Театр имени Якуба Коласа провёл пресс-конференцию и открыл 90-й театральный сезон

О новых спектаклях коласовского театра, неизгладимых проблемных сторонах нынешнего художественного руководителя и необходимости оказания благотворительной помощи замечательной актрисе мы будем говорить в данной статье.

DSCN9819

Традиционная пресс-конференция собрала на текущей неделе 8 сентября журналистов республиканских и местных СМИ. После противоречивого прошлого сезона, связанного в том числе и с пресловутой «оптимизацией», зрители и журналисты находятся в ожидании большей стабильности. В пресс-конференции принимали участие директор театра Александр Старых, художественный руководитель Валерий Анисенко, режиссёр Михаил Краснобаев, руководитель литературно-драматической части Александр Замковский, главный художник Светлана Макаренко, главный администратор Оксана Язева.

С надеждой на лучшее

В начале встречи директор Александр Старых вручил благодарности представителям тех школ, которые принимали наиболее активное участие в театральной жизни и посещали НАДТ имени Якуба Коласа.

DSCN9802

А руководитель литературно-драматической части Александр Замковский отметил эту важность и плодотворность сотрудничества с учебными заведениями, ведь оно играет важную роль в формировании достойного культурного уровня у молодого поколения:

Я думаю, што такія моманты ў нашым тэатры будуць традыцыйнымі, таму што, насамрэч, школьнікаў, студэнтаў, варта весці ў тэатр, бо не ўсе яны да канца разумеюць, наколькі гэта важна далучацца да высокага мастацтва, быць далучанымі да духоўнага развіцця не толькі горада, але і ўсёй рэспублікі праз Нацыянальны акадэмічны драматычны тэатр імя Якуба Коласа.

DSCN9811

И действительно, коласовцам есть, что в этом году предложить интересного. Будут новые спектакли, а также ожидается возвращение прежнего, но не забытого. Михаил Краснобаев восстанавливает свой замечательный по психологической глубине и проникновению в дух истории спектакль «Леаніды не вернуцца на зямлю» по роману Владимира Короткевича. Также Михаил Краснобаев планирует поставить «Сымона-музыку» по одноимённой поэме Якуба Коласа. В данном случае речь идёт не о восстановлении прежнего, легендарного спектакля, в котором нынешний режиссёр играл главную роль, а о том, что это будет новый спектакль. Но, так или иначе, дух уже давней постановки будет витать и здесь, отчасти это связано с традициями театра, а отчасти – с субъективным восприятием зрителей, в особенности тех, кто видел ещё тот вариант сценического воплощения поэмы.

DSCN9831

Непосредственно к самому 90-летнему юбилею НАДТ имени Якуба Коласа, его художественный руководитель поставит «Каласы пад сярпом тваім» по роману Владимира Короткевича. В литературно-драматической части отмечают, что в этом спектакле будет задействована вся труппа театра. Вообще интерес к творчеству белорусского классика ныне очень устойчивый и весьма похвальный. А режиссёр Сергей Куликовский воплотит произведение другого, уже русского классика, а именно «Акаянныя сны» по мотивам повести Фёдора Достоевского «Дядюшкин сон».

Будет и режиссёрский дебют. Ведущий мастер сцены коласовского театра Нина Обухова осуществит постановку «Цені» по произведениям Франтишека Алехновича. Отметим, что этот автор написал известную книгу воспоминаний «В когтях ГПУ», раскрывающую сущность репрессивного аппарата сталинской карательной системы. Страницы из данной книги будут также отражены в спектакле. Кстати, постановка имеет прямое отношение к традициям коласовского театра, ведь Франтишек Алехнович являлся первым руководителем его литературной части. Премьера спектакля состоится в 2016 году, и в том же году зрители увидят сценическое воплощение пьесы Дианы Балыко «Белый ангел с чёрными крыльями», которое осуществит Валерий Анисенко. В ней речь идёт о современном социальном зле распространения наркотиков.

«Непотопляемый» Анисенко

На пресс-конференции поднималась тема финансовых трудностей, с коими сталкивается коласовский театр. В нынешнем сезоне уже не планируется столь бурная фестивальная активность, которая была присуща театру, когда Валерий Анисенко совмещал должности директора и художественного руководителя, финансово убыточная по своему существу и приносившая очень сомнительный престиж. В то же время, в отличие от начала прошлого сезона, художественный руководитель не распространялся о том, что «театр должен зарабатывать», ибо ряд его прежних идей, как то проект фестиваля под открытым небом в Здравнёво с установкой палаток, оказался ни чем иным, нежели хлестаковщиной.

Более того, как признался Валерий Анисенко, проект экспериментальной сцены в театре на 70 мест, которую «к сожалению, так и не ввели», оказался свёрнутым, и худрук выразил надежду на деятельность директора Александра Старых. По его словам, он «может, придумает что-нибудь». Правда, остаётся открытым вопрос: если бы до нынешнего директора при безраздельной власти самого Валерия Анисенко театр жил бы по средствам и финансы расходовались более осмотрительно, быть может, эта сцена была бы давно уже устроена? Не всё же кивать на тяжёлое экономическое положение в стране… Возможно, просто надо было жить более рационально, не гоняться за режиссёрскими гонорарами и эфемерной славой для отчётности перед столицей? Об этом мы уже писали в одной из прежних публикаций.

Художественному руководителю также был задан завуалированный вопрос о Малой сцене театра, превращённой в «кафе-шантан», где он выступал с «вечерами в театральной гостиной». Ответ о его «мечтах» был весьма расплывчатым:

Яны не могуць адбывацца так, як я задумаў, таму што мяняецца сітуацыя ў дадзеным выпадку… і ўвогуле не можа ўсё адбывацца, як трэба. Проста, што хацелася б: трэба браць заўсёды вышэй, думаць, марыць… Мы стараемся, таму што мы ўвогуле робім адну справу, але, канешне, глядацкі вопыт падае, бяднее глядач наш, і гэта сказваецца.

DSCN9840

Здесь обращает на себя внимание «перевод стрелок» на зрителя, равно в той степени, в какой на прошлогодней пресс-конференции был «перевод стрелок» на областную и городскую власть, которая якобы «не дапамагае». А ещё виновными, согласно Валерию Анисенко, являются и те журналисты, которые возводят на него «хлусню»:

Я ўжо стараўся не чытаць, але адзін час быў узрушаны, калі паявіліся публікацыі гнусныя, проста гнусныя, подлыя. У нас ішла праверка месяц, правяралі так, што “па сёмае калена”, і самае галоўнае абвінавачванне тэатру – што не так купілі аўтобус, не аб’явілі тэндэр. Я патлумачыў, што мы не аб’явілі тэндэр таму, што грошай не было, бегалі, то кола купіш, то тое, то тое… А ў астатнім – гэта здаровая праца здаровага калектыву, мы робім сваю справу. Таму вядзіце сябе прыстойна, той, хто гэта робіць. Славу можна сабе заработаць рознымі шляхамі… Проста той, хто напісаў гэта, бліжэй трох метраў не падыходзьце – дам па мордзе проста. Вось на гэтай пафаснай ноце заканчваю сваё выступленне.

DSCN9826

Ну, хорошо, про тендер, так про тендер… А вот то, что Валерий Анисенко в период совмещения двух должностей планировал заказать осветительные приборы для экспериментальной сцены в Болгарии, это опять же от стремления объявлять тендеры, или же от большой любви к белорусскому производителю? А может, исходя из интересов, касательства к финансовой практичности не имеющих? Между прочим, ещё ранее автор статьи, беседуя в кабинете Валерия Анисенко, советовал ему присмотреться, например, к некоторым нашим витебским художникам и мастерам, что должно обойтись куда дешевле, и фамилии назывались, однако услышан не был…

В принципе, и при назначенном прошлой осенью директоре Валерий Анисенко чувствует себя «непотопляемой крепостью», будучи уверенным в поддержке столичной власти. Об этой своей «непотопляемости» он и заявлял журналистам:

Я ўступаю ў новы сезон з вялікай надзеяй, мне хочацца… Слава Богу, мне пакуль хочацца… Мяне тут дапякалі, але я сказаў: “Не вы будзеце вырашаць мой лёс. Але вось калі мне гэта надакучыць, я пайду сам”. Мне ёсць, куды ісці, мяне чакаюць у Мінску, і гэтак далей. Але пакуль мне цікава рабіць тут… Зноў нагавару тое, што я нагаварыў у мінулым сезоне, потым адрыжка цэлы год ідзе.

