«Лобстер», «Дотык», квир и разрушение стереотипов нормативной сексуальности

В Витебске возобновились встречи, организованные квир-проектом «DOTYK. Адукацыя і мастацтва», и продемонстрирован совсем необычный для белорусского зрителя, однако признанный в Европе, фильм «Лобстер».

Лобстер, Корженевский, Чердачок

Обсуждение фильма «Лобстер». Фото Георгия Корженевского

Квир-тематика имеет отношение к ЛГБТ-сообществу, объединяющему «сексуальные меньшинства». Однако она также выходит за его пределы, охватывая всё, что не вписывается в рамки общепринятых на данном этапе развития общества норм и правил. Более того, квир (от англ. queer – иной) может вообще не относиться к сексуальности, обозначая интеллектуальные, субкультурные, спиритуалистические предпочтения, не вписывающиеся в контекст общеобязательной по умолчанию «нормы».

Лобстер, Чердачок, Корженевский

Выступление перед кинопоказом. Фото Георгия Корженевского

На первой встрече нынешнего года, состоявшейся в последний январский день в знаменитом Битлз-клубе «Чердачок», посетителям был продемонстрирован фильм Йоргоса Лантимоса и Эфтимиса Филиппоу «Лобстер» с Колином Фарреллом и Рэйчел Вайс в главных ролях. В этой медитативной кинокартине с мощным символическим содержанием показана обыденность репрессивного социума. Некоторые кинокритики и журналисты проводили смысловые параллели даже с Джорджем Оруэллом и его бессмертным романом «1984», хотя это и не вполне справедливо. Если антиутопия британского писателя демонстрирует реальность зверского, хотя и пропагандистски изощрённого тоталитаризма, то в «Лобстере», где общество вторгается в личную жизнь людей, обязывая их найти «вторую половинку», тоталитаризм пронизан ощущением всеобщей зыбкости существования, неопределённости и декаданса.

Фаррелл, Вайс, Лобстер, Корженевский

Колин Фаррелл и Рэйчел Вайс в фильме «Лобстер». Источник: filmz.ru

Фильм говорит не просто о социальной репрессивности, но об энтропии всего пространства нынешней человеческой среды обитания. Несомненно, эта проблема связана с фактором деградации человеческого восприятия, его одномерностью, умножающейся у многих современных людей. С одной стороны, деградирует «цивилизованность», воплощённая в отношениях внутри отеля, где персонажи должны в обязательном порядке за установленный временной промежуток найти себе пару под страхом насильственного превращения в животных. Однако не в меньшей степени регрессивна и «дикость» в лесном массиве, являющая собой симулякр индивидуации и свободы.

Лобстер, Корженевский

У отеля. Кадр из фильма «Лобстер». Источник: kino-nik.ru

Существуют фильмы, обращённые к обществу, или к так называемому «массовому зрителю», но есть кинокартины, которые говорят с конкретным человеком. Главный герой представляет собой проекцию, направленную из глубины кинематографического экрана на каждого из зрителей. Этот персонаж является знаком вопроса, актуализирующим обращение к истокам свободы и осознанности, находящимся во внутренней человеческой бездонности.

Лобстер, Фаррелл, Вайс, Корженевский

В лесу. Кадр из фильма «Лобстер». Источник: wearemoviegeeks.com

Символический язык фильма мог и озадачить некоторых зрителей. Так, после окончания кинопоказа, когда началось его обсуждение, один из посетителей выразил пожелание, чтобы режиссёры использовали более привычные средства выражения, характерные для документального или реалистического кинематографа. Тем не менее, основной посыл «Лобстера» был ясен, и он заключался в изобличении издержек общеобязательной навязанной нормы как в отношении сексуальности, так и гендера (социального пола). Ничего, кроме прогрессирующей экзистенциальной деградации в случае каждого отдельного человека такая нормативность, имеющая репрессивную природу, принести не может.

Посетители, среди которых были и представители ЛГБТ-сообщества, и гетеросексуально ориентированные люди, с неподдельным интересом обсуждали фильм, завоевавший, между прочим, Приз жюри на прошлогоднем Каннском кинофестивале. Приведём некоторые их высказывания, выражающие социальную метафизику «Лобстера» в проекции квира:

Фильм с саркастической и гиперболизированной позиции показывает гетеронормативную структуру. Нет никаких иных вариантов существования, кроме тех, которые прописаны обществом.

Это взгляд со стороны на то, как люди живут в этом мире, в соответствии с тем, что им навязывают.

Фильм очень символичный. В нём показаны две крайние ситуации, с которыми можно согласиться или нет. И если ты не принимаешь ни одной, ни второй позиции, то становишься изгоем. Мы видим общество, в котором люди лишены права выбора.

Нас же всё время загоняют в одни и те же рамки. Нам нужно работать, учиться, выйти замуж, родить детей – это то, что нам навязывает общество. А иначе, если ты этого не делаешь – тогда тебя признают ненормальным.

Если человек делает то, чего он делать не желает, и даже думает, что это благо, такая ситуация всё равно ничем хорошим не закончится. Ни для него, ни для других людей.

Насилие, совершаемое над собой – гораздо более жестокое, чем то, которое совершает над человеком общество. И каждый из нас, когда он ищет себе пару, должен совершить над собой определённое насилие, чтобы переступить через себя в угоду другому человеку. Те рамки, которые мы несём в себе, оборачиваются гораздо большими проблемами, нежели ограничения, выстраиваемые обществом.

Чердачок, Корженевский

В Битлз-клубе «Чердачок». Фото Георгия Корженевского

По окончанию общей беседы мы поговорили с координатором квир-проекта «DOTYK. Адукацыя і мастацтва» в Витебске Татьяной Быковой о столь насущных для современного человека вопросах выхода за пределы навязанных границ и условностей. И начали, конечно, с просмотренного фильма, который рекомендуем всем читателям «Витебского курьера»…

– Квир не есть ситуация концептуальной неопределённости, это вполне устойчивое состояние… В чём оно проявлялось у героя Колина Фаррелла?

Квир-тематика выражается здесь в стремлении выйти за рамки, которые навязывает общество, и которые считаются «нормой». Нормой может быть и утверждение необходимости иметь семью, и утверждение одиночества. И главный герой являлся квиром и в одном, и в другом случае. Он везде был чужаком: ему хорошо было одному в отеле, а в лесу нашёл себе пару. То есть по отношению к двум сообществам он был квирным персонажем.

Лобстер, Корженевский

Кадр из фильма «Лобстер». Источник: womo.com.ua

– Каков основополагающий социальный и метафизический импульс квира?

Квир включает в себя всю ненормативность этого мира, всё, что может быть за пределами мужа, детей, работы, жизни по стандартам, по рейтингам, по вертикали… Для примера, белорусскоязычные люди в самой Беларуси также являются квиром. Ибо насколько часто мы слышим белорусскую речь?.. Это опять же, выходит за рамки привычного для нас понимания. Если женщина в 30-40 лет не хочет иметь детей и не хочет выходить замуж, это тоже считается квиром и чем-то «ненормальным».

Ряд подобных фактов дают нам возможность понять политику ненормативности. В нашем обществе мальчик обязательно должен выглядеть «как мальчик», одеваться «как мальчик», и вырасти «сильным мужчиной». Девочка тоже обязана делать ожидаемые от неё поступки. Однако есть люди, как с женской, так и с мужской стороны, не желающие следовать канонам, которые утверждает для них общество, и хотят вырваться за рамки. Должно быть то, что человек хочет для себя.

Проблематика квир не ограничивается только вопросами ЛГБТ. Люди с гетеросексуальной ориентацией, которые не хотят быть как все, тоже могут подойти под эту категорию.

Быкова, Корженевский

Татьяна Быкова. Фото: соцсети

– От каких причин зависят проблемы гендерной идентификации, с которыми сталкиваются современные люди?

Это зависит от семьи, в первую очередь, от воспитания, которое навязывает наша семья. Плюс общество, навязывающее ярлыки: ты должна выйти замуж, закончить учебное заведение, родить детей, а мальчик должен обязательно устроиться куда-то на работу, мужчина должен содержать семью и детей. И никогда не указывается, что человек должен оставлять время для себя, заниматься своими интересами. Человеку порой неоткуда почерпнуть информацию о проблемах, которые его беспокоят внутренне. А к ним относится и тот же гендер, и та же сексуальная ориентация. У нас очень давит общество, в Беларуси это пережитки Советского Союза, в котором были очень строго определены функции человека. На Западе, где есть давление христианской морали, люди всё же осознают себя, идут на митинги, собрания и борются за свою свободу. У нас же люди в большей степени подавлены, «абы ціха было», боятся «выпячиваться»…

Лобстер, Корженевский

Лесные жители. Кадр из фильма «Лобстер». Источник: tfilm.me

– Расскажите об истории проекта «Дотык» в Беларуси вообще и в Витебске в частности…

Всё началось с прошедшего в Минске в феврале 2015 года кинофестиваля, который был организован для того, чтобы показать наличие жизни за гранью нормативности. Также проходили лекции, выставки, дискуссии, после чего появилась идея проводить этот фестиваль по регионам. Я предложила эту идею, были Гродно, Брест и Витебск. Фестиваль в Витебске проходил в сентябре. Теперь, после перерыва, мы вновь начали свою работу.

«Дотык» был организован как квир-кинофестиваль, как киноклуб, 19 января 2015 года. Мы получили официальную лицензию. Ныне это проект «DOTYK. Адукацыя і мастацтва». Здесь уже не только кинофестивали, но и проведение различных воркшопов по обмену опытом, у нас проходят выставки, лекции. Это уже в широком смысле образовательно-художественные мероприятия. Они осуществляются в течении всего года и включают не только кинофестиваль, проходящий один раз в год.

На примере нашего Витебска мы видим проблему «маленьких городов». В них люди не информированы и не видят, что может быть что-то «кроме». И здесь задача дать людям понять их возможности, что они могут намного больше. Для этого и проводятся данные мероприятия.

Дотык, Корженевский, квир

Участники проекта «DOTYK. Адукацыя і мастацтва». Фото: соцсети

Каковы перспективы «Дотыка», его образовательная и социальная проекция?..

Через проведение всех перечисленных мероприятий – просвещение людей, донесение информации, что искусственные нормативные грани в определении пола и гендера имеют право преодолеваться. Следует показать, что человек – это не те ярлыки, которые навешиваются не него обществом, в нём есть своя личность, не зависящая от других. «Дотык» продолжает развиваться, и для него пишутся новые проекты. А далее мы планируем проведение мероприятий по регионам. Есть также идеи проводить в Витебске выставки по квир-тематике, литературные, музыкальные, поэтические вечера. Хочется, чтобы люди сами могли показать себя, что-то организовать, пообщаться на интересующие их темы.

Чердачок, квир, Корженевский

Диалог в «Чердачке». Фото Георгия Корженевского.