или некоторые вагонные «хитрости»
29 марта 1805 года родился Евгений Шнайдер, построивший первый в мире паровой локомотив. Прошло два века, и сегодня услугами железной дороги пользуется время от времени практически каждый житель планеты. А вот правила перевозки пассажиров знают, увы, не все. Можно ли обменять выданное несвежее постельной белье, вернут ли деньги за неиспользованный билет, как провезти в в купе или плацкартном вагоне кошку или собаку? Попробуем ответить.
1. Можно ли купить билет за минуту до отправления?
Если вам вдруг срочно понадобилось уехать в другой город, приобрести билет можно за пять минут до отправления поезда. Остается лишь добежать до любого вагона, куда проводник обязан вас впустить. А дальше пройдете по составу и найдете свой вагон и место. Как быть, если вдруг у кассы образовалась очередь, а ваш поезд вот-вот отойдет? Попробуйте спокойно договориться с людьми, стоящими в очереди, чтобы те вас пропустили. Знаем по опыту, что лучше не нахальничать и пробовать качать права, а вежливо попросить. Пытаться же попасть в поезд без билета, чтобы потом договориться с проводником (как бывало в советское время) – дело гиблое. Сейчас, когда билеты продают через автоматизированную систему, любое свободное место в вагоне могут занять на следующей станции. Да и проводник не захочет рисковать работой…
2. Как провезти бесплатно ребенка?
Для детей в возрасте до 5 лет, если они не занимают отдельные места, проезд может быть оформлен бесплатно. Для ребенка от 5 до 10 лет билет приобретается по льготному тарифу. Вообще же дети до 10 лет должны ездить в поездах в сопровождении взрослых. Исключение делается для тех, кто учится в учреждениях, до которых можно доехать поездом.
3. Если допущена ошибка в фамилии, указанной на билете, как быть?
Допустим, вы купили билет на поезд, следующий в Россию. При оформлении проездного документа кассир (или же вы сами, покупая билеты через Интернет) допустил ошибку. Скажем, изменил случайно одну-две буквы. Паниковать не следует. Согласно Правилам перевозок, в случае расхождения фамилии, указанной в проездном билете, с фамилией в документе, предъявленном пассажиром, не более чем на 2 буквы, проводник обязан допустить вас в вагон. Если же так получилось, что купили билет, а потом вдруг поменяли фамилию вовсе, следует запастись справкой о смене фамилии в паспортном столе.
4. Можно ли отказаться от постельного белья в поездах дальнего следования или его поменять?
Если вы едете на поезде, скажем, в другую страну, стоимость белья включается в стоимость билета. А вот в поездах, что доставляют пассажиров по Беларуси, белье нужно покупать у проводника. Стоит комплект белья недорого – 15 000. Но для тех, кто решил сэкономить и просто подремать на подушках и матрасах, есть плохая новость: по правилам, пользоваться данными принадлежностями, не купив белья, запрещено. Разве только проводник попадется понимающий и не обратит внимания на вашу хитрость.
Путешествуете долго и решили заменить белье на более свежее? Придется раскошелиться. Проводник по вашей просьбе комплект поменяет, но за плату. А вот если вам выдали оплаченный комплект в грязном виде, смело жалуйтесь начальнику поезда и требуйте бесплатной замены. Кстати, у начальника должна быть и жалобная книга, куда можно записать данные нерадивого проводника. В некоторых случаях стоит купить матрас для туристических целей.
5. Как быть, если сосед храпит и мешает вам уснуть?
Увы, пассажиры, которые не дают поспать, не редкость в поездах. Но требовать разобраться с «храпуном» от проводника глупо. Остается лишь запастись берушами или наушниками (а вот переходить в наушниках железнодорожные пути опасно!). Проводник, конечно, по собственной инициативе, может разбудить «храпуна». Чаще это делают работники плацкартных вагонов, которым приходится тоже выслушивать громкие «рулады». А вот пожаловаться на человека, который нарушает общественный порядок (скажем, выпивает спиртное, курит и скандалит) нужно. Пусть хулигана ссадят.
6. Как быть, если пассажир на нижней полке спит днем, а хочется спуститься с верхней и посидеть?
Пассажиры, согласно Правилам перевозки железнодорожным транспортом, могут спать в ночное время на своих полках. Ночным считается период с 9 вечера до 7 утра. Допустим, вы приобрели билет на верхнее боковое место. Днем хотите посидеть, поесть, полюбоваться пейзажами за окном, а сосед продолжает спать? Требуйте, чтобы вам было предоставлено место для сидения на нижней полке.
Что же касается хранения багажа, то тут придется договариваться полюбовно. В Правилах не указано, что пассажир нижней полки имеет исключительно право на размещение в рундуках (так называют ящики под нижними полками в плацкарте и купе) своих сумок. Старайтесь договориться полюбовно.
7. Может ли пассажир выйти на другой станции и продлить срок действия билета?
Предположим, что вы познакомились в поезде с интересными людьми, которые выходят на одной из станции по пути следования. Решили заглянуть к ним на пару дней в гости. Что же, по Правилам, вы можете сделать остановку и продлить срок действия билета до 10 суток.
8. Как быть, если в поезде произошел с пассажиром несчастный случай или болезнь?
Однажды корреспонденту «Витебского курьера» довелось ехать в купейном вагоне Санкт-Петербург-Киев из украинской столицы. Соседка по купе случайно опрокинула себе на колени стакан с горячим чаем. Ожоги были серьезными. Поезд на тот момент следовал по территории Украины. На ближайшей станции в вагон зашли медработники, которые честно предупредили пострадавшую, что при помещении ее в больницу другой страны придется заплатить деньги. В итоге женщина терпела до Гомеля, где ее уже поджидала «скорая помощь».
Если же вы почувствовали себя в поезде плохо, немедленно сообщите проводнику, который обязан вызвать медиков в поезд. В случае, если вас забирают в больницу, медицинские работники должны сделать соответствующую пометку в билете с правом продления срока действия проездного документа на время пребывания пассажира в медицинском учреждении.
А попросить у проводника медикаменты можно совершенно бесплатно!
9. Что делать, если в вагоне холодно?
По санитарным нормам и правилам, температура в вагонах поездов должна быть в зимний период от +20 до +24. Если же температура за окном больше +30, то в вагоне должно быть не более +28. Мерзнете в вагоне? Проводник должен позаботиться о комфортных условиях проезда.
К слову, в смутное перестроечное время довелось наблюдать зимой такую картину: на Донецкой железной дороге проводники выбегали из вагонов, чтобы нелегально набрать угля для топки титана.
А еще в туалете вагона должна быть бумага и мыло! И в любой сезон по требованию пассажира выдаваться одеяло и кипяченая вода.
10. Кто выдает электронные билеты?
Заказать билет через Интернет, заплатить за него посредством банковской карточки несложно. После оплаты проездного документа в кассе вокзала можно забрать уже распечатанный билет, но не менее чем за час до отправления поезда с начальной станции маршрута. Если вы, к примеру, оплатили онлайн билет на поезд, который следует из Питера в Минск, а садитесь в Витебске, то узнайте, когда он выезжает из Питера, и не более чем за час до отправления забирайте билет в кассе. С собой возьмите паспорт, так как электронные билеты заказывают с указанием фамилии пассажира.
11. Когда за возвращение билета выплачивается полная стоимость?
Если вы вдруг решили вернуть билеты, знайте, что стоимость проездного документа состоит из двух частей: стоимости самого билета и стоимости плацкарты. До отправления вашего поезда осталось более 15 часов? Вам обязаны вернуть стоимость билета и плацкарты. Менее 15 часов и более 4 часов до отправления: вернут стоимость билета и 50% стоимости плацкарты. Если же до отправления осталось меньше 4 часов (а также до 1 часа после отправления) вернут стоимость билета без плацкарты. Решили вернуть несколько билетов, помните, что по правилам один человек может сдать не более 9 проездных документов.
Билеты, приобретенные на дизель или электричку, не возвращаются. Но есть выход: подойти в день отправления к зданию пригородных касс и попробовать продать нуждающимся. Так, во всяком случае, поступали некоторые студенты, если вдруг не удавалось съездить домой на выходные по заранее купленному билету.
У вас украли проездной документ? К сожалению, за него получить деньги не удастся. А вот билет порванный, обгоревший, в кассе можно восстановить, если на на нем сохранится достаточно информации.
12. Как провезти на поезде животных?
Собаку-проводника, которая сопровождает инвалида по зрению, можно провозить совершенно бесплатно без оформления проездных документов. Вообще же, одному пассажиру разрешено провозить не более 2 мелких животных с ветеринарным свидетельством в клетках, ящиках, корзинах. Если же провозимые кошки, собаки, те же куры повредили имущество других пассажиров, ответственность за это несет сам владелец. Кстати, если перевозят петухов, будьте готовы к раннему пробуждению: эти птицы разбудят весь вагон в пять утра.
А вот диких животных перевозить запрещено!
За велосипед, который в разобранном виде по длине, высоте, ширине превысит 200 см, придется заплатить полную стоимость билета.
Чтобы в поезде не возникало конфликтных ситуаций, изучайте Правила перевозки пассажиров железнодорожным транспортом, знайте свои права и обязанности проводников. А на дорожку посидите у памятника «Встреча» на вокзале. Говорят, способствует счастливому возвращению в Витебск!