Борис Хамайда и его выбор, гражданский и человеческий

Витебск, Хамайда, оппозиция Культура

Витебское отделение Белорусской ассоциации журналистов организовало фотовыставку, посвящённую известному оппозиционному активисту, а также презентовало документальный фильм «Выбор Бориса Хамайды»

Витебск, Хамайда, оппозиция
Борис Хамайда. Фото Георгия Корженевского

Борис Хамайда – личность в Витебске известная, уже давно ставшая неотъемлемой частью городского пейзажа. Невероятно было бы даже представить, что кто-то из горожан сознательного возраста может его не узнать, даже если и не знает его определённо по имени. Да, это тот человек, который уже давно, с марта 1997 года, распространяет независимую прессу в Витебске. И всем, кто когда-либо проходил по центральной улице города, известно его место пикета у Синего дома (того, который теперь уже не синий…) Здесь можно приобрести периодические издания, а также обсудить с активистом актуальные политические события.

Хамайда, Серебро, Витебск, Коляды
Напярэдадні Калядаў. 21 снежня 2005 года. Фота Сяржука Серабро

Кроме того, Борис Хамайда известен как патриот белорусского языка, и его оппозиционная деятельность является национально-демократической. А ещё он не может представить себя без «малой родины», о чём и говорит в фильме Елены Степановой и Александра Зенкова. Борис Хамайда имел опыт переживания реальности ауры родного города, что также ему довелось испытать в Вильнюсе и Полоцке. Сам фильм посвящён истории созданной им газеты «Выбор», от её официального существования до полуподпольного. Путь борьбы за свободу не устлан розами и не сопровождается обожанием современников, он характеризуется испытаниями. В фильме прозвучал тот вопрос, которым время от времени задаётся любой бескомпромиссный борец, и ответ на него исходит из чувства личной безупречности, определяемой нравственностью:

Цяжка быць правадніком і свабоды, і свабоднага слова, і не аднойчы ў мяне ўзнікала пытанне: можа, трэба, як кажуць, на пакой, можа ўжо хопіць, бо нешта тут зрабіў, нейкую цагліну паклаў. Але атрымліваецца так: калі не я, то хто тады?..

Хамайда, Витебск, оппозиция
Фото Георгия Корженевского

Фильм, представленный 4 июня в Витебске, получился удачным не только с точки зрения смысла, но и в эстетическом плане, о чём говорила поэтесса, заведующая литературно-драматической частью Белорусского театра «Лялька» Людмила Симанёнок. Она отметила органичность существования Бориса Хамайды в кадре, его актёрскую внешность. Эта естественность, конечно же, исходит из внутренней честности героя фильма, который всегда действует в соответствии со своими убеждениями, являясь человеком идеи.

Симаненок, Хамайда, Витебск
Выступает Людмила Симанёнок. Фото Георгия Корженевского

В своём выступлении Борис Хамайда отметил, что выпускать газету «Выбор» ему помогало много людей, и он не был одинок. Он вспомнил о таких известных литературных деятелях, как Василий Быков и Григорий Бородулин, которые много делали для поддержки рейтинга газеты, когда писали обращения к её читателям. И также рассказал о тех, кто был причастен к её изданию, но кого уже нет с нами. Газета «Выбор» уже стала достоянием региональной и национальной истории.

Хамайда, БАЖ, Витебск
Выступает Борис Хамайда. Фото Георгия Корженевского

Выставка фотографий Игоря Матвеева, Елены Степановой, Сергея Серебро, Антона Степанищева, раскрывает всю историю активной общественной деятельности Бориса Хамайды. Были представлены как современные, цифровые фотографии, так и ставшие уже архивными, снятые на фотоплёнку.

Витебск, Степанищев, Хамайда, Чернобыль, оппозиция
Угодкі Чарнобыльскай трагедыі. Віцебск, 26 красавіка 1996 г. Фота Антона Сцепанішчава

Борис Хамайда выступает в различных смысловых ипостасях своей деятельности и проекциях восприятия авторов. Вот фотография, которая не только показывает стойкость активиста в борьбе с погодными условиями, но и образно демонстрирует нам состояние актуальной политической жизни.

Матвеев, Хамайда, Витебск, оппозиция, Корженевский
Фото Игоря Матвеева

Противостояние режиму у ряда диссидентов-нонконформистов является во многом религиозным по своему содержанию. И на другой фотографии мы можем увидеть Бориса Хамайду, словно находящегося на связи с «небесной канцелярией». Вполне возможно, что он отчитывается о ходе своей деятельности… Смысл дополняет реклама «Виты», ибо по-латински слово «vita» означает жизнь. Причём мы видим изображение бутылки с лечебно-столовой водой, это указывает на излечение национального самосознания, которое распространяемые издания приносят, а также с апельсином, что вызывает ассоциации с первозданным раем и говорит о обретении совершенства бытия в белорусской традиции.

Матвеев, Витебск, Хамайда, оппозиция, Корженевский
Фото Игоря Матвеева

Или фото, где Борис Хамайда предстаёт находящимся вне профанического времени с присущими любому времени фантазмами и смотрит на дискутирующих соотечественников взглядом «из вечности»… Борьба диссидента не является безрассудной и оголтелой, а подкреплена его мудростью и сознательным выбором приоритета «вечных ценностей».

Серебро, Витебск, Хамайда, оппозиция, Корженевский
Фото Сергея Серебро

В конце презентации фотовыставки и фильма выступил поэт и бард Георгий Станкевич также с песнями о борьбе. Среди них – «Сцяг», о национальном бело-красно-белом флаге, который всегда восставал из небытия, и подлинное значение которого белорусам ещё предстоит осознать.

Станкевич, Витебск
Поёт Георгий Станкевич. Фото Георгия Корженевского
Оцените статью
Витебский Курьер
Добавить комментарий

  1. владимир

    Вместо памятника Александру Невскому следовало бы установить скульптуру Хамайды, продающего газеты у синего дома- как образец жизненного упорства и витебскую достопримечательность. А также учредить премию имени Хамайды – типа Хамайда-пресс. Владимир.

    Ответить