Прошлое и настоящее коласовского театра

где в Витебске выпускали театральные бинокли, кто из актеров стал известным певцом и как учился в школе Николай Еременко

19 ноября в театральной гостиной прошла презентация новой книги Аркадия Подлипского «Национальный академический театр имени Якуба Коласа: страницы прошлого и настоящего». Известный краевед рассказал слушателям о мало известных фактах создания театра в Витебске, о его сотрудниках и постановках.

подлипский

Светлана Дашкевич представляет Аркадия Подлипского. Фото Евгения Москвина

Идею новой книги Аркадий Михайлович вынашивал давно. Помогла ему в создании произведения о театре, конечно, жена, сотрудник Витебского областного краеведческого музея Вера Рогач, давние друзья и соратники Надежда Степанова и Сергей Серебро. Книга, состоящая из 55 больших и малых глав, вышла ограниченным тиражом в 150 экземпляров, расходы по типографским услугам оплатил известный витебский меценат Виктор Фарбер.

Когда я еще работал в газете «Народное слово», я много писал на тему театра, был знаком с семьей Молчановых, Конопелько, – вспоминал на встрече Аркадий Михайлович, – вот и пришла идея создать книгу. В процессе работы узнавал много интересного. Оказывается, осенью 1941 года, когда уже началась война, сотрудники театра хотели отметить 20-летний юбилей создания Белорусской студии при Московском государственном институте театрального искусства имени Луначарского, из выпуска которой и сформировался БГТ-2. Но, увы, праздник не состоялся. 

подлипский

Аркадий Михайлович рассказывает о театре. Фото Евгения Москвина

Поделился Аркадий Михайлович и своими детскими воспоминаниями о театре. Туда, он, еще маленький мальчик, отправился впервые на спектакли в начале пятидесятых годов прошлого века. Город еще не был восстановлен полностью из руин, многие его жители ютились в маленьких землянках или подвальных помещениях, а в здании бывшего клуба металлистов, где на сцене выступали актеры, была настоящая роскошь: плюшевые портьеры, яркие люстры. Такой контраст поразил маленького Аркадия. К слову, добираться к театру приходилось тогда по понтонному мосту, Кировский на тот момент был разрушен. А вот актерам, вернувшимся в город в октябре 1944 года, постарались предоставить хорошее жилье в Доме специалистов по улице Баумана, напротив главного корпуса Ветеринарной академии.

А еще, оказывается, в Витебске когда-то выпускали настоящие театральные бинокли, которые за умеренную плату выдавали в гардеробах. Разработкой моделей этого уже ушедшего в прошлое театрального аксессуара занимался Макс Арш, токарь завода «Красный металлист». А собирали бинокли на очковой фабрике имени Розы Люксембург.

подлипский

Вот он, старинный бинокль. Фото Евгения Москвина

Много страниц в своей книге Аркадий Михайлович посвятил актерам театра имени Коласа. Мало кто знает, что до начала Великой Отечественной войны здесь работал Леонид Кострица, ставший впоследствии эстрадным певцом, исполнявшим песни композитора Марка Фрадкина. Одна из них, «Вернулся я на Родину», прозвучала в театральной гостиной.

И о семье Еременко написал краевед в своей книге. Ведь он учился в одной школе с будущей звездой «Пиратов XX века», «Бригады», «Черного и красного», только Еременко-младший был на три года младше. И учился на тройки, и имел славу настоящего хулигана!

Аркадий Михайлович предложил награждать актеров, которые посвятили служению в Национальном академическом драматическом театре имени Якуба Коласа всю жизнь, особым знаком отличия за верность и все-таки создать в нашем городе музей истории театра.

Я с тревогой смотрю, как выкупают сегодня старинные особняки, в одном из которых можно было бы разместить экспонаты, – сказал краевед, – а ведь наш театр – единственный национальный, который собственного музея не имеет!

окружная

Актриса Светлана Окружная об музее истории театра в Витебске. Фото Евгения Москвина

Сотрудники театра Якуба Коласа: художественный руководитель Валерий Анисенко, литературный редактор Юрий Ивановский, ассистент режиссера Светлана Дашкевич, актеры Светлана Окружная, Раиса Грибович, Светлана Жуковская горячо поблагодарили Аркадия Михайловича за интересную книгу, которую стоит прочесть всем, кто интересуется историей развития театрального искусства в Витебске.

подлипский

Аркадий Подлипский подписывает книгу. Фото Евгения Москвина

2 комментария

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *