Витебск из окон трамвая

30 июня 1898 года в Витебске был пущен первый трамвай. А 28 июня в рамках празднования Дня города витебские власти устроили сюрприз горожанам: трамвайную экскурсию по городу.

Желающие прокатиться с ветерком по витебским улицам и узнать что-то для себя новое собрались у памятника первому трамваю возле депо. Кое-кто был уверен, что экскурсия состоится как раз на старинном трамвайчике.

Куда поедет трамвай?

Куда поедет трамвай?

Однако Виктория Харкевич, сотрудница музея воинов-интернационалистов, пригласила участников экскурсии в трамвай образца РВЗ-6, который выпускали на Рижском заводе вплоть до 1987 года.

Историю создания первого трамвая слушают с интересом.

Историю создания первого трамвая слушают с интересом.

Как поведала пассажирам Виктория, этот трамвайчик на 39 мест был довольно популярным в годы СССР.

Трамвай советского образца.

Трамвай советского образца.

Витебчане также узнали, что когда-то в городе было всего 4 трамвайных линии, а само депо было построено на территории старинной Задунавской слободы. На первом трамвае в 1898 году прокатились главные городские чиновники, а после поездки их ждал роскошный банкет.

А вот водителям трамваев и кондукторам в те годы жилось несладко. Зарплата была небольшой, а работать приходилось в любую погоду под открытым небом.

Виктория Харкевич приглашает на экскурсию.

Виктория Харкевич приглашает на экскурсию.

Трамвай выехал из депо на проспект Фрунзе, к «Зеленой Гуре». Когда-то популярный ресторан назвали в честь первого города-побратима Витебска. Зелена Гура, небольшой польский городок, проводил фестиваль советской песни. По его образцу в Витебске стали проводить фестиваль польской песни, для чего был в рекордные сроки построен Летний амфитеатр.

Память о городе-побратиме.

Память о городе-побратиме.

От проспекта Фрунзе трамвай продолжил путь по улице Смоленской. Виктория заметила, что название Смоленская в Витебске носила изначально улица Ленина. А на месте нынешней воинской части с 1877 года по 1914-й располагался завод, выпускавший изразцы для печей. В 1913 году на предприятии работало 113 человек.

Улица Смоленская, застройка 70-х годов.

Улица Смоленская, застройка 70-х годов.

Улицу Смоленскую пересекает улица Газеты «Правда», появившаяся на городской карте в 1962 году. По ней в сентябре 1978 года проехал первый витебский троллейбус красного цвета с номером 001.

Перекресток улицы Правды и Смоленской.

Перекресток улицы Правды и Смоленской.

А неподалеку от перекрестка двух улиц расположился первый в городе крытый рынок «Европа». Это сейчас в городе не счесть торговых центров и рынков, а в начале нынешнего века крытый рынок был еще редкостью.

Еще одна остановка – и из окна виден старейший вуз Витебска – ВГУ имени Машерова (первоначально: учительский институт). Первые студенты, оказывается, учились платно: 150 рублей вносили они за год обучения. Это делалось не только ради заработка, но и в целях дисциплины. Так, из 2 тысяч поступивших до получения диплома дотянули лишь 600 человек.

Из окна трамвая - Московский проспект.

Из окна трамвая – Московский проспект.

А сам Московский проспект, на котором находится сегодня главное здание университета, еще в 70-х годах прошлого века был обычной городской улочкой на окраине с деревянными домиками. Трамвай начал здесь ходить в 1975 году.

На площади Победы трамвай сделал остановку. Экскурсовод предложила прогуляться до лестницы, ведущей к «Трем штыкам», пока экскурсионный трамвай разворачивается на Лучесском кольце.

На площади Победы продолжались праздничные мероприятия.

На площади Победы продолжались праздничные мероприятия.

Экскурсанты остановились возле Виктории, чтобы послушать увлекательный рассказ о военных годах Витебска.

Здесь вспоминают о войне.

Здесь вспоминают о войне.

Виктория Харкевич рассказала, что в первые же дни войны из Витебска начали эвакуировать промышленные предприятия, а вот население эвакуироваться не спешило. Люди верили, что война закончится в ближайшее время. Увы, впереди их ждали 1080 дней оккупации. В городе была введена жесткая система пропусков, комендантский час. Жители погибали в концентрационных лагерях, которых в городе было целых пять. За освобождение Витебска шли ожесточенные бои. Всего 118 человек встретили советские войска. Огромное количество витебчан погибло в лагере Пятый полк, здесь при раскопках нашли 400 братских могил.

В память о подвиге бойцов, партизан и подпольщиков в 1974 году появился мемориал «Три штыка».

Три штыка - монумент, посвященный Победе.

Три штыка – монумент, посвященный Победе.

При въезде на мост Блохина пассажиры смогли полюбоваться красивым видом на Западную Двину.

Мост Блохина помнит кровавые бои за Витебск.

Мост Блохина помнит кровавые бои за Витебск.

Федор Блохин, в честь которого был назван мост, ночью 26 июня 1944 года обезвредил три ящика взрывчатки и сумел не допустить разрушение моста через Западную Двину фашистами. За смелость и отвагу Федору Тимофеевичу было присвоено звание Героя Советского Союза.

Следующая важная остановка – улица Димитрова. Это одна из старейших улиц Витебска, когда-то она называлась Канатной.

Остановка улица Димитрова.

Остановка улица Димитрова.

От улицы Димитрова трамвай свернул на улицу Буденного и подъехал к транспортному сердцу Витебска – железнодорожному вокзалу.

Витебский вокзал - сердце города.

Витебский вокзал – сердце города.

А вот воротами города можно смело назвать улицу Кирова, которая является одной из основных магистралей. До 30-х годов прошлого века она называлась Вокзальной.

Ворота в город.

Ворота в город.

Последним объектом экскурсии стал автовокзал. Построенный в 1966 году, десять лет назад он подвергся масштабной реконструкции.

Новое здание автовокзала.

Новое здание автовокзала.

Экскурсанты вышли из трамвая возле станции скорой помощи, где когда-то располагалась еврейская больница.

У станции скорой помощи экскурсовод попрощалась с пассажирами.

У станции скорой помощи экскурсовод попрощалась с пассажирами.

А довольные витебчане и гости города искренне поблагодарили сотрудников ТТУ и Викторию Харкевич за увлекательное путешествие по трамвайным путям.

Редакция ВК поздравляет работников ВГТТУ с 117-летней годовщиной пуска первого трамвая.

2 комментария

  1. Жаль что все интересное что у нас происходит узнается уже потом как произошло. Ни словечка ни афиши никогда нету. Тот симфонический концерт за филармонией недавно например. Не хватает нам сайта наподобие KudaGo.com

  2. Очень сложно собрать эту информацию. Она вся разрозненная в социальных сетях. Сейчас организаторы создают группу и там мероприятие. Почему-то вот так. Вот про эту поездку на трамвае сами узнали в последний момент. так что очень вас понимаю.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *