Советы бывалого путешественника

или некоторые вагонные «хитрости»

29 марта 1805 года родился Евгений Шнайдер, построивший первый в мире паровой локомотив. Прошло два века, и сегодня услугами железной дороги пользуется время от времени практически каждый житель планеты. А вот правила перевозки пассажиров знают, увы, не все. Можно ли обменять выданное несвежее постельной белье, вернут ли деньги за неиспользованный билет, как провезти в в купе или плацкартном вагоне кошку или собаку? Попробуем ответить.

вокзал витебска, ж\д вокзал

Витебский вокзал. Фото Евгении Москвиной

1. Можно ли купить билет за минуту до отправления?

Если вам вдруг срочно понадобилось уехать в другой город, приобрести билет можно за пять минут до отправления поезда. Остается лишь добежать до любого вагона, куда проводник обязан вас впустить. А дальше пройдете по составу и найдете свой вагон и место. Как быть, если вдруг у кассы образовалась очередь, а ваш поезд вот-вот отойдет? Попробуйте спокойно договориться с людьми, стоящими в очереди, чтобы те вас пропустили. Знаем по опыту, что лучше не нахальничать и пробовать качать права, а вежливо попросить. Пытаться же попасть в поезд без билета, чтобы потом договориться с проводником (как бывало в советское время) – дело гиблое. Сейчас, когда билеты продают через автоматизированную систему, любое свободное место в вагоне могут занять на следующей станции. Да и проводник не захочет рисковать работой…

поезд, вокзал, витебск

До отправления пара минут? Заходите в любой вагон! Фото Евгении Москвиной

2. Как провезти бесплатно ребенка?

Для детей в возрасте до 5 лет, если они не занимают отдельные места, проезд может быть оформлен бесплатно. Для ребенка от 5 до 10 лет билет приобретается по льготному тарифу. Вообще же дети до 10 лет должны ездить в поездах в сопровождении взрослых. Исключение делается для тех, кто учится в учреждениях, до которых можно доехать поездом.

3. Если допущена ошибка в фамилии, указанной на билете, как быть?

Допустим, вы купили билет на поезд, следующий в Россию. При оформлении проездного документа кассир (или же вы сами, покупая билеты через Интернет) допустил ошибку. Скажем, изменил случайно одну-две буквы. Паниковать не следует. Согласно Правилам перевозок, в случае расхождения фамилии, указанной в проездном билете, с фамилией в документе, предъявленном пассажиром, не более чем на 2 буквы, проводник обязан допустить вас в вагон. Если же так получилось, что купили билет, а потом вдруг поменяли фамилию вовсе, следует запастись справкой о смене фамилии в паспортном столе.

4. Можно ли отказаться от постельного белья в поездах дальнего следования или его поменять?

Если вы едете на поезде, скажем, в другую страну, стоимость белья включается в стоимость билета. А вот в поездах, что доставляют пассажиров по Беларуси, белье нужно покупать у проводника. Стоит комплект белья недорого – 15 000. Но для тех, кто решил сэкономить и просто подремать на подушках и матрасах, есть плохая новость: по правилам, пользоваться данными принадлежностями, не купив белья, запрещено. Разве только проводник попадется понимающий и не обратит внимания на вашу хитрость.

Путешествуете долго и решили заменить белье на более свежее? Придется раскошелиться. Проводник по вашей просьбе комплект поменяет, но за плату. А вот если вам выдали оплаченный комплект в грязном виде, смело жалуйтесь начальнику поезда и требуйте бесплатной замены. Кстати, у начальника должна быть и жалобная книга, куда можно записать данные нерадивого проводника.

5. Как быть, если сосед храпит и мешает вам уснуть?

Увы, пассажиры, которые не дают поспать, не редкость в поездах. Но требовать разобраться с «храпуном» от проводника глупо. Остается лишь запастись берушами или наушниками (а вот переходить в наушниках железнодорожные пути опасно!). Проводник, конечно, по собственной инициативе, может разбудить «храпуна». Чаще это делают работники плацкартных вагонов, которым приходится тоже выслушивать громкие «рулады». А вот пожаловаться на человека, который нарушает общественный порядок (скажем, выпивает спиртное, курит и скандалит) нужно. Пусть хулигана ссадят.

6. Как быть, если пассажир на нижней полке спит днем, а хочется спуститься с верхней и посидеть?

Пассажиры, согласно Правилам перевозки железнодорожным транспортом, могут спать в ночное время на своих полках. Ночным считается период с 9 вечера до 7 утра. Допустим, вы приобрели билет на верхнее боковое место. Днем хотите посидеть, поесть, полюбоваться пейзажами за окном, а сосед продолжает спать? Требуйте, чтобы вам было предоставлено место для сидения на нижней полке.

Что же касается хранения багажа, то тут придется договариваться полюбовно. В Правилах не указано, что пассажир нижней полки имеет исключительно право на размещение в рундуках (так называют ящики под нижними полками в плацкарте и купе) своих сумок. Старайтесь договориться полюбовно.

7. Может ли пассажир выйти на другой станции и продлить срок действия билета?

Предположим, что вы познакомились в поезде с интересными людьми, которые выходят на одной из станции по пути следования. Решили заглянуть к ним на пару дней в гости. Что же, по Правилам, вы можете сделать остановку и продлить срок действия билета до 10 суток.

8. Как быть, если в поезде произошел с пассажиром несчастный случай или болезнь?

Однажды корреспонденту «Витебского курьера» довелось ехать в купейном вагоне Санкт-Петербург-Киев из украинской столицы. Соседка по купе случайно опрокинула себе на колени стакан с горячим чаем. Ожоги были серьезными. Поезд на тот момент следовал по территории Украины. На ближайшей станции в вагон зашли медработники, которые честно предупредили пострадавшую, что при помещении ее в больницу другой страны придется заплатить деньги. В итоге женщина терпела до Гомеля, где ее уже поджидала «скорая помощь».

Если же вы почувствовали себя в поезде плохо, немедленно сообщите проводнику, который обязан вызвать медиков в поезд. В случае, если вас забирают в больницу, медицинские работники должны сделать соответствующую пометку в билете с правом продления срока действия проездного документа на время пребывания пассажира в медицинском учреждении.

А попросить у проводника медикаменты можно совершенно бесплатно!

9. Что делать, если в вагоне холодно?

По санитарным нормам и правилам, температура в вагонах поездов должна быть в зимний период от +20 до +24. Если же температура за окном больше +30, то в вагоне должно быть не более +28. Мерзнете в вагоне? Проводник должен позаботиться о комфортных условиях проезда.

К слову, в смутное перестроечное время довелось наблюдать зимой такую картину: на Донецкой железной дороге проводники выбегали из вагонов, чтобы нелегально набрать угля для топки титана.

А еще в туалете вагона должна быть бумага и мыло! И в любой сезон по требованию пассажира выдаваться одеяло и кипяченая вода.

10. Кто выдает электронные билеты?

Заказать билет через Интернет, заплатить за него посредством банковской карточки несложно. После оплаты проездного документа в кассе вокзала можно забрать уже распечатанный билет, но не менее чем за час до отправления поезда с начальной станции маршрута. Если вы, к примеру, оплатили онлайн билет на поезд, который следует из Питера в Минск, а садитесь в Витебске, то узнайте, когда он выезжает из Питера, и не более чем за час до отправления забирайте билет в кассе. С собой возьмите паспорт, так как электронные билеты заказывают с указанием фамилии пассажира.

11. Когда за возвращение билета выплачивается полная стоимость?

Если вы вдруг решили вернуть билеты, знайте, что стоимость проездного документа состоит из двух частей: стоимости самого билета и стоимости плацкарты. До отправления вашего поезда осталось более 15 часов? Вам обязаны вернуть стоимость билета и плацкарты. Менее 15 часов и более 4 часов до отправления: вернут стоимость билета и 50% стоимости плацкарты. Если же до отправления осталось меньше 4 часов (а также до 1 часа после отправления) вернут стоимость билета без плацкарты. Решили вернуть несколько билетов, помните, что по правилам один человек может сдать не более 9 проездных документов.

Билеты, приобретенные на дизель или электричку, не возвращаются. Но есть выход: подойти в день отправления к зданию пригородных касс и попробовать продать нуждающимся. Так, во всяком случае, поступали некоторые студенты, если вдруг не удавалось съездить домой на выходные по заранее купленному билету.

поезд вокзал витебск, пригородные кассы

В пригородных кассах за билет деньги не вернут. Фото Евгении Москвиной

У вас украли проездной документ? К сожалению, за него получить деньги не удастся. А вот билет порванный, обгоревший, в кассе можно восстановить, если на на нем сохранится достаточно информации.

 12. Как провезти на поезде животных?

Собаку-проводника, которая сопровождает инвалида по зрению, можно провозить совершенно бесплатно без оформления проездных документов. Вообще же, одному пассажиру разрешено провозить не более 2 мелких животных с ветеринарным свидетельством в клетках, ящиках, корзинах. Если же провозимые кошки, собаки, те же куры повредили имущество других пассажиров, ответственность за это несет сам владелец. Кстати, если перевозят петухов, будьте готовы к раннему пробуждению: эти птицы разбудят весь вагон в пять утра.

А вот диких животных перевозить запрещено!

За велосипед, который в разобранном виде по длине, высоте, ширине превысит 200 см, придется заплатить полную стоимость билета.

Чтобы в поезде не возникало конфликтных ситуаций, изучайте Правила перевозки пассажиров железнодорожным транспортом, знайте свои права и обязанности проводников. А на дорожку посидите у памятника «Встреча» на вокзале. Говорят, способствует счастливому возвращению в Витебск!

скульптура, вокзал, встреча на вокзале витебска

Скульптура “Встреча” на вокзале Витебска. Фото Евгении Москвиной

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *