особенности национальной лисы
День 27 апреля, согласно примете, называют Мартын Лисогон. Когда-то охотники считали, что сегодня лисицы переселяются из своих старых нор в новые, более того, существовало поверье, будто первые три дня и три ночи такого новоселья лисы бывают слепы и глухи, а значит сами идут в руки охотника. Каждый хорошо представляет себе, как выглядит лиса, все ее видели, все ее знают. Лисица – частая героиня белорусских народных сказок, однако что мы на самом деле знаем о ней в народном представлении?
Если задуматься, вероятно, на ум вам придут только банальные ассоциации: лиса – символ хитрости, обмана, коварства. Возможно, тот, кто знаком с мифами других стран, сможет припомнить немало о лисах в Китае, Японии, России, но вряд ли скажет многое о нашей родной лисе. Так что же, получается, о таком популярном персонаже народного фольклора мы не знаем практически ничего?
Действительно, сведения о лисах в фольклоре белорусов очень скудные. Лиса была типичным женским персонажем и даже выступала символом женского начала. Это сделало ее частой героиней свадебных песен, которые, несмотря на свою шуточную манеру, скрывали в себе эротический подтекст. Ее образ был тесно связан с любовной, брачной символикой, а также фигурировал в народных песнях, затрагивавших тему потери девственности. Интересно, что в качестве типично мужского символа в них выступал известный антагонист рыжей хищницы – заяц. Например, на Могилевщине когда-то можно было услышать обрядовую свадебную песню о зайце и лисе, которую гости исполняли в то время, как молодые находились в клети:
За речкой за криницей
Прасив заяц у лисицы:
«А лисийца-мамычка,
Пыкажи нам мохну,
А то я тут здохну»
В некоторых белорусских сказках лиса показана в роли хозяйки, мудрой женщины. Так в сказке «Как кот зверей напугал», она представляется нам как спасительница мужчины, представленного в образе кота, которая, руководствуясь умом и хитростью, не только не дает ему пропасть, но и добивается личного успеха. Так что лиса воплощает собой одновременно и образ женской наивности и юности, и мудрое женское начало, интуицию, инстинктивную природу женщины.
Однако гораздо чаще образ лисы в народной традиции белорусов носит негативную окраску, она представляется хитрой и подлой обманщицей, ненадежным союзником. Такие сказки как «Дятел, лиса и ворона», «Лисица-хитрица» образно рассказывают нам о том, как лиса обманом получает выгоду, за что, впоследствии, ей предстоит неминуемая расплата.
Связана лиса и с традиционными женскими таинствами. Например, рецепт эликсира молодости в белорусском поверье включал в себя в качестве ингредиента сердце лисы. К такому средству прибегали знахарки и ведьмы, чтобы сохранить юность и необычайную красоту, а также обрести способность летать.
Очевидно, что белорусская лиса является не менее ярким, хотя и почти неизвестным для нас фольклорным персонажем, чем знаменитая кицунэ, японская лисица-оборотень, и уж точно заслуживает к себе не меньшего внимания.
В последнее время люди все чаще обращается к тотемизму и гороскопам, привозят из-за границы множество талисманов, амулетов на удачу, символов всевозможных благ. Не для кого не станет открытием, что китайский гороскоп и его анималистическая символика известны практически каждому современному белорусу. Почему бы, по крайней мере, не возвращаться к традиционным народным образам? Так, лиса вполне могла бы стать символом женственности, ума и сексуальности.