От прошедшего «Славянского базара в Витебске» к следующему: идея для грядущего

Руденко, Витебск Культура

На открытии выставки семьи Руденко «Ангелы над городом», её глава Татьяна Руденко призывала найти духовные скрепы и объединиться на следующем фестивале искусств, взявшись за руки

Руденко, Витебск
Татьяна Руденко, Валерия Руденко, Юрий Руденко. Фото Георгия Корженевского

Выставки супругов Татьяны Руденко и Юрия Руденко проходят во время Славянского базара в Витебском художественном музее уже традиционно. На нынешнее открытие к двум широко известным мастерам присоединились и другие представители семьи: их дочь Валерия Руденко и внук Серафим, которому исполнилось 4 года. Так что зрители, во множестве собравшиеся 15 июля, могли увидеть огромное разнообразие картин и ювелирных работ и преисполниться убеждением о родовой преемственности традиций. А Татьяна Руденко, как всегда ярко выступающая на всех мероприятиях, в большей степени говорила не о семье, которая и так широко известна в творческих кругах, но о задачах умножения духовности в современном мире:

Вот говорят: вы должны родить ребёнка, посадить дерево и… свить гнездо… Но ведь это любое животное делает… Не это главная задача. Мы должны быть более духовными и нести свет знания и духовный мир.

Руденко, Витебск
Выступает Татьяна Руденко. Фото Георгия Корженевского

Выставка «Ангелы над городом», исходя из самого её названия, преимущественно затрагивает две темы: трансцендентальных существ ангелов и даймонов, а также Витебск во всём его многообразии и великолепии. Описание ангелических существ посетители могут увидеть на самой выставке, и на её открытии Татьяна Руденко поделилась собственными размышлениями об их природе и функциях:

Вот, архангел Уриил есть во всех религиях: и в иудаизме, и в исламе, и в христианстве. Это для всех помощь… Не нужно думать, что если много людей просят Уриила, то вам нужно становиться в очередь, чтобы он к вам явился… Нет, ангелы являются ко всем, они живут в совершенно другом пространстве.

Руденко, Уриил, Витебск, архангел, Корженевский
Татьяна Руденко. Архангел Уриил

Художница пожелала зрителям проникнуться всей полнотой одухотворяющей идеи выставки:

Мы желаем получить вам максимум знаний, максимум положительных эмоций и доброты.

Руденко, ангел, ангелок, Водолей, Корженевский
Валерия Руденко. Ангелок для Водолеев
ангелы, Руденко, Корженевский
Серафим. Песня ангелов

О семье же Руденко говорили сами присутствующие знакомые и друзья, бравшие слово. Все они подчёркивали большое воздействие личности Татьяны Руденко на культурное пространство родного города и художественную значимость работ супругов. Директор Витебского художественного музея Ольга Акуневич акцентировала эту идею неиссякаемой семейной преемственности, которая позволит принести творческие плоды ещё пуще прежнего:

Я думаю, традиции семьи Руденко будут продолжаться ещё долгие годы и века, создавать работы будут не только Татьяна и Юрий Руденко на протяжении долгого времени, но и их внуки и правнуки. Тема, которую они озвучили – это действительно тема возвышенного и светлого, а также тема нашего любимого города Витебска.

Руденко, Витебск, Корженевский
Юрий Руденко. Витебск золотой

А известный и всеми уважаемый культурный деятель Витебска Виктор Кибисов, в течении более четырёх десятилетий занимавший различные управляющие и административные должности в сфере культуры, закончил своё выступление почти лозунгом:

Я думаю, что придёт время, когда будут говорить: Юдель Пэн, Марк Шагал и семья Руденко!

Кибисов, Руденко, Витебск
Выступает Виктор Кибисов. Фото Георгия Корженевского

Ближайшая подруга Татьяны Руденко, педагог Лариса Здор говорила как об одухотворяющем патриотизме, так и специфике изобразительных средств художницы. Действительно, Татьяна Руденко создала свой оригинальный и неповторимый стиль. Для него характерны яркая декоративность и цветовая насыщенность, в которых выражается её огромная и неиссякаемая энергетика. И пускай, бывает, данный стиль называют «китчем», о чём, например, на открытии в прошлом году высказался Феликс Гумен, в творческой оригинальности здесь отказать никак нельзя. Итак, слово Ларисе Здор:

Духовное богатство славянских народов колоссально. Но богато отразить духовность не каждый художник сможет и возьмёт на себя такую ответственность. Только Татьяна Руденко со своим внутренним вечным подвигом, как дочь военного, всегда и везде воин: и по отношению к детям, и к нам, и нет такой мысли, что мы чего-то не можем.

Мы должны обратить внимание на то решение в изобразительном искусстве, которое Татьяна Руденко взяла за основу. Это эксклюзивная техника, изобретённая самим художником. Такой техники нигде нет в мире. И отразить духовность этими средствами – колоссальный труд. Нет ни одного дня, когда Татьяна Руденко не шла бы на данный подвиг труда, чтобы мы могли ощутить этот рай духовности.

Руденко, Здор, Витебск
Татьяна Руденко и Лариса Здор. Фото Георгия Корженевского
Руденко, музы, даймоны, Корженевский
Татьяна Руденко. Музы – даймоны женской природы

Духовность и патриотизм в семье Руденко неразрывно взаимосвязаны. Главный проводник этих идей, конечно же, Татьяна Руденко, и патриотизм её неразрывно связан с имперской идеей, «русским миром» и евразийством. А Юрий Руденко, разумеется, не мог не поддержать публично на открытии выставки супругу. А где такого рода патриотизм, там и Александр Лукашенко недалеко, которому неоднократно на официальных мероприятиях дарили работы этих замечательных мастеров:

Мы очень благодарны облисполкому, горисполкому, что они нас поддерживают постоянно, и дарят Александру Лукашенко то, что мы создаём: картины, живопись, васильки…

Руденко, васильки, Корженевский
Татьяна и Юрий Руденко. Васильки

Сама же Татьяна Руденко в большей степени говорила не о патриотизме, а о всечеловеческом братстве и духовном единстве, выходящими далеко за пределы границ провозглашённого Союзного государства. По горячим следам не остался не упомянутым и теракт в Ницце, которому художница противопоставила «духовные скрепы», правда, осталось непонятным, кто же будет «объединять»:

Мы вскормили монстра своей неправедностью. Вы слышали о террористическом акте в Ницце? Не по отдельности страны могут бороться с этим монстром, ибо в этом случае люди всегда будут друг другу противопоставляться: я православный, а ты – католик; я мусульманин, а ты – иудей. Мы должны жить в братстве. И уже первые ростки этого имеются. Мы все можем жить светом знания, духовности, культуры.

Руденко, Витебск
Ювелирные изделия Юрия Руденко. Фото Георгия Корженевского

И тут Татьяна Руденко предложила первый символический шаг, который должен быть осуществлён в Витебске на пути к всечеловеческому объединению. Идея, о наличии коей мы и упомянули в заглавии статьи, вполне пригодна для обсуждения, что и предлагаем сделать нашим читателям:

Давайте в следующий год проведём акцию. Здесь столько людей с открытыми душами. И пусть зазвонят колокола в православном храме, а мы все, кто бы здесь не стоял в данный момент, возьмёмся за руки и посмотрим на небо. Ибо для того, чтобы не упасть, надо не под ноги смотреть или зыркать по сторонам, а смотреть на небо… Нужно, чтобы мы все взялись за руки, обменялись энергией, и посмотрели на небо. Вы знаете, это действует, это работает…

Витебск, Руденко, Здор, Акуневич
“Возьмёмся за руки, друзья”… Фото Георгия Корженевского
Оцените статью
Витебский Курьер
Добавить комментарий

  1. сусед

    “…ибо в этом случае люди всегда будут друг другу противопоставляться: я православный, а ты – католик; я мусульманин, а ты – иудей. Мы должны жить в братстве”.
    ***
    “И пусть зазвонят колокола в православном храме…”

    то бок – давайце аб’ядноўвацца, а званы ў храме ўсё-ткі праваслаўным?
    не, давайце званы тады ўжо ўсіх храмаў Віцебска будуць звінець. тады шчыра будзе

    Ответить
  2. Александр

    “…ибо в этом случае люди всегда будут друг другу противопоставляться: я православный, а ты – католик; я мусульманин, а ты – иудей. Мы должны жить в братстве”.
    ***
    “И пусть зазвонят колокола в православном храме…”

    Почему колокола только в православном храме? А в католическом? Зачем обидели индуистские караталы, еврейские шофары, муэдзинов, в конце концов? Если братство – так уж братство!

    Ответить