Белорусский национальный театр: традиции, поиск, эксперимент

как зародился Коласовский театр, причем здесь МХАТ и какие были первые постановки в Витебске

18 ноября в театре имени Якуба Коласа прошла научно-практическая конференция «Белорусский национальный театр: традиции, поиск, эксперимент». В последний раз исследователи театрального искусства в Витебске собирались 20 лет назад. А сейчас они посвятили знаковому мероприятию целый день, собрав участников из Витебска и Минска.

конференция

Конференция в театре Якуба Коласа собрала и витеблян, и минчан. Фото Евгения Москвина

Перед участниками вступили видные деятели театрального искусства: Татьяна Котович, Валерий Анисенко, Андрей Жигур, Юрий Ивановский и многие другие. Они рассказали о том, как зародился театр в нашем городе, как он развивался, какие тенденции и жанры выбирает сегодня.

Национальный государственный академический театр имени Якуба Коласа ведет свой отсчет с ноября 1926 года, когда в Витебск приехали выпускники Белорусской драматической студии в Москве. Они и создали здесь, в городе Пэна и Шагала, БГТ-2 (Белорусский второй государственный театр).

Как раз о них, первооткрывателях данного вида искусства в Витебске, и рассказывали участники научно-практической конференции. Так, Татьяна Котович, профессор кафедры всеобщей истории и мировой культуры ВГУ, поведала о тех, кто сделал неоценимый вклад в развитие театра в Витебске:

Мы сегодня живем в то время, когда люди обращаются к архивам, к документам, чтобы узнать о фантастических по своей глубине личностях, которые стояли у истоков БГТ-2, когда-то, в ноябре 2926 года, сюда приехали «мхатовцы». И театр, который они создали, стал последним аккордом витебского ренессанса. И их последователи, такие, как Виталий Барковский, поставили замечательные спектакли. Взять, например, его трилогию, посвященную художникам: «Шагал. Шагал», «Роза в чистом поле», «Мадам Боншанс», посвященную известным художникам Модильяни, Шагалу и Пэну. Эти спектакли с успехом шли на европейских сценах. Главный герой в пьесах выделен режиссером из толпы, он существует в пространстве одиночества. 

конференция

Выступает Татьяна Котович. Фото Евгения Москвина

О первых спектаклях БГТ-2 рассказал и Андрей Жигур, выделив, что эти постановки объединяли в себе несколько подвидов искусства: театр балаганный, народный, пластический с элементами музыкального. Андрей, художник Национального академического драматического театра имени Якуба Коласа, отметил, что данные спектакли в значительной мере опережали свое время.

жигур

Андрей Жигур читает доклад. Фото Евгения Москвина

Запомнился слушателям и доклад Светланы Мясоедовой, сотрудника Государственного архива Витебской области. Она рассказала о том, как тяжело приходилось колосовцам в лихие годы репрессий, когда во многих учреждениях культуры проводились так называемые «генеральные чистки». В БГТ-2 не было своей партийной ячейки, большинство из артистов не состояли в Компартии, потому и проверяли их особенно тщательно. Рабочие чулочной фабрики, присутствовавшие на «генеральной чистке», задавали вопросы насчет отношения актеров к антисемитизму, к забастовкам, к политической ситуации в стране. А в газете «Заря Запада» (первое название «Витебского рабочего») вышла целая статья о нравах театральной жизни. В результате  «чистки» актрису Веру Василевскую исключили из рядов партии.

Александр Барановский, магистрант Витебского государственного университета имени Машерова, подготовил доклад о жизни и творчестве известной актрисы Зинаиды Конопелько. Когда-то ее, примадонну витебской сцены, считал символом красоты сам Петр Машеров, а поэт Петрусь Бровка посвятил ей стихотворение «Александрина». Уроженка Богушевска, Зинаида Конопелько, всю свою жизнь посвятила служению театру имени Якуба Коласа. Здесь ее называли мамой. А в Витебске в доме №19 по улице Урицкого висит мемориальная доска в честь актрисы.

Литературный редактор театра имени Якуба Коласа Юрий Ивановский отметил, что экспериментальные поиски и сегодня продолжаются, режиссеры и актеры ищут новые пути, чтобы реализовать свои таланты и заинтересовать зрителей. Поэтому сейчас перед храмом культуры и искусства стоит сложная, но вполне выполнимая задача: привлечь сюда больше людей, сохранить традиции и постоянно находиться в творческом поиске.

конференция

Юрий Ивановский рассказывает об экспериментальных поисках Виталия Барковского. Фото Евгения Москвина

2 комментария

  1. “Так, Татьяна Котович, доцент Белорусской государственной академии искусств…” Вот, блин!!! А когда уважаемая Татьяна Викторовна сменила место работы!?)))

    • Прошу прощения, профессор вгу имени Машерова.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *