Витебское отделение Белорусской ассоциации журналистов организовало фотовыставку, посвящённую известному оппозиционному активисту, а также презентовало документальный фильм «Выбор Бориса Хамайды»
Борис Хамайда – личность в Витебске известная, уже давно ставшая неотъемлемой частью городского пейзажа. Невероятно было бы даже представить, что кто-то из горожан сознательного возраста может его не узнать, даже если и не знает его определённо по имени. Да, это тот человек, который уже давно, с марта 1997 года, распространяет независимую прессу в Витебске. И всем, кто когда-либо проходил по центральной улице города, известно его место пикета у Синего дома (того, который теперь уже не синий…) Здесь можно приобрести периодические издания, а также обсудить с активистом актуальные политические события.
Кроме того, Борис Хамайда известен как патриот белорусского языка, и его оппозиционная деятельность является национально-демократической. А ещё он не может представить себя без «малой родины», о чём и говорит в фильме Елены Степановой и Александра Зенкова. Борис Хамайда имел опыт переживания реальности ауры родного города, что также ему довелось испытать в Вильнюсе и Полоцке. Сам фильм посвящён истории созданной им газеты «Выбор», от её официального существования до полуподпольного. Путь борьбы за свободу не устлан розами и не сопровождается обожанием современников, он характеризуется испытаниями. В фильме прозвучал тот вопрос, которым время от времени задаётся любой бескомпромиссный борец, и ответ на него исходит из чувства личной безупречности, определяемой нравственностью:
Цяжка быць правадніком і свабоды, і свабоднага слова, і не аднойчы ў мяне ўзнікала пытанне: можа, трэба, як кажуць, на пакой, можа ўжо хопіць, бо нешта тут зрабіў, нейкую цагліну паклаў. Але атрымліваецца так: калі не я, то хто тады?..
Фильм, представленный 4 июня в Витебске, получился удачным не только с точки зрения смысла, но и в эстетическом плане, о чём говорила поэтесса, заведующая литературно-драматической частью Белорусского театра «Лялька» Людмила Симанёнок. Она отметила органичность существования Бориса Хамайды в кадре, его актёрскую внешность. Эта естественность, конечно же, исходит из внутренней честности героя фильма, который всегда действует в соответствии со своими убеждениями, являясь человеком идеи.
В своём выступлении Борис Хамайда отметил, что выпускать газету «Выбор» ему помогало много людей, и он не был одинок. Он вспомнил о таких известных литературных деятелях, как Василий Быков и Григорий Бородулин, которые много делали для поддержки рейтинга газеты, когда писали обращения к её читателям. И также рассказал о тех, кто был причастен к её изданию, но кого уже нет с нами. Газета «Выбор» уже стала достоянием региональной и национальной истории.
Выставка фотографий Игоря Матвеева, Елены Степановой, Сергея Серебро, Антона Степанищева, раскрывает всю историю активной общественной деятельности Бориса Хамайды. Были представлены как современные, цифровые фотографии, так и ставшие уже архивными, снятые на фотоплёнку.
Борис Хамайда выступает в различных смысловых ипостасях своей деятельности и проекциях восприятия авторов. Вот фотография, которая не только показывает стойкость активиста в борьбе с погодными условиями, но и образно демонстрирует нам состояние актуальной политической жизни.
Противостояние режиму у ряда диссидентов-нонконформистов является во многом религиозным по своему содержанию. И на другой фотографии мы можем увидеть Бориса Хамайду, словно находящегося на связи с «небесной канцелярией». Вполне возможно, что он отчитывается о ходе своей деятельности… Смысл дополняет реклама «Виты», ибо по-латински слово «vita» означает жизнь. Причём мы видим изображение бутылки с лечебно-столовой водой, это указывает на излечение национального самосознания, которое распространяемые издания приносят, а также с апельсином, что вызывает ассоциации с первозданным раем и говорит о обретении совершенства бытия в белорусской традиции.
Или фото, где Борис Хамайда предстаёт находящимся вне профанического времени с присущими любому времени фантазмами и смотрит на дискутирующих соотечественников взглядом «из вечности»… Борьба диссидента не является безрассудной и оголтелой, а подкреплена его мудростью и сознательным выбором приоритета «вечных ценностей».
В конце презентации фотовыставки и фильма выступил поэт и бард Георгий Станкевич также с песнями о борьбе. Среди них – «Сцяг», о национальном бело-красно-белом флаге, который всегда восставал из небытия, и подлинное значение которого белорусам ещё предстоит осознать.
Вместо памятника Александру Невскому следовало бы установить скульптуру Хамайды, продающего газеты у синего дома- как образец жизненного упорства и витебскую достопримечательность. А также учредить премию имени Хамайды – типа Хамайда-пресс. Владимир.