частный проект, ноу-хау на всю Россию, Николай II и Иван Бунин, паровоз, «капсулы в будущее» и козел в тамбуре
150 лет назад, в 1866 году, в Витебске был организован железнодорожный узел. Тогда в нашем городе было построено и здание пассажирской станции – вокзал, который сегодня считается одним из старейших на белорусской железной дороге.
А что мы знаем про наш вокзал?
Факт 1. История железнодорожного узла в Витебске связана с постройкой Двинско (Динабурго)-Витебской железной дороги, которая в 1868 году станет частью Риго-Орловской дороги.
Проект строительства железной дороги от Динабурга до Витебска был подписан Александром ІІ еще в марте 1863 года. Согласно этому документу в Великобритании была образована «Компания Динабурго-Витебской железной дороги», которая «на собственный компании счет и страх» должна была построить железную дорогу между этими двумя городами. Главными спонсорами строительства выступили английские банкиры Гешён и Фрюлинг.
Факт 2. Строительство железной дороги протяженностью в 243 версты велось на протяжении трех лет. В мае 1866 года ввели в эксплуатацию участок дороги от Динабурга до Полоцка, а в октябре – от Полоцка до Витебска.
Факт 3. Первые поезда с Витебска шли на Динабург (сегодня – Даугавпилс), а через два года, в 1868 году, открылось движение на Орел.
Однако английские инженеры немного ошиблись в расчетах. В результате поездам, направляющимся из Риги в Орел, нужно было в Витебске заезжать на станцию, менять направление следования, а затем продолжать движение.
В 1902 году открылось движение на на Жлобин, а в 1904 – на Новосокольники.
Факт 4. Именно на железнодорожной станции в Витебске впервые в Российской империи была введена в эксплуатацию система электромеханической централизации стрелок и сигналов. Случилось это в 1909 году.
Факт 5. Витебский вокзал в начале ХХ века представлял собой здание из красного кирпича в три этажа. Для удобства пассажиров был оборудован переходный мост закрытого типа на платформы. А в 1912 году к вокзалу пристроили одноэтажное здание. Паровозное депо было построено в середине 1870-х годов, а вагонное – в 1866 году.
Факт 6. Через витебский железнодорожный узел держали свой путь многие известные люди. Так проездом через Витебск в 1915 году ехал в ставку командования в Могилеве император Николай ІІ. Писатель Иван Бунин и вовсе описал наш вокзал в своем автобиографическом романе «Жизнь Арсеньева»:
«…тихий полутемный буфет со стойкой и сонно горящей на ней лампой, сумрачное пространство станционной залы, ее длина и высота, стол, занимающий всю ее середину, убранный с обычной для всех станций казенностью дремотный старик лакей с гнутой спиной и висящими, отстающими сзади фалдами, который, оседая на ноги, вытащил себя откуда-то из-за стойки, когда пряно запахло по буфету этим ночным вокзальным самоваром, и стал с недовольной старческой неловкостью взлезать на стулья возле стен и дрожащей рукой зажигать стенные лампы в матовых шарах…».
А перед войной в витебском локомотивном депо работал будущий Герой Советского Союза Константин Заслонов.
Факт 7. Во время Великой Отечественной войны последний эшелон из Витебска отправился со станции в полдень 9 июля 1941 года. За годы оккупации железнодорожный узел был значительно разрушен, но практически сразу после освобождения города, 4 июля 1944 года, из Витебска уже ушел первый поезд на Полоцк, а 9 июля – на Москву.
Факт 8. В послевоенные годы железнодорожный узел быстро восстанавливался. Уже в 1965 году в эксплуатацию была введена тепловозная тяга поездов, а в 1985 – маршрутно-релейная централизация стрелок и сигналов.
Факт 9. В 2010 году была закончена реконструкция железнодорожного вокзала Витебска. Помимо косметического ремонта, были усовершенствованы информационно-справочные системы, улучшено освещение, как на самом вокзале, так и на платформах, установлены автоматизированные справочные терминалы и электронные информационные табло. Также вокзал стали украшать два панорамных лифта.
Факт 10. Интересно, что у витебского железнодорожного вокзала есть тезка – самый старый вокзал в России – Витебский вокзал Санкт-Петербурга. А наш вокзал дважды – в 2011 и 2013 годах – занимал первые места в республиканском смотре санитарного состояния и благоустройства железнодорожных вокзалов.
Факт 11. Сегодня станция «Витебск» в среднем в сутки отправляет и принимает порядка 80 грузовых и 40 пассажирских поездов, как региональных, так и межрегиональных и международных линий.
Факт 12. В локомотивном депо витебского вокзала есть есть свой паровоз, который, конечно же, давно уже отправлен на заслуженный отдых и выполняет функцию памятника. Этот советский магистральный грузовой паровоз серии «Л» был выпущен на Ворошиловградском заводе им. Октябрьской революции еще в 1954 году и является одним из 584 паровозов, выпущенных в этот период.
18 октября 1991 года витебский паровоз был установлен в качестве памятного знака в честь 125-летия локомотивного депо. Машину можно назвать примечательной благодаря сохранившейся на фронтоне красной звезде с барельефом Ленина. Ведь после начала десталинизации портрет вождя был демонтирован практически на всех подобных паровозах.
Услугами железнодорожного узла в Витебске пользуются несколько тысяч пассажиров ежедневно. Однако, бывало и такое, что в этой роли оказывались животные!
Например, в 2010 году 60 километров на пригородном поезде Орша-Витебск проехал козел. Животное запрыгнуло в открытую дверь во время стоянки дизеля и все пять станций до Витебска проехало в тамбуре. Тем же путем, но уже под присмотром участкового, безбилетника вернули пожилой хозяйке.