В Витебске открылась выставка «У гонар роднай Alma Mater»

Выставка проходит в рамках проекта «Возвращение в Витебск» и объединяет художников, ныне живущих и работающих в Минске, но получивших высшее образование в знаменитом витебском худграфе.

Преподаватели, художники, гости, бывшие и нынешние студенты витебского худграфа

Преподаватели, художники, гости, бывшие и нынешние студенты витебского худграфа

Экспозиция, открывшаяся 1 октября в Витебском художественном музее, состоит в основном из живописных произведений в жанре пейзажа, при этом работы выполнены в разнообразных стилях: от подчёркнуто реалистического до условного. Об актуальности самого проекта и его важности для художественно-графического факультета Витебского государственного университета говорил на открытии выставки её куратор, искусствовед Михаил Цыбульский:

Такі праект не мог не нарадзіцца. Яго ідэя вітала даўно, і, па сутнасці, ён павінен быў даўно пачацца ўжо ў мінулым тысячагоддзі, і пачацца з таго, каб наша ўстанова пачала збіраць гэтыя “камяні”, і не проста ганарыцца тымі, хто ў свой час скончыў мастацка-графічны факультэт, але і знаёміць віцебскіх студэнтаў, моладзь, і ўвогуле грамядзян горада Віцебска з тымі напрацоўкамі, з тым майстэрствам, з тымі асобамі, творчасцю, што звязваюць мастакоў, якія некалі вучыліся на мастацка-графічным факультэце.

На открытии выставки

На открытии выставки

Михаил Цыбульский отметил, что это не первая выставка в рамках проекта «Возвращение в Витебск», были также персональные экспозиции, например, имевшая большой успех в городе выставка Александра Алонцева «Траектория творчества».

А в самом открытии принимал участие знаменитый акварелист и педагог Феликс Гумен, а также ряд художников, картины которых вошли в экспозицию: Николай Киреев, Василий Костюченко, Николай Мищенко, Виктор Данилов, Геннадий Сухомлинов. Кроме их работ, на выставке представлены также произведения Владимира Прокопцова и Егора Батальёнка. Михаил Цыбульский говорил о её значимом характере как для города, так и для самих художников, картины которых витебские зрители могут увидеть в настоящее время:

Гэта не проста настальгія, гэта заўжды вяртанне да нейкіх каранёў.

Владимир Прокопцов. Мой Витебск. 2014 - 2015 гг.

Владимир Прокопцов. Мой Витебск. 2014 – 2015 гг.

Славное прошлое витебского худграфа

Выступавший на открытии выставки главный специалист по идеологической работе, культуре и по делам молодёжи Витебского горисполкома Денис Юрчак подчеркнул особое значение витебского худграфа для истории всего изобразительного искусства в целом:

Мастацка-графічны факультэт – гэта брэндавы факультэт для Віцебска, не толькі для Віцебскага дзяржаўнага ўніверсітэта. Вось гэта як раз той факультэт, які пазнаюць усюды, як у Беларусі, так і ва ўсім свеце. У прынцыпе, гэты факультэт можна лічыць нават старэйшым за сам універсітэт.

Возвращение в Витебск...

Возвращение в Витебск…

Декан художественно-графического факультета Витебского государственного университета Юлия Беженарь высказалась о той реальности особого братства, которое нерушимо, и всегда объединяет его выпускников:

Не одни из выпускнков среди любого факультета так не гордятся тем, что они именно выходцы из худграфа. Худграфовцы предстают неким единым целым, они всегда стоят друг за друга, и гордятся, что они выпускники именно художественно-графического факультета.

Декан витебского худграфа Юлия Беженарь, председатель Витебской областной организации Белорусского союза художников Светлана Баранковская, художница Екатерина Мясникова

Декан витебского худграфа Юлия Беженарь, председатель Витебской областной организации Белорусского союза художников Светлана Баранковская, художница Екатерина Мясникова

Михаил Цыбульский вспоминал о том, что 60-70-е годы, когда проходили обучение участники нынешней экспозиции, являлись золотыми годами витебского худграфа, так как основная направленность тогда была на творчество:

Накіраванасць на эксперымент і на сябе самога была асноўнай на мастацка-графічным факультэце.

Василий Костюченко. Солнце и море (комната 6). 2015 г.

Василий Костюченко. Солнце и море (комната 6). 2015 г.

Он отметил, что нынешний худграф совместно с Витебским художественным музеем, будет и далее открывать неизвестные страницы художествено-графического факультета, так как это представляется жизненно важным для сегодняшнего дня. А художник Геннадий Сухомлинов выразил в своих словах те чувства, которые остаются в душе каждого выпускника данного факультета, как бы далеко впоследствии он не оказался от своей Alma Mater:

Я очень благодарен тем преподавателям, которые дали нам это название “худграфовцы”. И когда мы ехали из столицы, то, как сказал Фёдор Тютчев, “дым Отечества нам сладок и приятен…” Просто подышать этим воздухом, приехать сюда в Витебск, окунуться в эту атмосферу, очень приятно здесь находиться…

Геннадий Сухомлинов. Осенняя фуга. 2000 г.

Геннадий Сухомлинов. Осенняя фуга. 2000 г.

Феликс Гумен и другие учителя…

На открытии выставки царила царила душевная и дружеская атмосфера. Художники предавались воспоминаниям об уже далёких годах учёбы и добрым словом вспоминали своих преподавателей. Как известно, личностные качества педагога, особенно когда речь идёт о творческих специальностях, не менее важны, нежели профессиональные качества. И в этом отношении много тёплых слов было сказано о Феликсе Гумене, преподававшим в своё время на худграфе. Так, Василий Костюченко отметил то внутреннее, органичное ощущение природной среды, которое Феликс Гумен прививал своим ученикам:

Вы навучылі адчуваць асяроддзе, любіць прыроду і не быць абыякавым да жыцця: гэта самае асноўнае для мастака.

Егор Батальёнок. На рубеже. 2012 г.

Егор Батальёнок. На рубеже. 2012 г.

Геннадий Сухомлинов говорил о том важном личностном воздействии мастера, которое переходит от учителя к ученику и приносит свои плоды:

Даже когда Феликс Фёдорович ничего не делал, он просто находился рядом и стоял, вот окунёт в ведро кисточку, и уже это было достаточно, чтобы этот дух перешёл на тебя.

Виктор Данилов. Пробуждение. 2011 г.

Виктор Данилов. Пробуждение. 2011 г.

А Николай Мищенко подытожил все высказывания о значимости не только профессиональных навыков, передаваемых любым подлинным мастером, но и не менее важном его человеческом влиянии:

Мало того, что мы видели талантливых преподавателей, они работали с нами душевно, по-отечески, и вот это отношение передавалось нам и переходило в наше творчество, и мы действительно “абыякавымі да жыцця” не остались. И это постоянно побуждает нас к творчеству.

Николай Киреев, Юлия Бежнарь, Феликс Гумен, Николай Мищенко

Николай Киреев, Юлия Бежнарь, Феликс Гумен, Николай Мищенко

Проблемы современного образования

О 60-70-х годах витебского худграфа участники открытия выставки вспоминали как о «золотом веке его истории». Феликс Гумен сравнил то время с известным в российской истории Царскосельским лицеем, где учился в том числе и создатель современного русского литературного языка:

Вообще, витебский худграф, тот, наш, изначальный худграф, он подобен пушкинскому лицею. Вот он был, вышли отуда выдающиеся люди России, и закончился… У Александра Пушкина есть стихи о том, что мы будем делать, когда последний лицеист умрёт… Это будет очень печально. И худграф потихоньку, тот худграф, уходит…

Феликс Гумен, Василий Костюченко, Николай Мищенко

Феликс Гумен, Василий Костюченко, Николай Мищенко

Современные социально-экономические проблемы в Беларуси, безусловно, воздействуют на положение дел в сфере образования, и это не вина нынешних преподавателей витебского худграфа, а общая беда. Об их наличии и усугубляющемся характере говорил Николай Мищенко:

Что касается вообще того, что происходит с нашей культурой, то есть, конечно, проблемы. Для худграфа эти проблемы в том, что отношение государства к воспитанию художника неоднозначное. И те программы, которые существуют в учебных заведениях, они урезаны или в плане литаратуры, или в плане изобразительного искусства, или в плане специальных дисциплин… Это, наверное проблема для всех высших и средних учебных заведений… Мы должны готовить специалиста, не “троечника”, а хорошо подготовленного, профессионального специалиста.

Николай Мищенко. Брошенный. 2011 г.

Николай Мищенко. Брошенный. 2011 г.

Известный белорусский акварелист Александр Карпан, также выпускник витебского худграфа, поднял ещё один важный срез всего комплекса проблем, заключающийся в отсутствии притока высококвалифицированных кадров, принадлежащих иным художественным школам, которые, несомненно, раскрыли бы новые возможности и обогатили образовательный процесс. Даже если сравнить с советским периодом, там ситуация в данном отношении была куда более благоприятной:

В свете сегодняшних выступлений я хочу действительно обратиться и попросить коллег из Минска. Да, худграф он был такой… Но чтобы он таким остался, нам нужна помощь. Сейчас ещё пройдёт два-три года, и эта проблема станет насущной, когда свежей крови не приносится. А возьмите тот, прежний, худграф, когда у нас были и выпускники из Минска, и выпускники из питерской академии, и из других городов России. Такой симбиоз как раз порождал тот дух худграфа, о котором мы говорим сегодня.

Николай Киреев. Без названия. 2002 г.

Николай Киреев. Без названия. 2002 г.

Славная история витебского художественно-графического факультета должна обогатиться новыми возможностями несмотря на сегодняшние кризисные времена, так как искусство никогда не стоит на месте. Об этой необходимости непрерывного развития и приумножения творческой составляющей говорил Николай Киреев:

Нельзя думать, что художественно-графический факультет сделал всё, что он может, и что он поднялся на ту высоту, когда у него уже нет никаких желаний. У факультета должно быть много желаний, и эти желания нужно превратить в действия и движение вверх.

Геннадий Сухомлинов. До скорой встречи. 2010 г.

Геннадий Сухомлинов. До скорой встречи. 2010 г.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *