Как Бунин по Витебску гулял

Пейсы, томные юноши, латинские возгласы, великолепие органа и мрак вокзала. А вы знали, почему Бунин из Витебска направился прямиком в Петербург?

23 октября исполнилось 145 лет со дня рождения известного русского поэта и писателя Ивана Алексеевича Бунина. Многим он известен не только как автор многочисленных сборников поэзии и прозы, но и как первый лауреат Нобелевской премии по литературе из России (1933). При этом мало кто знает, что во время Второй мировой войны Иван Алексеевич с супругой, проживая во Франции на вилле «Жаннет», спрятали у себя по меньшей мере трех евреев, чем спасли их от неминуемой смерти. За это И.А. Бунину даже хотели посмертно дать звание «Праведник мира».

Но нас, витебчан, несомненно, больше всего интересует тот факт, что Иван Алексеевич бывал в городе на Двине и даже описал его в своем пятитомном автобиографическом романе «Жизнь Арсеньева», назвав Витебск «городом древним и не русским»:

В Витебск я приехал к вечеру. Вечер был морозный, светлый. Всюду было очень снежно, глухо и чисто, девственно, город показался мне древним и не русским: высокие, в одно слитые дома с крутыми крышами, с небольшими окнами, с глубокими и грубыми полукруглыми воротами в нижних этажах. То и дело встречались старые евреи, в лапсердаках, в белых чулках, в башмаках, с пейсами, похожими на трубчатые, вьющиеся бараньи рога, бескровные, с печально-вопросительными сплошь тёмными глазами. На главной улице было гулянье – медленно двигалась по тротуарам густая толпа полных девушек, наряженных с провинциальной еврейской пышностью в бархатные толстые шубки, лиловые, голубые и гранатовые. За ними, но скромно, отдельно шли молодые люди, все в котелках, но тоже с пейсами, с девичьей нежностью и округлостью восточно-конфетных лиц, с шелковистой юношеской опушкой вдоль щек, с томными антилопьими взглядами… Я шёл как очарованный в этой толпе, в этом столь древнем, как мне казалось, городе, во всей его чудной новизне для меня.

66722_640

Может, такими увидел Бунин евреев в Витебске? Фото minski-gaon.livejournal.com/

Дальше знаменитый писатель рассуждает о центре нашего теперешнего Витебска:

Темнело, я пришел на какую-то площадь, на которой возвышался жёлтый костел с двумя звонницами. Войдя в него, я увидел полумрак, ряды скамеек, впереди, на престоле, полукруг огоньков. И тотчас медлительно, задумчиво запел где-то надо мной орган, потек глухо и плавно, потом стал возвышаться, расти – резко, металлически… стал кругло дрожать, скрежетать, как бы вырываясь из-под чего-то глушившего его, потом вдруг вырвался и звонко разлился небесными песнопениями… Впереди, среди огоньков, то поднималось, то падало бормотание, гнусаво раздавались латинские возгласы. В сумраке, по обеим сторонам уходящих вперед толстых каменных колонн, терявшихся вверху в темноте, чёрными привидениями стояли на цоколях какие-то железные латники. В высоте над алтарем сумрачно умирало большое многоцветное окно… 

А вы поняли, что за костел описывает Иван Алексеевич? Восстановив его путь в тот зимний вечер 1899 года, можно догадаться, что по Вокзальной улице (нынче улица Кирова) Иван Алексеевич вышел на Рыночную площадь и зашел в костёл святого Антония Падуанского. Рыночная площадь (Воскресенская площадь, с 2013 года – Ратушная площадь) – в те годы торговая площадь Витебска, расположенная между Ратушей, Воскресенской церковью, торговым центром «Пассаж» и берегом реки «Витьба». На ней размещались торговые ряды и несколько храмов, в том числе целый бернардинский комплекс с костелом и монастырем.

unnamed (22)

Может, где-то здесь размещались торговые ряды?

unnamed (21)

Бывшая Рынковая площадь и церковь

Желтый костёл, описанный Буниным, – храм в честь святого Антония, возведенный в камне в середине 18 века. Этот костел, наряду с Ратушей, был можно сказать визитной карточкой города. Свидетельством тому являются воспоминания и рисунки очевидцев, самый известный из которых – рисунок Наполеона Орды (1875-1876 год).

800px-rynochnaya-pl-orda

Рынковая площадь в Витебске на рисунке Наполеона Орды, 1875-1876 гг. Слева – Воскресенская церковь, за ней – ратуша, справа – костел святого Антония Падуанского.

Но даже популярность храма не помогла ему сохраниться до наших дней. В 1940 году он был закрыт. Некоторое время в нем размещался Музей атеизма и Антирелигиозный музей, а в 1961 году костёл был окончательно уничтожен. А ведь Бунин им поистине восхищался:

Ни Акрополь, ни Баальбек, ни Фивы, ни Пестум, ни святая София, ни старые церкви в русских Кремлях и доныне несравнимы для меня с готическими соборами. Как потряс меня орган, когда я впервые (в юношеские годы) вошел в костел, хотя это был всего на всего костел в Витебске! Мне показалось тогда, что нет на земле более дивных звуков, чем эти грозные, скрежещущие раскаты, гул и громы, среди которых и наперекор которым вопиют и ликуют в разверстых небесах ангельские…

Сегодня на территории, где когда-то располагались строения костела, – фонтан-памятник «Слияние трех рек», торговый центр «Пассаж» (частично), построен развлекательный центр. Считается, что непосредственно сам костел святого Антония находился напротив моста Тысячелетия.

unnamed (24)

Вид на мост Тысячелетия

Витебский бискуп Олег Буткевич в одном из интервью признавался, что восстановить костел св. Антония – это его мечта, правда, пока невыполнимая. Ведь для этого требуется немало средств, к тому же есть и определенные сложности. Построить храм ровно там, где он располагался, вряд ли получится – так как его фасад будет значительно выступать на улицу Ленина, а строить его ближе к реке – означает необходимость сносить фонтан.

unnamed (23)

Здесь был костел Святого Антония

Поэтому этот вопрос до сих пор остается открытым. Хотя, как известно, Витебская епархия собирается строить в городе Софийский собор, которого отродясь у нас не было, таким образом не воссоздавая, а уничтожая историю.

А вот Витебский вокзал впечатлил Ивана Алексеевича Бунина гораздо меньше:

Выйдя из костела, пошел назад, на вокзал… На вокзале было пусто и темно. Буфет освещала только сонная лампа на стойке, в стенных часах постукивало с такими оттяжками, точно само время было на исходе. Я целую вечность сидел один, в мёртвой тишине… Тихий, полутёмный буфет со стойкой и сонно горящей на ней лампой, сумрачное пространство станционной залы, её длина и высота, стол, занимающий всю её середину, убранный с обычной для всех станций казённостью, дремотный старик-лакей с гнутой спиной и висящими, отстающими сзади фалдами, который, оседая на ноги, вытащил себя откуда-то из-за стойки, когда пряно запахло по буфету этим ночным вокзальным самоваром, и стал с недовольной старческой неловкостью влезать на стулья возле стен и дрожащей рукой зажигать стенные лампы в матовых шарах… потом рослый жандарм, который, пренебрежительно гремя шпорами, прошёл по буфету на платформу в длинной до пят шинели, своим разрезом сзади напоминающей хвост дорогого жеребца, – что это такое? зачем? почему? И как не похожа была ни на что та свежесть зимней ночи, снегов, которой пахнул жандарм со двора, выходя на платформу! Вот тут-то и очнулся я от оцепенения и вдруг решил почему-то ехать в Петербург

Но прошло больше ста лет, и сегодня витебский вокзал стал украшением города. Восстановленное в середине 50-х гг. прошлого века здание, в 2010 году претерпело реконструкцию, изменившись не только внутри, но и снаружи. Довольно мрачные тёмно-розовые стены стали светлыми, а в вечернее время особую изысканность вокзалу придает иллюминация.

unnamed (14)

Витебский вокзал ночью. А если бы Бунин увидел его таким?

Внутри вокзал также значительно преобразился. В любое время суток приезжающих встречает улучшенное освещение и современные информационно-справочные системы. Сегодня путешественникам уже не нужно дожидаться, пока разогреется самовар, и старик лакей зажжет старые лампы, скоротать время до нужного поезда на витебском вокзале можно с комфортом.

unnamed (25)

Удобства теперешнего вокзала не сравнишь с буниновскими временами

В конце хочется добавить: хорошо, если бы власти города задумывались более тщательно о наименовании новых улиц. Что говорят нашим жителям такие названия, как Экономичная, Зональная, Штурманская (Журжево) или улица Счастливая (Тулово), генерала Крылова (исторический цент Витебска), Белорусская, Красина (Железнодорожный район).  Ведь названия улиц – визитная карточка города. Может, давая новые “имена”, есть смысл обращаться к специалистам? Например, в Витебском государственном университете работает профессор Анна Мезенко, высоклассный специалист в вопросах урбонимики города. Анна Михайловна неоднократно высказывалась про то, что названия улиц могут стать своеобразной фишкой города. В Витебске имена классиков носит всего несколько улиц, и это вопреки тому, что наша земля богата не только своими писателями и поэтами, но и посещениями известными культурными деятелями.

Подготовила Алеся Дубровская


  • Борис Лалыко

    Досадно, что автор помнит “темно-розовые стены” вокзала, но не упоминает о чудесных витражах, которые украшали здание до 2010 года. Кстати,они сохранены, или выкинуты на свалку, как в свое время костел св.Антония?!

  • Георгий Корженевский

    Викентий Ральцевич рассказывал мне, что они выброшены. И не удивительно, учитывая скудоумие многих управленцев.