«Спину держать прямо, на переменках не бегать и глупые разговоры не вести»

Саша Май

Нужен ли ребенку детский садик? «Садовские» дети против «домашних»

В садик ребенок должен ходить с удовольствием! Фото ridus.ru

В садик ребенок должен ходить с удовольствием! Фото ridus.ru

В нашем обществе принято, что дети в обязательном порядке должны посещать дошкольное учреждение и только затем идти в школу. Эта образовательная модель «садик-школа-вуз (ссуз)» берет свое начало еще в Советском союзе и активно практикуется сегодня. Однако в последнее время все больше молодых мамочек отказываются вести свое чадо в детский садик, предпочитая домашнее воспитание.

Конечно, такая возможность есть далеко не у всех. Женщинам по окончании декретного отпуска нужно выходить на работу, позволить себе нанять няню могут не в каждой семье, а современные бабушки, к сожалению, не стремятся проводить время с внуками. Но если возможность оставить ребенка дома есть, почему бы ей не воспользоваться?  Например, так считает 29-летняя Мария:

Когда ребенку исполнилось два года, мы с мужем посовещались и решили, что в садик его отдавать не будем. Я работала продавцом  в «Витебских продуктах», которые сегодня почти банкрот, то есть зарплата там мизерная. К тому же «плавающий» график, иногда приходилось задерживаться и до 11 часов вечера. Кто в это время заберет ребенка из садика и будет с ним сидеть? Мой муж в России на заработках, поэтому на его помощь рассчитывать не приходится. Я сама в детстве в садик не ходила: росла в деревне у бабушки, что не помешало мне без «троек» закончить школу, затем поступить в университет.

Сейчас Игорьку уже пять лет. Мы занимаемся с ним дома, много гуляем на улице, общаемся со сверстниками на детской площадке, посещаем бассейн и занятия в развивающей студии. В результате сын легко считает до 100, знает буквы, геометрические фигуры, цвета, рисует, лепит из пластилина. За последние два года мы заболели всего один раз. А если бы посещали детский сад? Знакомые мамочки рассказывают, как неделю водят ребенка в детский сад, а потом две недели сидят дома на больничном. Нам такое счастье не нужно.

Действительно, многие дети, особенно в первый год в детском садике, много болеют. Причем, в некоторых случаях это происходит на нервной почве, когда болезнь – это защитная реакция организма на посещение дошкольного учреждения. Но где гарантия, что если не перебороть это в детском саду, то ребенок не будет болеть потом в школе?

В садике дети учатся общаться между собой. Фото do.tgl.ru

В садике дети учатся общаться между собой. Фото do.tgl.ru

Я считаю, ребенок должен посещать детский сад,  – рассказывает 35-летняя Татьяна, педагог по образованию. – Ни для кого не секрет, что многие заболевания, та же самая ветрянка, гораздо легче переносятся в детском возрасте, а иммунитет формируется на всю жизнь. А где ими заразится «домашний» ребенок? К тому же именно в садике ребенок приучается к самостоятельности. Например, мой младший, Коля, начал разговаривать, только когда пошел в садик. Дома днем его было спать не уложить, а в садике с другими детками спал весь сонный час. Но за что я больше всего люблю садик, так это за то, что там нет электронных гаджетов. Согласитесь, что все мы, родители, в той или иной мере грешим этим. То мультики по телевизору, то игры на планшете или на компьютере, если нам нужно что-то сделать по дому, а ребенок крутится под ногами. В садике же малышам и без голубого экрана есть, чем заняться.

Конечно, самое главное, чтобы ребенок ходил в садик с удовольствием, а не со слезами, и тут многое зависит не только от самого малыша, но и от родителей, которые должны не заставлять ребенка, а подобрать правильные слова, чтобы он понял, что детский сад – это не тюрьма.

Очень многие родители во время адаптации к детскому саду допускают типичные ошибки,  – замечает психолог, 27-летняя Людмила. – Одни, вместо того, чтобы рассказать сыну или дочке, как хорошо в садике, как они сами, когда были маленькими, с удовольствием его посещали, заставляют малыша угрозами или обещаниями переступить порог группы, и, оставив его в слезах, уходят.

Другие, увидев, истерику ребенка, поводят его пару дней, затем оставляют на месяц-другой дома с бабушкой, мол, пусть подрастет, потом придем. Время проходит, малыша приводят вновь, он снова плачет. Неудивительно, ведь каждый раз ему приходится адаптироваться заново.

Поэтому я могу посоветовать мамам: пожалуйста, если вы начали водить ребенка в детский сад, водите. Утром рассказывайте ему о том, как в садике хорошо, вечером спрашивайте, чем он занимался, а в выходные старайтесь соблюдать «садовский» распорядок дня, хотя бы кладите малыша спать днем. Тогда период адаптации пройдет легко и быстро. Кстати, на мой взгляд, самое главное преимущество садика – именно режим. Ребенок приучается к дисциплине, послушанию и порядку, усваивает распорядок дня. Как правило, «садовским» детям затем проще привыкнуть к школе, нежели детям «домашним».

В садике дети приучаются к самостоятельности. Фото rabota-udoma.ru

В садике дети приучаются к самостоятельности. Фото rabota-udoma.ru

На сегодняшний момент водить или не водить ребенка в детский садик – личное дело родителей. Обязательным у нас считается лишь посещение школы. А легко ли распознать в стройных рядах первоклассников «домашнего» ребенка?

За мою более чем 20-летнюю педагогическую деятельность только один раз мне пришлось столкнуться с «домашним» ребенком, – делится 47-летний учитель начальных классов Людмила Владимировна. – Один мальчик, Никита, пришел в первый класс семь лет назад. До этого с ним занималась дома бабушка, в прошлом педагог вуза.

Ничего не могу сказать. Ребенок был умным, считал, читал, писал, опережая своих сверстников в развитии минимум на год. Но мне его, если честно, было жаль. Мальчика воспитывали очень строго. Спину держать прямо, на переменках не бегать, глупые разговоры не вести, каждую свободную минуту посвящать чтению. Конечно, он не мог найти контакт со сверстниками, да и они не стремились общаться с нелюдимым мальчиком. И сколько я не пыталась говорить с родителями, что так нельзя, все было бесполезно. Они уверяли меня, что растят гения, и от этого плана отказываться не собирались. Никита ходил в музыкальную школу, занимался английским с репетитором, и в пятом классе они поступили в гимназию. Не знаю, как дальше сложилась его судьба, искренне хочется верить, что у него все хорошо».

Конечно, пример Никиты – это скорее исключение, чем правило. Часто «домашние» дети приходят в школу не с таким солидным багажом знаний. И, как замечают многие учителя и школьные психологи, им гораздо сложнее социализироваться, привыкнуть к режиму и дисциплине, чем деткам, которые окончили дошкольное учреждение.

А как вы считаете, нужно ли ребенку посещать детский сад?