Выставка проходит в рамках проекта «Возвращение в Витебск» и объединяет художников, ныне живущих и работающих в Минске, но получивших высшее образование в знаменитом витебском худграфе.
Экспозиция, открывшаяся 1 октября в Витебском художественном музее, состоит в основном из живописных произведений в жанре пейзажа, при этом работы выполнены в разнообразных стилях: от подчёркнуто реалистического до условного. Об актуальности самого проекта и его важности для художественно-графического факультета Витебского государственного университета говорил на открытии выставки её куратор, искусствовед Михаил Цыбульский:
Такі праект не мог не нарадзіцца. Яго ідэя вітала даўно, і, па сутнасці, ён павінен быў даўно пачацца ўжо ў мінулым тысячагоддзі, і пачацца з таго, каб наша ўстанова пачала збіраць гэтыя “камяні”, і не проста ганарыцца тымі, хто ў свой час скончыў мастацка-графічны факультэт, але і знаёміць віцебскіх студэнтаў, моладзь, і ўвогуле грамядзян горада Віцебска з тымі напрацоўкамі, з тым майстэрствам, з тымі асобамі, творчасцю, што звязваюць мастакоў, якія некалі вучыліся на мастацка-графічным факультэце.
Михаил Цыбульский отметил, что это не первая выставка в рамках проекта «Возвращение в Витебск», были также персональные экспозиции, например, имевшая большой успех в городе выставка Александра Алонцева «Траектория творчества».
А в самом открытии принимал участие знаменитый акварелист и педагог Феликс Гумен, а также ряд художников, картины которых вошли в экспозицию: Николай Киреев, Василий Костюченко, Николай Мищенко, Виктор Данилов, Геннадий Сухомлинов. Кроме их работ, на выставке представлены также произведения Владимира Прокопцова и Егора Батальёнка. Михаил Цыбульский говорил о её значимом характере как для города, так и для самих художников, картины которых витебские зрители могут увидеть в настоящее время:
Гэта не проста настальгія, гэта заўжды вяртанне да нейкіх каранёў.
Славное прошлое витебского худграфа
Выступавший на открытии выставки главный специалист по идеологической работе, культуре и по делам молодёжи Витебского горисполкома Денис Юрчак подчеркнул особое значение витебского худграфа для истории всего изобразительного искусства в целом:
Мастацка-графічны факультэт – гэта брэндавы факультэт для Віцебска, не толькі для Віцебскага дзяржаўнага ўніверсітэта. Вось гэта як раз той факультэт, які пазнаюць усюды, як у Беларусі, так і ва ўсім свеце. У прынцыпе, гэты факультэт можна лічыць нават старэйшым за сам універсітэт.
Декан художественно-графического факультета Витебского государственного университета Юлия Беженарь высказалась о той реальности особого братства, которое нерушимо, и всегда объединяет его выпускников:
Не одни из выпускнков среди любого факультета так не гордятся тем, что они именно выходцы из худграфа. Худграфовцы предстают неким единым целым, они всегда стоят друг за друга, и гордятся, что они выпускники именно художественно-графического факультета.
Михаил Цыбульский вспоминал о том, что 60-70-е годы, когда проходили обучение участники нынешней экспозиции, являлись золотыми годами витебского худграфа, так как основная направленность тогда была на творчество:
Накіраванасць на эксперымент і на сябе самога была асноўнай на мастацка-графічным факультэце.
Он отметил, что нынешний худграф совместно с Витебским художественным музеем, будет и далее открывать неизвестные страницы художествено-графического факультета, так как это представляется жизненно важным для сегодняшнего дня. А художник Геннадий Сухомлинов выразил в своих словах те чувства, которые остаются в душе каждого выпускника данного факультета, как бы далеко впоследствии он не оказался от своей Alma Mater:
Я очень благодарен тем преподавателям, которые дали нам это название “худграфовцы”. И когда мы ехали из столицы, то, как сказал Фёдор Тютчев, “дым Отечества нам сладок и приятен…” Просто подышать этим воздухом, приехать сюда в Витебск, окунуться в эту атмосферу, очень приятно здесь находиться…
Феликс Гумен и другие учителя…
На открытии выставки царила царила душевная и дружеская атмосфера. Художники предавались воспоминаниям об уже далёких годах учёбы и добрым словом вспоминали своих преподавателей. Как известно, личностные качества педагога, особенно когда речь идёт о творческих специальностях, не менее важны, нежели профессиональные качества. И в этом отношении много тёплых слов было сказано о Феликсе Гумене, преподававшим в своё время на худграфе. Так, Василий Костюченко отметил то внутреннее, органичное ощущение природной среды, которое Феликс Гумен прививал своим ученикам:
Вы навучылі адчуваць асяроддзе, любіць прыроду і не быць абыякавым да жыцця: гэта самае асноўнае для мастака.
Геннадий Сухомлинов говорил о том важном личностном воздействии мастера, которое переходит от учителя к ученику и приносит свои плоды:
Даже когда Феликс Фёдорович ничего не делал, он просто находился рядом и стоял, вот окунёт в ведро кисточку, и уже это было достаточно, чтобы этот дух перешёл на тебя.
А Николай Мищенко подытожил все высказывания о значимости не только профессиональных навыков, передаваемых любым подлинным мастером, но и не менее важном его человеческом влиянии:
Мало того, что мы видели талантливых преподавателей, они работали с нами душевно, по-отечески, и вот это отношение передавалось нам и переходило в наше творчество, и мы действительно “абыякавымі да жыцця” не остались. И это постоянно побуждает нас к творчеству.
Проблемы современного образования
О 60-70-х годах витебского худграфа участники открытия выставки вспоминали как о «золотом веке его истории». Феликс Гумен сравнил то время с известным в российской истории Царскосельским лицеем, где учился в том числе и создатель современного русского литературного языка:
Вообще, витебский худграф, тот, наш, изначальный худграф, он подобен пушкинскому лицею. Вот он был, вышли отуда выдающиеся люди России, и закончился… У Александра Пушкина есть стихи о том, что мы будем делать, когда последний лицеист умрёт… Это будет очень печально. И худграф потихоньку, тот худграф, уходит…
Современные социально-экономические проблемы в Беларуси, безусловно, воздействуют на положение дел в сфере образования, и это не вина нынешних преподавателей витебского худграфа, а общая беда. Об их наличии и усугубляющемся характере говорил Николай Мищенко:
Что касается вообще того, что происходит с нашей культурой, то есть, конечно, проблемы. Для худграфа эти проблемы в том, что отношение государства к воспитанию художника неоднозначное. И те программы, которые существуют в учебных заведениях, они урезаны или в плане литаратуры, или в плане изобразительного искусства, или в плане специальных дисциплин… Это, наверное проблема для всех высших и средних учебных заведений… Мы должны готовить специалиста, не “троечника”, а хорошо подготовленного, профессионального специалиста.
Известный белорусский акварелист Александр Карпан, также выпускник витебского худграфа, поднял ещё один важный срез всего комплекса проблем, заключающийся в отсутствии притока высококвалифицированных кадров, принадлежащих иным художественным школам, которые, несомненно, раскрыли бы новые возможности и обогатили образовательный процесс. Даже если сравнить с советским периодом, там ситуация в данном отношении была куда более благоприятной:
В свете сегодняшних выступлений я хочу действительно обратиться и попросить коллег из Минска. Да, худграф он был такой… Но чтобы он таким остался, нам нужна помощь. Сейчас ещё пройдёт два-три года, и эта проблема станет насущной, когда свежей крови не приносится. А возьмите тот, прежний, худграф, когда у нас были и выпускники из Минска, и выпускники из питерской академии, и из других городов России. Такой симбиоз как раз порождал тот дух худграфа, о котором мы говорим сегодня.
Славная история витебского художественно-графического факультета должна обогатиться новыми возможностями несмотря на сегодняшние кризисные времена, так как искусство никогда не стоит на месте. Об этой необходимости непрерывного развития и приумножения творческой составляющей говорил Николай Киреев:
Нельзя думать, что художественно-графический факультет сделал всё, что он может, и что он поднялся на ту высоту, когда у него уже нет никаких желаний. У факультета должно быть много желаний, и эти желания нужно превратить в действия и движение вверх.