Одна из самых неизвестных витебских достопримечательностей

чудо инженерной мысли, «лебедянка» нашего города

24 марта 1802 года английский изобретатель Ричард Тревитик получил первый патент на паровоз. Так началась эпоха изобретения, которая произвела настоящую революцию в истории человечества. Паровозы просуществовали вплоть до середины ХХ века, а в некоторых странах используются и до сих пор. Так, грузовые паровозы до сих пор можно встретить в некоторых районах Индии и Китая, а в туристических целях они применяются и в Европе.

Немногие знают, но в Витебске также есть свой паровоз, который, конечно же, давно уже отправлен на заслуженный отдых и выполняет функцию памятника. К сожалению, добраться до него совсем нелегко: он установлен на территории депо, куда обычным посетителям вход воспрещен. Для того, чтобы каждый смог полюбоваться этим чудом инженерной мысли, корреспонденты «Витебского курьера» совершили путешествие к одной из самых неизвестных витебских достопримечательностей.

Вход в локомотивное депо. Фото Анастасии Вереск

Вход в локомотивное депо. Фото Анастасии Вереск

Этот советский магистральный грузовой паровоз серии «Л» был выпущен на Ворошиловградском заводе им. Октябрьской революции еще в 1954 году и является одним из 584 паровозов, выпущенных в этот период.

Витебский паровоз серии "Л". Фото Анастасии Вереск

Витебский паровоз серии “Л”. Фото Анастасии Вереск

Жаль, что такая красота скрыта от глаз. Фото Анастасии Вереск

Жаль, что такая красота скрыта от глаз. Фото Анастасии Вереск

А 18 октября 1991 года витебский паровоз был установлен в качестве памятного знака в честь 125-летия локомотивного депо.

Верхнюю часть паровоза занимает паровой котел, в него закачивалась вода. Задняя часть, "тендер", служила резервуаром для угля. Фото Анастасии Вереск

Верхнюю часть паровоза занимает паровой котел, в него закачивалась вода. Задняя часть, “тендер”, служила резервуаром для угля. Фото Анастасии Вереск

С помощью этого насоса ранее паровой котел паровоза наполняли водой. Фото Анастасии Вереск

С помощью этого насоса ранее паровой котел паровоза наполняли водой. Фото Анастасии Вереск

Также его можно назвать примечательным благодаря сохранившейся на фронтоне красной звезде с барельефом Ленина. Ведь после начала десталинизации портрет вождя был демонтирован практически на всех подобных паровозах.

Впереди хорошо различается профиль Ленина. Фото Анастасии Вереск

Впереди хорошо различается профиль Ленина. Фото Анастасии Вереск

Название (серия «Л») он получил благодаря своему создателю, Л.С. Лебедянскому, советскому инженеру-локомотивостроителю, и до того, как был переименован в 1947 году, носил официальное название «Победа». Среди железнодорожников и любителей поездов его прозвали «лебедь» и «лебедянка». Такой транспорт считался одним из самых лучших и массовых среди паровозов во времена СССР и был основным видом тяги в послевоенное время.

Размеры паровоза впечатляют. По сравнению со мной его колеса просто огромны. Фото Владимира Боркова

Размеры паровоза впечатляют. По сравнению со мной его колеса просто огромны. Фото Владимира Боркова

Некоторые из собратьев витебского паровоза до сих пор работают: например, Л-2344, вместе с Л-3653 и Л-2057 теперь принадлежат депо «Подмосковное» и числятся в качестве ретро-поездов, а в Киеве возит экскурсии Л-3055. Также с 2015 года Л-3438 используется в составе ретро-поезда на Кругобайкальской железной дороге.

Сохранилось довольно много паровозов серии «Л», в Беларуси памятники, подобные витебскому, находятся также в Лиде, Орше, Полоцке, музее железнодорожной техники в Барановичах. Кстати, в списке проекта по сбору сведений об уцелевших паровозах на железных дорогах СНГ, Прибалтики и Монголии сведения о витебском паровозе серии «Л» отсутствуют.

Кажется, будто он вот-вот сорвется с постамента и умчится по рельсам. Фото Анастасии Вереск

Кажется, будто он вот-вот сорвется с постамента и умчится по рельсам. Фото Анастасии Вереск

Один из самых известных паровозов этой серии установлен в Орше, возле здания железнодорожного вокзала. Оршанский экземпляр был выпущен Коломенским паровозостроительным заводом и установлен в июне 1984 года в честь трудового подвига оршанских работников железной дороги и 40-летия освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков.


  • Kondrat Sahalyar

    В конце 1990-х и начале 2000-х годов мне довелось быть свидетелем, как это
    “чудо инженерной мысли” работало на благо витебского завода “Витязь”. Заводскую котельную летом останавливали на ремонт
    более чем на месяц, производству же пар требовался ежедневно. И вот в это время из депо к котельной подгоняли самый настоящий паровоз, подключали к нему паропровод и бочку с мазутом, и ветеран
    стальных магистралей исправно снабжал паром завод, пока в котельной неспеша делали своё дело ремонтники. Понятно, что сейчас технологии изменились, но не исключено что этот “передвижной парогенератор” до сих пор ещё стоит где-то на запасном пути.

  • Анастасия Вереск

    Замечательная история! Вот ни за что не догадалась бы, что паровоз так используют)