восприятие так называемого «национального самосознания» и внушаемая государством привязанность к внешним образцам «национальной истории» превращается в самый низкопробный китч?..

Дёмчев, баян, изнанка, авангард, Корженевский

Кирилл Дёмчев. Баян. 2016 г.

Никита Сергеевич Хрущёв спросил бы у педагогов Витебского государственного университета, кого это они растят за народные деньги?.. Ведь искусство, непонятное «народу», является для него вредным и разлагающим. В общем, в лучшем случае дорога молодому художнику была бы в что-то наподобие деревни Норенская Архангельской области, куда сослали одного всемирно знаменитого поэта. Там бы и устраивал свои перформансы…

Дёмчев, абстракционизм, перформанс, Витебск, Корженевский

“Танцы с планшетом” Кирилла Дёмчева. Фото Георгия Корженевского

2. Александр Малей

Маститый представитель современного художественного авангарда. Ладно бы, только изображал, так ещё и распространением тлетворной литературы занимается…

Малей, авангард, Корженевский

Александр Малей и сотрудники Витебской областной библиотеки. Фото Георгия Корженевского

И не просто распространяет разлагающие книги, так ещё и сам их пишет!.. Что, разумеется, выходит уже за всякие пределы социальных приличий.

Малей, Корженевский, авангард, Витебск, Квадрат

Книга Александра Малея. Фото Георгия Корженевского

Верность Александра Малея избранной тематике любое тоталитарное государство оценило бы по достоинству. И ведь совсем не зря случайные обыватели до сих пор путают его имя с другим историческим и весьма харизматичным персонажем – Казимиром Малевичем. А что произошло с этим троцкистом, когда в силу вступил Иосиф Сталин?.. Всё правильно, посидел несколько месяцев в тюрьме ОГПУ. И это лучшее, что ожидало бы нашего современника-авангардиста. Устроили бы ему «портал в будущее»

Александр Малей. Метафизика природы - 3. 2014 г.

Александр Малей. Метафизика природы – 3. 2014 г.

3. Олег Крошкин

То, что данного художника обвинили бы в безответственных формальных поисках, это одно. Однако есть в его искусстве грех ещё более тяжкий, а именно неприкрытая в самом прямом смысле этого слова сексуальность. Секс – это выражение полноты существования и утверждение естественных чувств?.. Ничего подобного, в любом тоталитарном государстве сексуальность социализирована и должна быть направлена на приумножение численности представителей «правильной расы», или выступает как механизм рождаемости в рамках столь же правильной коммунистической семьи!..

А тут ещё и утверждение стихиальности, некоего надчеловеческого оправдания принципа удовольствия. Ни в коем случае, человек должен быть полностью социально обусловлен, а подлинно артистическое творчество Олега Крошкина привело бы его в состав какого-либо артистического коллектива в недрах репрессивных учреждений.

4. Виктор Шилко

Название его искусству было бы дано одно и очень чёткое, совсем по Джорджу Оруэллу: это мыслепреступление. Что, как известно, самое страшное из преступлений. Для любого тоталитарного государства нет никакой иной реальности, кроме той, которая внушается его идеологией. Трансфизические поиски всегда воспринимаются с его стороны как посягательство на монопольное право формирования «картины мира».

Шилко, авангард, абстракционизм, Корженевский

Виктор Шилко. Дорога. Путь. 2015 г.

А вот искусство Виктора Шилко, то совершенно недозволительным образом входит в область космического запредельного, то, что ещё страшнее, касается выявления метаисторических процессов, которые могут вывести на чистую воду зловещие силы, скрывающиеся за видимой нами историей. Ни в коем случае, тоталитарное государство будет защищать авторитет своих великодержавных демонов и всяческих иных тёмных сущностей, стоящих за ним. Судьба нашего выдающегося современника читалась бы без труда: полное развоплощение.

Шилко, авангард, абстракционизм, Корженевский

Виктор Шилко. Фото Георгия Корженевского

5. Александр Соловьёв

В качестве патриарха Витебской художественной школы и личности, чьё творчество обладает мировой известностью, любимый и почитаемый представителями культурной общественности мастер претерпел бы, вероятно, всего лишь насильственную депортацию в другое, более толерантное государство. А ведь в текущем году этому вне всякого сомнения великому художнику исполнится 90 лет!.. И как подлинный вестник, он в своих картинах, а также в ярких выступлениях, несёт провозвестие «миров незримых» и духовной эволюции человечества.

Соловьёв, авангард, Витебск, Корженевский

Александр Соловьёв. Открытие персональной выставки художника. Фото Георгия Корженевского

Звание главного представителя «дегенеративного искусства» в любой тоталитарной державе было бы ему с лихвой обеспечено. Ведь это человек, чьи поиски направляли и вдохновляли более молодых художников, в том числе и членов знаменитого витебского «Квадрата». Подлинно универсальный в духовном смысле творец, раскрывающий как беспредельные горние выси, так и глубочайшие провалы трансфизических бездн. Нет, самым кричащим образом не вписывался бы он в репрессивный тоталитарный социум, который его бы изгнал, как и в случае со многими библейскими пророками.

Соловьёв, авангард, абстракционизм, Корженевский

Александр Соловьёв. Предчувствие беды/Предупреждение

Представленная нами «пятёрка» художников могла быть вовсе не единственной. Без особого труда можно представить ещё несколько таких и проанализировать всю опасность и неприемлемость подобного рода творческих личностей для любого тоталитарного социума. И это говорит о том, что творческий дух современной Витебской художественной школы является живым и действенным и пробуждает наших современников к осуществлению эволюции осознания.

Соловьёв, живопись, Витебск, Корженевский

Александр Соловьёв в кругу друзей, знакомых и коллег. Фото Георгия Корженевского


  • Марк

    Какое же счастье – что мы живем не в подлинно тоталитарном и фашистском государстве раз можем лицезреть это выдающееся творчество гениев нашего общества ! Так победим !

  • Kondrat Sahalyar

    Какая ж, однако патетика звучит в последнем абзаце этой статьи! Особенно про творческий дух, пробуждающий эволюцию осознания.
    Не надо путать божий дар с яичницей. Свобода совершенно гениальным образом сходить с ума действительно дана в нашей стране каждому, но причём здесь искусство и талант? Все таланты
    “современных” художников лежат не в области искусства, а в области социологии. Важно не то, что и как нарисовано, важно как это преподнесено. Основные усилия сосредоточены в области PR, в том числе и с помощью данной статьи. Разжечь любопытство, чтобы зеваки, живущие в нашей весьма серой повседневности клюнули на
    приманку и пришли поглазеть на это буйство красок и эпатажа. Получается, кстати, не очень – толпы двери выставочных залов вроде
    пока не штурмуют. На одного известного деятеля, в отчаянии приколотившего свои гениталии к брусчатке, и вовсе, говорят, ходить
    перестали (это как раз по поводу яичницы).Зато на выставку Гумена пока ещё приходят, и неважно в тоталитарном государстве либо нет – его искусство универсально. И это радует. Эволюция осознания в
    сторону шизофрении нам пока что не грозит.

    • Ольга Витебская

      Поражаюсь Вашей способности авторитетно судить обо всем, причем претендуя, как всегда, на истину в последней инстанции))))) Очень смешно

  • Георгий Корженевский

    Именно что “весьма серая повседневность” без эволюции осознания.))))))

  • Kondrat Sahalyar

    Я ни в коем случае не претендую, как кому-то кажется, на Истину, она
    известна только Богу. Но людей, готовых подписаться под мнением,
    которое я высказал, найдётся немало. Шагалу, чтобы получить признание на Родине, понадобилось 50 лет. Тоталитаризм тут совершенно ни при чём, он ведь сам был частью тоталитарной системы коммунизма, стоял у её истоков, но страна его отвергла, несмотря на все его таланты. Не стоит делать скоропалительных выводов по поводу чьих-то попыток перевернуть мир – в искусстве ли,
    в умах ли сограждан – время покажет, кто был прав. А одно категоричное суждение всегда будет рождать другое, противоположное ему и столь же категоричное – это и есть жизнь.
    Смеяться или грустить по этому поводу – это уж кому как.

    • Георгий Корженевский

      Вообще-то никакой Шагал ни у каких истоков тоталитаризма не стоял, у него были совсем иные личные, творческие, национальные задачи. А вот Малевич действительно, совершенно сознательно учреждал новое, революционное искусство, соответствующее духу времени и задачам классовой борьбы. Его ли вина, что в итоге всё вместе с “классом-гегемоном” скатилось не в революцию, а в очередное воспроизведение протухшей имперской идеи вместе с соответствующим псевдоклассицизмом?..

  • Kondrat Sahalyar

    Да уж, шагаловская “Война дворцам!” вкупе с экспроприацией дворца
    у банкира Вишняка никак не соответствовали духу времени и задачам
    классовой борьбы, это всё Малевич придумал, а в том что перед представителями академической школы живописи, пусть и на непродолжительное время, в совершенно тоталитарном стиле опустили шлагбаум, никакой вины Шагала нет – он же и сам эту школу
    прошёл… Ох, не жили мы в те весёлые времена, не ходили вместе
    с “гегемоном” по улицам, почему бы не поговорить об эволюции осознания, а вдруг нынешний наш “гегемон” по-иному устроен и всё
    у нынешних малевичей получится так, как им это грезится в сладких снах… Не дай Бог!

    • Георгий Корженевский

      Ну, Шагал сам по себе ни у кого ничего не мог экспроприировать. Евреям в царские времена ещё те погромы устраивали, да так, что могли и жизнь экспроприировать. Так что пользовался Шагал общей тенденцией, надежды на светлую жизнь он имел,))) а идейным фанатиком он никогда не был. Этим он отличался от Малевича, который к революции относился всерьёз и концептуально, в духе троцкизма, и верил в мировой революционный процесс. Кстати, начало 20-х годов, это было ещё весьма разнородное время революционного идеализма, и даже внутри НКВД были различного рода мистики типа Бокия, Блюмкина, Барченко. Позже, когда у власти утвердился Сталин, все они были расстреляны. Беда ведь на самом деле не в революции, часто это двигатель общественных эволюционных процессов, а в том, что в пространстве России революций то по сути и никогда не было. После революционных процессов, происходили они сверху или снизу, всегда был откат к безмысленному раболепству, государственному террору и диктату пещерных форм идеологий. В отличие от Запада, где революционные процессы были действительно реальны. Что такое, к примеру, образование США, как не итог положительной революции и последовавшей за ней гражданской войны?.. Ведь неслучайно Запад интегрировал в себя всё революционное искусство, когда Советский Союз при Сталине, на самом деле совершенном контрреволюционере, быстро скатился к формам так называемого “социалистического реализма”.

  • Игорь

    А вы посмотрите как народ заволновался по поводу дегенеративного искусства и прочего… Кстати в словаре Виктора Власова “Стили в искусстве” СПб. в трех томах “Кольна” 1997 г. написано о самом Шагале следующее; его искусство оригинально и самобытно как и искусство как искусство всякого народного искусства… ” с. 506 том III. Так что искусствоведы и серьезные критики оценку уже дали. А то что запад собирает себе в музеи всякий мусор и так ясно. Но что-то не покупают у нас?! Странно а то обогатились при жизни. А скажем написать чисто реалистический портрет в духе Юрия Пэна слабо.. А тоже наш соотечественник. Но там мастерство надо… и удачи вам господа!

    • Ольга Витебская

      Доказывать недоказуемое, конечно, нет никакого смысла. И сказать в стиле “кому что нравится” тоже несколько неуместно. К сожалению, необразованность, примитивизм в мышлении и попытки постижения искусства через репродукции рулит! Я немного видела картин Шагала в подлиннике, но видела. Замечу, и классическое искусство мне по душе. Шагаловские картины (еще раз говорю – не репродукции) оказывают потрясающее воздействие не на разум, а на эмоциональную сферу человека. Они потрясают

  • Игорь

    Извиняюсь перепутал… “народного примитива” Это о Шагале хотя впрочем “народного искусства” тоже правильно. Пусть Люда Вакар меня простит…

    • Георгий Корженевский

      Кстати, Марк Шагал не относится не к примитивизму, не к “народному искусству”. У него подчёркнуто авторский стиль, которым обладают все значимые художники. Взять современных витебских мастеров, того же Феликса Гумена, или Олега Сковородко, это признак мастерства, а не просто описательности, своего индивидуального видения мира. Произведения Марка Шагала, вне всякого сомнения, относятся к образцам элитарного искусства. И то, что его пригласили расписать плафон Парижской оперы, есть свидетельство всемирного признания этого. Что же касается современных музеев, они собирают и произведения абстрактного искусства, и реалистического, на Западе к тому же значительную роль играет специализация различных музеев. Наших витебских художников тоже и покупают, и выставляют, про выставку в Париже у меня, кстати, и статья была.

      https://vkurier.by/33999

      А фотографическое воспроизведение реальности не является задачей искусства, особенно в современном мире, фотоаппарат на это есть…))))) Искусство так или иначе выражает восприятие энергетических потоков реальности, её трансформации, определённых её секторов, ведь мы не можем сказать, что и люди видят мир “как он есть”. Человеческие органы чувств весьма ограничены, и современное искусство позволяет выйти за пределы давно уже Познанного, а не пережёвывать постоянно одно и то же.

  • Саша

    А меня, честно говоря, список удивил, особенно порядком следования имен. Это не алфавитный порядок – в этом случае В.А. Шилко должен был оказаться последним. Но вот то, что художник-ученик Демчев оказался первым, а художники с большим профессиональным опытом следуют за ним, говорил о многом. И об авторе, и о системе отбора имен, и о витебском искусстве тоже!!!

    • Георгий Корженевский

      Порядок следования имён как раз не и должен смущать. Это 5 художников, а не Топ-5 художников, где мы сперва говорили бы о каком-либо самом значительном из них. Так что незнание этого говорит только о комментаторе.))))) Мы же начали с самого молодого художника, потом перешли к среднему поколению, и закончили старейшим патриархом. Всё совершенно логично. Итак, когда вначале стоит просто цифра, без приставки “топ”, речь не идёт о выявлении какого-либо первенства, а материал выстраивается в соответствии с задачами авторской драматургии текста.

  • Саша

    Про Топ все ясно, про комментатора тоже!!! Про драматургию текста уже не очень, извините за тупоумие… Но с Демчева начинать и Соловьевым заканчивать – это надо постараться. Это фигуры, принципиально разные по своей природе. Да и слово “фигура” к Демчеву еще мало подходит. Агрессивность автора в ответ на комментарии (и не только на мой) вполне понятна. Если не знали чего-то, так вот сейчас благодаря автору и узнали. Еще раз призываю задуматься о системе отбора и о сути представленных персон, и об авторе, конечно.

  • Георгий Корженевский

    Извиняю.)) Агрессивности автора никакой нет, ответил вот на это:

    “говорил о многом. И об авторе, и о системе отбора имен, и о витебском искусстве тоже!!!”

    Учитесь, постигайте…)))

  • Георгий Корженевский

    А вообще, конечно же, каждый читатель знает лучше любого автора, как тому надо было текст написать.))))) Равно как и зрители знают лучше художника, как ему более правильно рисовать картины.))))) Авторы и художники к этому привыкли, уже не удивляет…)))))))))

  • Вячеслав

    Не стану ничего говорить о том хорошо это или плохо так называемое “дегенеративное искусство”. НО! Всегда есть самый беспристрастный судья – это зритель. И давайте вспомним, сколько сторонних, не своих знакомых и художников, на выставках названных авторов? Правильным ответом будет очень мало. А сколько зрителей приходит на выставки художников более реалистического направления? В разы больше! И сколько желающих найдётся повесить дома работу одного из названных авторов? Тоже, думаю, немного. А вот почему так происходит…пусть об этом задумаются художники, работающие в направлении “дегенеративного искусства”!

    • Георгий Корженевский

      Ну, согласитесь, картины пишутся отнюдь не только для того, чтобы вешать их на стены квартир обывателей. Искусство – это не служанка и не гувернантка. Картины пишутся и для музеев, и для больших частных коллекций. А вот уже хождение в музей на выставки представителей конкретных художественных направлений, или не хождение в них вовсе – показатель уровня культуры, или вообще отсутствия оного.)) Так что зритель, всем объёмом современной культуры не обладающий, или хотя бы не стремящийся к обретению этого объёма – отнюдь не беспристрастный судья.