«Сексуальное образование» в Витебске: путь к освобождению от стереотипов

Проект «MAKEOUT» провёл первый выездной кинопоказ, поднимающий вопросы избавления от полового ханжества и утверждения свободы сексуальной идентификации.

MAKEOUT, ЛГБТ, Корженевский

Встреча с «MAKEOUT». Фото Георгия Корженевского

«MAKEOUT» существует в Беларуси с января 2014 года. Он осуществляет просветительскую и исследовательскую деятельность, относящуюся к гендеру, сексуальности и особенностям их проявлений в нашей стране. Отметим, что гендер как социальный и метафизический пол отнюдь не всегда совпадает с полом физическим. При этом физической пол во всех без исключениях патриархальных обществах становится нормативной данностью, определяющей очень жёсткие и узкие модели поведения. Все структуры государства, права и общественной морали утверждают в таких обществах эту данность как нечто непреложное и обусловленное высшими принципами бытия.

MAKEOUT, ЛГБТ, Гатальская, Корженевский

Координатор киноклуба «MAKEOUT» Светлана Гатальская. Фото Георгия Корженевского

Однако в настоящее время тенденции развития современной цивилизации обнажают то, что существовало и раньше, но было завуалированным, скрытым для всех, кто подвержен нормативному консенсусу общественной среды. Однополые отношения, феномены транссексуальности, переходные и неограниченные формы сексуальной идентификации выходят из узких закрытых групп, определяемых кастовой, профессиональной или оккультной принадлежностью. ЛГБТ-сообщество (понятие, обозначающее лесбиянок, геев, бисексуалов и трансгендеров) становится фактором культурной жизни в глобальном социуме.

Ошумаре, Джордано Буэно, Афро-Карибская традиция, Корженевский

Ошумаре, трансгендерное божество в Афро-Карибской традиции. Художник Джордано Буэно. Источник: pinterest.com

И вот в рамках выездного киноклуба, осуществлённого проектом «MAKEOUT», прибывшего в Витебск из столицы впервые, был показан американский документальный фильм Бренды Гудман «Сексуальное образование». Состоялось это событие 30 января. В фильме приняли участие представители разных социальных групп и сексуальных идентификаций. Он раскрывает широкий спектр видов ханжеского отношения к вопросам пола, определяемого устоявшейся общественной моралью. Незнание своего тела, одержимость девственностью, патриархальная религиозность, репрессивное отношение к меньшинствам – эти и иные проблемы в проекции современной цивилизации не только оборачиваются душевными травмами для отдельных людей, но и сдерживают развитие социального прогресса.

секс, Корженевский

Кадр из фильма «Сексуальное образование». Фото Георгия Корженевского

А после кинопоказа состоялся свободный диалог, иногда принимавший формы дискуссии. Во время него обсуждались проблемы гендерного просвещения в Беларуси и толерантности в вопросах сексуальной идентификации, которая является непременным условием наличия развитого общества. Отметим, что многие среди собравшихся являлись представителями ЛГБТ-сообщества, и потому обсуждение имело совершенно конкретный характер. Так подтвердилось, что репрессивность семьи, школы, общественного окружения в отношении тех, кто осознал себя находящимся вне сферы нормативной гетеросексуальности, представляет собой в Беларуси обычное явление. Удивительно, но до сих пор в ряде витебских школ учителя утверждают недопустимость сексуальных отношений до брака вообще. Это говорит лишь о безысходной ригидности их сознания, запечатлённого издержками советской морали и мракобесной патриархальной религиозности.

секс, ЛГБТ, Корженевский

Обсуждение после окончания фильма. Фото Георгия Корженевского

Там, где оппонирование представителям ЛГБТ имело место быть, оно сводилось к конспирологическим идеям выгоды для геополитических врагов (здесь, разумеется, подразумевался Запад) уменьшения численности народонаселения в России и Беларуси. Якобы Запад пропагандирует «нетрадиционные» сексуальные отношения в странах постсоветского пространства именно для того, чтобы они ослабли. Однако подобные аргументы не могли иметь никакой силы, ибо выход за пределы навязанной гетерономности патриархально-имперского толка ЛГБТ-сообщество уже осуществило. Те, кто к нему относится, не рассматривают себя в качестве обязанных непременно приумножать «приплод» во имя защиты незыблемости патриархальных ценностей славянофильства и евразийства. Они и сами себя не причисляют к «приплоду». Многие из них являются духовно-эволюционирующими людьми, осознающими общечеловеческое единство, для которых и наличие потомства не представляет собой нечто невозможное или нежеланное.

ЛГБТ, Корженевский

Глубокие вопросы затрагивались на обсуждении… Фото Георгия Корженевского

К тому же ценность сохранения коррумпированных элит на территориях многих государств постсоветского пространства весьма сомнительна с традиционной точки зрения. Коррумпированные «вожди» не могут являться носителями каких бы то ни было традиционных ценностей. Напротив, глобальная традиция, относящаяся к универсальному человечеству, знает все проявления сексуальности, которые не вписываются в ограниченную патриархальную матрицу восприятия. И здесь мы приходим к единству вполне современной идеи общественного прогресса и глобальной традиции.

Фери, ЛГБТ, Корженевский

Диан-и-Глас, божество с андрогинными признаками в традиции Фери. Источник: pinterest,com

Содержательная и познавательная встреча состоялась благодаря усилиям координатора киноклуба «MAKEOUT» Светланы Гатальской и его модератора Андрея Карпека. Витебск является третьим городом после Бреста и Гомеля, где состоялось подобное мероприятие. Светлана Гатальская выразила надежду на продолжение таких интересных встреч:

Это наш третий выездной киноклуб, и мы надеемся, что они станут регулярными. Мы понимаем, что основное сосредоточение событий находится в Минске, и считаем, что это неправильно. Потому стараемся как можно чаще выезжать в областные центры. К тому же, большинство из тех, кто создал «MAKEOUT», сами не из Минска. И мы понимаем, каково жить не в столице, и не иметь более широкой возможности пообщаться на подобные темы.

MAKEOUT, ЛГБТ, Корженевский

Участники встречи с «MAKEOUT» и представители проекта. Фото Георгия Корженевского