5 современных витебских художников, которых обвинили бы в «дегенеративном искусстве»

К очередной годовщине выставки «Дегенеративное искусство» в нацистской Германии, предлагаем обзор имён известных художников Витебска, чьё творчество подверглось бы всей полноте гонений, находись мы в подлинно тоталитарном и фашистском государстве.

Малей, авангард

Александр Малей на связи с «иными мирами»… Фото Галины Васильевой

Впрочем, и во второй тоталитарной стране того времени, а именно в Советском Союзе, идеология не допускала «свободного искусства». Оба государства проецировали на общество «единственно правильное» представление о методологии творчества, а равно и то, как надо «правильно» видеть мир. В этом отношении, последовавший спустя четверть века разгром Никитой Хрущёвым выставки художников-авангардистов в Манеже, имеет типологически тот же характер, что и шельмование «дегенеративного искусства» со стороны национал-социалистов.

Посещение Йозефом Геббельсом выставки "дегенеративного искусства", 1937 г. Источник: ru.wikipedia.org

Посещение Йозефом Геббельсом выставки «дегенеративного искусства», 1937 г. Источник: ru.wikipedia.org

Витебская художественная школа ныне может гордиться тем, что произведения двух известных творцов, стоявших у её истоков, были представлены в мюнхенской экспозиции как выражение «элементов культурного разложения». Этими мастерами являлись Марк Шагал и Эль Лисицкий. Но если кому-то кажется, что в настоящее время негативное восприятие модернистских направлений ушло в прошлое, это не будет соответствовать действительности. Даже внутри огромного художественного цеха на данный счёт существуют самые полярные точки зрения. Вот как оценил, к примеру, известный белорусский акварелист Феликс Гумен творчество представителей «нового искусства» начала 20-х годов ХХ-го века, группировавшихся вокруг легендарного витебского Народного художественного училища. Говорил он об этом на прошлогодней выставке произведений Давида Якерсона в Витебском художественном музее:

Когда революция началась, вот этот слом пошёл, появились лозунги вроде «Сожжём Рафаэля!» Началось безобразие… И под эту лавочку недоучки, душевно больные недоноски, со всякого рода своими проектами объявили себя богами, вот так же, как этот Казимир Малевич, и победили всех. А энергии было много, и у Шагала тоже было много энергии, но их новая власть в конце концов пнула под зад, и они покатились…

И покатились в эту помойку, в этот Париж, где всё это до сих пор собирают и называют «парижской школой». Ну и слава Богу, что она существует, и слава Богу, что эти люди дали славу Витебску, ведь без них до этого не знали, что такое Витебск, и за это спасибо… Хорошо, что такие работы хранятся. Потому что, в принципе, каждый сходит с ума по-своему. Почему им не сходить с ума по-своему?.. Пусть сходят, и это моё мнение. Запрещать это нельзя. А если говорить о таком искусстве, как о чём-то новом, это уже не новое, оно уже всё покрылось плесенью. И идти следом за ними – просто неразумно, не нужно этого делать. Следовать за ними – чушь собачья.

Гумен, Якерсон, супрематизм, Корженевский

Феликс Гумен на открытии супрематической выставки Давида Якерсона. Фото Георгия Корженевского

Мы уже не раз упоминали, что в пространстве современной Витебской художественной школы сохраняются определённого рода контроверзы между представителями реалистического метода и абстрактного направления. Чаще всего различия эти не принципиальны по своей сути, ведь уровень художественного мастерства относящихся к обоим лагерям очень высок. Тем более, что есть ещё достаточно художников, работающих в течении т.н. «фантастического реализма», являющегося своего рода мостом между двумя противоположными тенденциями в искусстве. Но сейчас, в соответствии с поводом нашей статьи, мы отметим пятерых очень ярких современных витебских художников, которые в условиях тоталитарного режима, будь то в национал-социалистической Германии, или Советском Союзе, могли бы загреметь отнюдь не в абстрактный художественный лагерь, а в лагерь вполне себе материальный и репрессивный. Вне зависимости от возраста и заслуг, что называется «и стар, и млад»…

Фигурин, супрематизм, Корженевский

Фигурин «Новый». На презентации супрематической росписи стены «Арт-пространства “Толстого, 7”». Фото Георгия Корженевского.

1. Кирилл Дёмчев

Молодой и чрезвычайно деятельный художник, яркий талант, сосредоточенная и самостоятельная личность… Будучи в настоящее время студентом Художественно-графического факультета Витебского государственного университета, он уже принял участие во многих выставках. Кто бы простил ему форменное издевательство над народным инструментом, раскрывающее, насколько в настоящее время обывательское восприятие так называемого «национального самосознания» и внушаемая государством привязанность к внешним образцам «национальной истории» превращается в самый низкопробный китч?..

Дёмчев, баян, изнанка, авангард, Корженевский

Кирилл Дёмчев. Баян. 2016 г.

Никита Сергеевич Хрущёв спросил бы у педагогов Витебского государственного университета, кого это они растят за народные деньги?.. Ведь искусство, непонятное «народу», является для него вредным и разлагающим. В общем, в лучшем случае дорога молодому художнику была бы в что-то наподобие деревни Норенская Архангельской области, куда сослали одного всемирно знаменитого поэта. Там бы и устраивал свои перформансы…

Дёмчев, абстракционизм, перформанс, Витебск, Корженевский

«Танцы с планшетом» Кирилла Дёмчева. Фото Георгия Корженевского

2. Александр Малей

Маститый представитель современного художественного авангарда. Ладно бы, только изображал, так ещё и распространением тлетворной литературы занимается…

Малей, авангард, Корженевский

Александр Малей и сотрудники Витебской областной библиотеки. Фото Георгия Корженевского

И не просто распространяет разлагающие книги, так ещё и сам их пишет!.. Что, разумеется, выходит уже за всякие пределы социальных приличий.

Малей, Корженевский, авангард, Витебск, Квадрат

Книга Александра Малея. Фото Георгия Корженевского

Верность Александра Малея избранной тематике любое тоталитарное государство оценило бы по достоинству. И ведь совсем не зря случайные обыватели до сих пор путают его имя с другим историческим и весьма харизматичным персонажем – Казимиром Малевичем. А что произошло с этим троцкистом, когда в силу вступил Иосиф Сталин?.. Всё правильно, посидел несколько месяцев в тюрьме ОГПУ. И это лучшее, что ожидало бы нашего современника-авангардиста. Устроили бы ему «портал в будущее»

Александр Малей. Метафизика природы - 3. 2014 г.

Александр Малей. Метафизика природы — 3. 2014 г.

3. Олег Крошкин

То, что данного художника обвинили бы в безответственных формальных поисках, это одно. Однако есть в его искусстве грех ещё более тяжкий, а именно неприкрытая в самом прямом смысле этого слова сексуальность. Секс – это выражение полноты существования и утверждение естественных чувств?.. Ничего подобного, в любом тоталитарном государстве сексуальность социализирована и должна быть направлена на приумножение численности представителей «правильной расы», или выступает как механизм рождаемости в рамках столь же правильной коммунистической семьи!..

А тут ещё и утверждение стихиальности, некоего надчеловеческого оправдания принципа удовольствия. Ни в коем случае, человек должен быть полностью социально обусловлен, а подлинно артистическое творчество Олега Крошкина привело бы его в состав какого-либо артистического коллектива в недрах репрессивных учреждений.

4. Виктор Шилко

Название его искусству было бы дано одно и очень чёткое, совсем по Джорджу Оруэллу: это мыслепреступление. Что, как известно, самое страшное из преступлений. Для любого тоталитарного государства нет никакой иной реальности, кроме той, которая внушается его идеологией. Трансфизические поиски всегда воспринимаются с его стороны как посягательство на монопольное право формирования «картины мира».

Шилко, авангард, абстракционизм, Корженевский

Виктор Шилко. Дорога. Путь. 2015 г.

А вот искусство Виктора Шилко, то совершенно недозволительным образом входит в область космического запредельного, то, что ещё страшнее, касается выявления метаисторических процессов, которые могут вывести на чистую воду зловещие силы, скрывающиеся за видимой нами историей. Ни в коем случае, тоталитарное государство будет защищать авторитет своих великодержавных демонов и всяческих иных тёмных сущностей, стоящих за ним. Судьба нашего выдающегося современника читалась бы без труда: полное развоплощение.

Шилко, авангард, абстракционизм, Корженевский

Виктор Шилко. Фото Георгия Корженевского

5. Александр Соловьёв

В качестве патриарха Витебской художественной школы и личности, чьё творчество обладает мировой известностью, любимый и почитаемый представителями культурной общественности мастер претерпел бы, вероятно, всего лишь насильственную депортацию в другое, более толерантное государство. А ведь в текущем году этому вне всякого сомнения великому художнику исполнится 90 лет!.. И как подлинный вестник, он в своих картинах, а также в ярких выступлениях, несёт провозвестие «миров незримых» и духовной эволюции человечества.

Соловьёв, авангард, Витебск, Корженевский

Александр Соловьёв. Открытие персональной выставки художника. Фото Георгия Корженевского

Звание главного представителя «дегенеративного искусства» в любой тоталитарной державе было бы ему с лихвой обеспечено. Ведь это человек, чьи поиски направляли и вдохновляли более молодых художников, в том числе и членов знаменитого витебского «Квадрата». Подлинно универсальный в духовном смысле творец, раскрывающий как беспредельные горние выси, так и глубочайшие провалы трансфизических бездн. Нет, самым кричащим образом не вписывался бы он в репрессивный тоталитарный социум, который его бы изгнал, как и в случае со многими библейскими пророками.

Соловьёв, авангард, абстракционизм, Корженевский

Александр Соловьёв. Предчувствие беды/Предупреждение

Представленная нами «пятёрка» художников могла быть вовсе не единственной. Без особого труда можно представить ещё несколько таких и проанализировать всю опасность и неприемлемость подобного рода творческих личностей для любого тоталитарного социума. И это говорит о том, что творческий дух современной Витебской художественной школы является живым и действенным и пробуждает наших современников к осуществлению эволюции осознания.

Соловьёв, живопись, Витебск, Корженевский

Александр Соловьёв в кругу друзей, знакомых и коллег. Фото Георгия Корженевского