Две истории Витебска: «Не привыкнешь — умрешь, не умрешь — так привыкнешь»…

Общество

и как вести себя с людьми, которые передвигаются на колясках

21 мая в туристическом салоне «Илва» состоялся очередной «Ликбез о равенстве», на котором слушатели смогли узнать больше о жизни витеблян — инвалидов-колясочников. О своих радостях и проблемах рассказали Василий Руденко, руководитель театрально-музыкального кружка «Аккорды души», и Рената Рабковская, студентка юридического факультета ВГУ имени Машерова. А помогла им в этом Кристина Мирсалимова, председатель общественной организации «Христианское содружество взрослых и молодых».

Идея работы с людьми с ограниченными возможностями, как объяснила Кристина, появилась у «Христианского содружества» довольно давно. Ведь рассказать обычным гражданам нашего общества, как следует вести себя с теми, кто ходит с белой тростью, ездит по городу на инвалидной коляске, довольно сложно. Поэтому говорить должны они: те, кому медики поставили неутешительный диагноз.

Рената Рабковская: «Сказали бы мне в 25, что я буду колясочницей, рассмеялась бы!»

История Ренаты, женщины, которая несмотря на тяжелые травмы, приковавшие ее к инвалидной коляске, впечатляет. Еще 14 лет назад она была обычной девушкой, мечтавшей сделать карьеру, создать семью. Но после травмы ее жизнь поменялась кардинально: пришлось привыкать к коляске. Рената вспоминает, что однажды, когда врачи разрешили ей выехать на улицу, она пыталась привыкнуть к тому, что уже не может, как прежде, ходить самостоятельно, что на долгие годы ее ногами станет инвалидная коляска. Ей хватило несколько минут, чтобы понять: она-то изменилась лишь внешне, а внутри осталась той же. И необходимо жить дальше.

рената рабсковская, ликбез о равенстве, инвалиды-колясочники
Рената Рабковская рассказывает о себе. Фото Евгении Москвиной

Я прожила много лет в Казахстане, где инвалидов-колясочников видела только на рынке, где они просили милостыню, — рассказывает женщина, — но я вас всех умоляю: не предлагайте денег человеку на коляске, который не стоит в открытую с протянутой рукой. Мы обижаемся. Да, есть и в Витебске точки, на которых колясочники просят подать им. Но ведь мы не все такие! Хотя если человек искренне хочет помочь деньгами, то я беру. Помню, лет 7 назад в одиниз церковных праздников мне женщина просто так дала небольшую сумму. Я отказалась взять, а она даже плакала, так хотелось ей сделать доброе дело. Вывод: хотите помочь человеку в коляске — спросите его, нуждается ли он в этом. 

Еще один щекотливый вопрос: можно ли называть колясочника (или того же незрячего) инвалидом? Тут все зависит от человека, к которому обращаются. Кого-то это возмущает. И за небрежно оброненное слово «инвалид» вы вполне можете ответить перед судом. Будьте осторожны! И не забывайте, что мы — такие же, как и вы! Мы тоже женимся, разводимся, рожаем детей, учимся вуниверситетах и работаем. Я этим летом оканчиваю университет, буду дипломированным юристом. Хочу ли я работать? Давайте честно: я, как и многие колясочники, привыкла уже, что могу спать, сколько хочется, что режим дня у меня произвольный. А вот сидеть на рабочем месте с 8 утра до 4 вечера — смогу ли? Вообще, если человек даже с ограниченными возможностями желает работать, он может добиться этого. Другое дело, что некоторых устраивает пенсия, стакан водки и общение по Интернету.

Василий Руденко: человек на коляске, который осуществил свою мечту

Вася Руденко, молодой обаятельный парень, инвалидность получил в детстве. Жил и учился в Ивенецком доме-интернате (Минская область).

василий руденко, ликбез о равенстве, инвалид-колясочник
Василий Руденко. Фото Евгении Москвиной

В нашем заведении была возможность раскрыть свой талант, — объясняет Вася, — да, выбор специальностей был ограничен: бухгалтер, часовой мастер. А я хотел быть… артистом! Понимал, что столкнусь с трудностями. Вообще, мы, люди с ограниченными возможностями, взрослеем гораздо быстрее, чем наши здоровые сверстники. И пытаемся приспособиться. Мой девиз: не привыкнешь — умрешь, не умрешь — так привыкнешь! Я много занимался спортом, посещал все доступные тренажерные залы и бассейны. После школы отправился в небольшой поселок в Крупском районе Минской области, пришел в сельский клуб и заявил: я хочу у вас работать. Мне поставили условие: за неделю найти людей, которые согласятся заниматься со мной. Я ведь в доме-интернате научился резьбе по дереву, соломоплетению, хотел вести кружки по театральному мастерству. У меня получилось!

Следующий шаг: переезд в Витебск. Тут дали общежитие, работу в территориальном центре социального обслуживания населения, поступил заочно в Витебский государственный колледж культуры искусств. Женился. Да, с первого этажа на четвертый и наоборот в колледже было передвигаться сложно, но я все преодолел. 

Очень большое впечатление произвела поездка в Германию. Вот где действительно безбарьерная среда! Мне выдали электрическую коляску, я ездил на ней везде. А в магазинах там все нужные продукты располагаются на расстоянии вытянутой руки. Если же я хотел купить что-то на верхней полке, мне это доставали. И мы к этому в Беларуси тоже придем. Когда-то.

Рената: как же добиться безбарьерной среды

Государство сегодня делает многое: и пандусы у нас устанавливают, и бордюры срезают, — откровенничает Рената, — но именно мы, колясочники, должны постоянно об этом говорить, стучаться во все двери. Нет пандуса — установите кнопку вызова на аптеке, магазине. И обязательно прислушивайтесь к просьбам колясочников и их объяснениям, как же правильно завезти человека на коляске в тот же общественный транспорт. У меня случались довольно курьезные ситуации, когда четверо здоровых мужчин буквально заносили меня в автобус, а я боялась, как бы не вылететь из коляски. 

рената рабсковская, ликбез о равенстве, инвалиды-колясочники
Рената Рабковская объясняет, как помочь колясочнику заехать в транспорт. Фото Евгении Москвиной

Многие из нас, колясочников, сегодня живут самостоятельно. Да, это тяжело. Например, лампочку-то мы не вкрутим сами, приходится кого-то просить. 

И еще: все мы, кто передвигается на коляске, мечтаем, что наступит тот день, когда мы снова начнем ходить! Ведь медицина не стоит на месте…

рената рабсковская, ликбез о равенстве, инвалид-колясочник
Рената едет по городу. Фото Евгении Москвиной

А мы пожелаем нашим собеседникам, людям с удивительной судьбой, чтобы их желания всегда сбывались! И чтобы каждый из нас, тот, кто имеет возможность передвигаться самостоятельно, не жаловался, а искал выход из сложной жизненной ситуации. Как ищут его и находят те, кто сегодня вынужден передвигаться на инвалидной коляске.

Оцените статью
Витебский Курьер