ПАРОВОЗ

Прошли первые успешные испытания паровоза

Правда, это было в 1803 году. Но  появился повод поднять тост за силу пара и прогресс!

Силу пара увидели еще древнегреческие философы-ученые, сделавшие приборчик из металлического шарика и двух загнутых трубок. Вода в шарике нагревалась на огне, пар, как говорится, со свистом выходил из трубок, заставляя шарик вращаться вокруг своей оси.

Древнегреческий паровой двигатель

Практического применения в Древней Греции этот прибор не получил, ибо была бесплатная и более эффективная на тот момент рабочая сила – рабы.

Недалеко от Древней Греции и по времени и в пространстве пару нашел применение турецкий астроном Такиюддин аш-Шами. Он предложил паром вращать гриль, изобретя заодно и паровую турбину.

мангал с турбиной

К сожалению, Такиюддин не любил делать селфи, и иллюстрировать приходится мангалом с водяным колесом

Рабство продолжалось достаточно долго (в России, например, до отмены крепостного права в 1861 году), но в Европе стали появляться первые буржуа. Это слово такое французское. Означало по сути, горожанина (от burg). Как и в белорусском – месцічы, русский аналог – мещане. Вот эти самые мещане-горожане, получавшие магдебугское право, рабов иметь не могли, а работать и зарабатывать хотели.

Они сначала вспомнили и внедрили ветряную мельницу, затем водяную, а затем пришел черед и древнегреческой игрушки.

Паровая машина – это тепловой двигатель внешнего сгорания. Рабочее тело – вода, нагретая до состояния пара. Первоначально от чайника с крышкой такая машина мало чем отличалась – пар толкал поршень в цилиндре вверх. А когда остывал – поршень сам полз вниз, поднимая какой-нибудь груз. Затем Ватт решил такою машину усовершенствовать, и теперь мощность всего, а в частности – машин, мы измеряем в количестве Ваттов.

38 of James Watts and one JW signature 38 ватт и его подпись

38 Джеймсов Ваттов и одна ваттовая подпись

Это, кстати, первый раз, когда имя человека присвоено единице измерения.

Первым разместить паровую машину на самодвижущемся экипаже удалось французу Кюньо. Он построил предка всех автомобилей и всех паровозов одновременно. Плюс изобрел передний привод. В пылу стереотипов он разместил всю машину впереди повозки (как лошадь), а для груза оставил всю платформу (как в обычной телеге). Однако таким образом он настолько нагрузил переднее колесо, что совершил самое первое ДТП с механическим транспортным средством, не справившись с управлением (просто не смог повернуть), и врезался в стену. Народ в то время был нетерпеливый, и повторить попытку ему не дали. Однако водителей автомобилей с тех пор зовут шофёрами (фр. chauffeur – «истопник, кочегар»).

Kuniot car самодвижущаяся повозка кюньо

Весь двигатель Кюньо повесил на переднее колесо, отчего резко ухудшил управляемость устройства

Соратник Ватта Мердох тоже построил трехколесную повозку с паровой машиной, которая уже неплохо управлялась и даже развивала по тем временам приличную скорость в 12-14 километров в час. Однако, против (как всегда, впрочем, в любой научной сфере) выступила церковь, усмотревшая происки дьявола в самостоятельном передвижении колесного экипажа без лошадей. И Ватт, чтобы Мердох не повторил судьбу Джордано Бруно, прекратил его опыты.

Jordano Bruno on the Moon Джордано Бруно огонь кратер

Джордано Бруно сожгли за научную деятельность, а теперь его именем назван кратер на Луне

Ученик же Мердоха Тревитик оказался смелее учителя, но уперся в состояние дорог. И тогда ему пришла идея поставить повозку на рельсы, которые давно и с успехом применялись в горно-добывающей отрасли. Рельсы были ровнее, прямее, и машина поехала.

В России времен дуэли Пушкина этот аппарат поначалу называли «паровой фурой» или даже «пароходом». Но один из писателей выразил мнение, что если пароход – плавает, то пусть ездит – паровоз. Так было дано название, которое потом послужило основой для названия других типов подвижного состава – тепловоз, электровоз…

Пушкин паровоз Витебск кировский мост

Александр Сергеевич в исполнении восковой статуи показывает на испытания прочности свежепостроенного моста в Витебске (1867 год). Испытывали паровозом. Кстати, Пушкина застрелили на 9 месяцев раньше, чем открылась первая Царскосельская железная дорога.

Теперь о тепловозах и электровозах. Те, кто думают, что паровозы – это жутко устаревшие чадящие железки – неправы. Современные технологии позволяют паровозу быть даже эффективнее тепловоза. Паровозу не нужна трансмиссия, паровоз не боится гор и разреженного воздуха, поэтому до сих пор используются в горных районах Латинской Амеркии и даже Швейцарии.

Кроме того, классический паровоз – это универсальное транспортное средство, которое можно «топить» хоть навозом, хоть ураном. А воды вокруг навалом. Может быть, именно поэтому на специальных базах до сих пор в состоянии консервации сохраняются паровозы: вдруг придет энергетический апокалипсис?

Паровоз в Витебске

Паровозы на консервации в Витебске (слева) и Лиде (справа). Фото с сайта railways.ru

А у нас будет на чем ездить!


  • Фото только не с сайта railways.ru, а с сайта railwayz.info, сам снимал.
    Фото древнее, потому что паровозы эти давно ушли на гвозди, план по металлолому знаете, уцелело весьма и весьма не многое.