DSCN9836

Самомнение Валерия Анисенко о себе как выдающимся художественном руководителе сравнимо разве что с такого же рода восприятием себя в качестве актёра. Конечно, можно было сколько угодно «заливать» присутствовавшим столичным журналистам, не видевшим спектакль для двух действующих лиц «Загадочные вариации» о том, как он руководил работой своего сценического партнёра Геннадия Гайдука. Однако, каким сценическим премудростям может научить режиссёр, который сам в качестве актёра не выучил текст к премьере? Об этом мы также писали в одной из прежних статей. Потому речь Валерия Анисенко перед журналистами выглядела уж совсем неадекватной:

Трэба любiць тых, хто ёсць, i з iмi нешта рабiць. Вось калi я працую тры месяцы з артыстам Генадзем Гайдуком, я адкрываю для сябе артыста з захапленнем. Але ж я бачу, што яго трэба трошку, разумееце, “касу падправіць”, навучыць мысліць тут, цяпер, адразу. І калі гэта ўдаецца – другая якасць ў артыста.

Кем бы не считал себя Валерий Анисенко, пока он в театре творчески не состоявшаяся, а всё ещё переходная фигура. В репертуарном отношении его спектакли оставляют неизгладимое впечатление разнобоя, как с разным качеством драматургического материала, так и в отношении самих постановок. Помимо вполне удачных спектаклей, изрядное количество и провальных, в том числе совершенно непонятых зрителем. Тем не менее отметим, что одну из последних его постановок, а именно «Афинские вечера», можно считать несомненной творческой удачей. Потому хочется пожелать художественному руководителю выровнять общее качество своих спектаклей до приличествующего уровня, и не пускаться более в творческие и организационные авантюры.

Просьба о помощи и поддержке

В республиканских и местных СМИ уже писали о болезни замечательной молодой актрисы коласовского театра, которой исполнилось всего 34 года, Натальи Соломахо-Кононовой. У неё диагностирована опухоль правого мосто-мозжечкового угла, будет происходить операция. Нужны деньги как на саму операцию за пределами Беларуси, так и на последующий реабилитационный период. Внести свой посильный вклад в сбор средств будет благородным поступком для каждого из жителей нашего города и республики.

Наталья Соломахо-Кононова создала в театре такие яркие и незабываемые образы, как Ассоль («Паруса» Александра Грина), Лиза («Екатерина Ивановна» Леонида Андреева), Аня («Вишнёвый сад» Антона Чехова), Марина Кривиц («Христос приземлился в Гродно» Владимира Короткевича). Тонкая передача чувств, глубокая внутренняя жизнь персонажей, широкий творческий диапазон являются качествами, неизменно присущими актрисе.

salamacha-konanava

Вот ссылка на страницу официального сайта коласовского театра, где указаны банковские реквизиты, по которым можно осуществить благотворительную помощь:

http://kolastheatre.by/ru/news/ochen-nuzhna-pomoshch-u-artistki-kolasovskogo-teatra-natali-solomoha-konovonoy-opuhol-mozga

Директор НАДТ имени Якуба Коласа Александр Старых рассказал нам, как обстоит ситуация с состоянием актрисы и организацией помощи ей на данном этапе:

На сегодняшний день Наталья Соломахо возвращается из Москвы. Она была в Москве, в клинике имени Бурденко, там проходила консультацию, и операция ей назначена на начало октября. Потому ожидаем… Помимо того, что все мы, работники театра, вносим свой вклад на лечение Наташи, собираем деньги, также разосланы письма во все театры и крупные предприятия. Всего направлено 53 письма с просьбой оказать помощь, какую возможно.

DSCN9823


  • Ольга Витебская

    Культурный Витебск! Худрук желает в морду-с журналисту)))))

  • Георгий Корженевский

    Некоторые экзистенциально так и не созревшие персонажи, отличающиеся психологической инфантильностью и душевным нарциссизмом, всенепременно полагают, что за сомнительные “заслуги” их должны исключительно гладить по головке. Хотя всю жизнь работали только “во имя своё”, свято веря в свою “особенность”.