От прошедшего «Славянского базара в Витебске» к следующему: идея для грядущего

Руденко, Витебск
Татьяна Руденко, Валерия Руденко, Юрий Руденко. Фото Георгия Корженевского
Культура

На открытии выставки семьи Руденко «Ангелы над городом», её глава Татьяна Руденко призывала найти духовные скрепы и объединиться на следующем фестивале искусств, взявшись за руки

Руденко, Витебск
Татьяна Руденко, Валерия Руденко, Юрий Руденко. Фото Георгия Корженевского

Выставки супругов Татьяны Руденко и Юрия Руденко проходят во время Славянского базара в Витебском художественном музее уже традиционно. На нынешнее открытие к двум широко известным мастерам присоединились и другие представители семьи: их дочь Валерия Руденко и внук Серафим, которому исполнилось 4 года. Так что зрители, во множестве собравшиеся 15 июля, могли увидеть огромное разнообразие картин и ювелирных работ и преисполниться убеждением о родовой преемственности традиций. А Татьяна Руденко, как всегда ярко выступающая на всех мероприятиях, в большей степени говорила не о семье, которая и так широко известна в творческих кругах, но о задачах умножения духовности в современном мире:

Вот говорят: вы должны родить ребёнка, посадить дерево и… свить гнездо… Но ведь это любое животное делает… Не это главная задача. Мы должны быть более духовными и нести свет знания и духовный мир.

Руденко, Витебск
Выступает Татьяна Руденко. Фото Георгия Корженевского

Выставка «Ангелы над городом», исходя из самого её названия, преимущественно затрагивает две темы: трансцендентальных существ ангелов и даймонов, а также Витебск во всём его многообразии и великолепии. Описание ангелических существ посетители могут увидеть на самой выставке, и на её открытии Татьяна Руденко поделилась собственными размышлениями об их природе и функциях:

Вот, архангел Уриил есть во всех религиях: и в иудаизме, и в исламе, и в христианстве. Это для всех помощь… Не нужно думать, что если много людей просят Уриила, то вам нужно становиться в очередь, чтобы он к вам явился… Нет, ангелы являются ко всем, они живут в совершенно другом пространстве.

Руденко, Уриил, Витебск, архангел, Корженевский
Татьяна Руденко. Архангел Уриил

Художница пожелала зрителям проникнуться всей полнотой одухотворяющей идеи выставки:

Мы желаем получить вам максимум знаний, максимум положительных эмоций и доброты.

Руденко, ангел, ангелок, Водолей, Корженевский
Валерия Руденко. Ангелок для Водолеев
ангелы, Руденко, Корженевский
Серафим. Песня ангелов

О семье же Руденко говорили сами присутствующие знакомые и друзья, бравшие слово. Все они подчёркивали большое воздействие личности Татьяны Руденко на культурное пространство родного города и художественную значимость работ супругов. Директор Витебского художественного музея Ольга Акуневич акцентировала эту идею неиссякаемой семейной преемственности, которая позволит принести творческие плоды ещё пуще прежнего:

Я думаю, традиции семьи Руденко будут продолжаться ещё долгие годы и века, создавать работы будут не только Татьяна и Юрий Руденко на протяжении долгого времени, но и их внуки и правнуки. Тема, которую они озвучили – это действительно тема возвышенного и светлого, а также тема нашего любимого города Витебска.

Руденко, Витебск, Корженевский
Юрий Руденко. Витебск золотой

А известный и всеми уважаемый культурный деятель Витебска Виктор Кибисов, в течении более четырёх десятилетий занимавший различные управляющие и административные должности в сфере культуры, закончил своё выступление почти лозунгом:

Я думаю, что придёт время, когда будут говорить: Юдель Пэн, Марк Шагал и семья Руденко!

Кибисов, Руденко, Витебск
Выступает Виктор Кибисов. Фото Георгия Корженевского

Ближайшая подруга Татьяны Руденко, педагог Лариса Здор говорила как об одухотворяющем патриотизме, так и специфике изобразительных средств художницы. Действительно, Татьяна Руденко создала свой оригинальный и неповторимый стиль. Для него характерны яркая декоративность и цветовая насыщенность, в которых выражается её огромная и неиссякаемая энергетика. И пускай, бывает, данный стиль называют «китчем», о чём, например, на открытии в прошлом году высказался Феликс Гумен, в творческой оригинальности здесь отказать никак нельзя. Итак, слово Ларисе Здор:

Духовное богатство славянских народов колоссально. Но богато отразить духовность не каждый художник сможет и возьмёт на себя такую ответственность. Только Татьяна Руденко со своим внутренним вечным подвигом, как дочь военного, всегда и везде воин: и по отношению к детям, и к нам, и нет такой мысли, что мы чего-то не можем.

Мы должны обратить внимание на то решение в изобразительном искусстве, которое Татьяна Руденко взяла за основу. Это эксклюзивная техника, изобретённая самим художником. Такой техники нигде нет в мире. И отразить духовность этими средствами – колоссальный труд. Нет ни одного дня, когда Татьяна Руденко не шла бы на данный подвиг труда, чтобы мы могли ощутить этот рай духовности.

Руденко, Здор, Витебск
Татьяна Руденко и Лариса Здор. Фото Георгия Корженевского
Руденко, музы, даймоны, Корженевский
Татьяна Руденко. Музы — даймоны женской природы

Духовность и патриотизм в семье Руденко неразрывно взаимосвязаны. Главный проводник этих идей, конечно же, Татьяна Руденко, и патриотизм её неразрывно связан с имперской идеей, «русским миром» и евразийством. А Юрий Руденко, разумеется, не мог не поддержать публично на открытии выставки супругу. А где такого рода патриотизм, там и Александр Лукашенко недалеко, которому неоднократно на официальных мероприятиях дарили работы этих замечательных мастеров:

Мы очень благодарны облисполкому, горисполкому, что они нас поддерживают постоянно, и дарят Александру Лукашенко то, что мы создаём: картины, живопись, васильки…

Руденко, васильки, Корженевский
Татьяна и Юрий Руденко. Васильки

Сама же Татьяна Руденко в большей степени говорила не о патриотизме, а о всечеловеческом братстве и духовном единстве, выходящими далеко за пределы границ провозглашённого Союзного государства. По горячим следам не остался не упомянутым и теракт в Ницце, которому художница противопоставила «духовные скрепы», правда, осталось непонятным, кто же будет «объединять»:

Мы вскормили монстра своей неправедностью. Вы слышали о террористическом акте в Ницце? Не по отдельности страны могут бороться с этим монстром, ибо в этом случае люди всегда будут друг другу противопоставляться: я православный, а ты – католик; я мусульманин, а ты – иудей. Мы должны жить в братстве. И уже первые ростки этого имеются. Мы все можем жить светом знания, духовности, культуры.

Руденко, Витебск
Ювелирные изделия Юрия Руденко. Фото Георгия Корженевского

И тут Татьяна Руденко предложила первый символический шаг, который должен быть осуществлён в Витебске на пути к всечеловеческому объединению. Идея, о наличии коей мы и упомянули в заглавии статьи, вполне пригодна для обсуждения, что и предлагаем сделать нашим читателям:

Давайте в следующий год проведём акцию. Здесь столько людей с открытыми душами. И пусть зазвонят колокола в православном храме, а мы все, кто бы здесь не стоял в данный момент, возьмёмся за руки и посмотрим на небо. Ибо для того, чтобы не упасть, надо не под ноги смотреть или зыркать по сторонам, а смотреть на небо… Нужно, чтобы мы все взялись за руки, обменялись энергией, и посмотрели на небо. Вы знаете, это действует, это работает…

Витебск, Руденко, Здор, Акуневич
«Возьмёмся за руки, друзья»… Фото Георгия Корженевского
Оцените статью
Витебский Курьер

Добавить комментарий

  1. Аватар
    сусед

    «…ибо в этом случае люди всегда будут друг другу противопоставляться: я православный, а ты – католик; я мусульманин, а ты – иудей. Мы должны жить в братстве».
    ***
    «И пусть зазвонят колокола в православном храме…»

    то бок — давайце аб’ядноўвацца, а званы ў храме ўсё-ткі праваслаўным?
    не, давайце званы тады ўжо ўсіх храмаў Віцебска будуць звінець. тады шчыра будзе

    Ответить
  2. Аватар
    Александр

    “…ибо в этом случае люди всегда будут друг другу противопоставляться: я православный, а ты – католик; я мусульманин, а ты – иудей. Мы должны жить в братстве”.
    ***
    “И пусть зазвонят колокола в православном храме…”

    Почему колокола только в православном храме? А в католическом? Зачем обидели индуистские караталы, еврейские шофары, муэдзинов, в конце концов? Если братство — так уж братство!

    Ответить
%d такие блоггеры, как: