Маршал Блюхер – жертва или предатель?

История

Человек-легенда: первый орден Красного Знамени и Красной Звезды и звание маршала не по чину, страшная смерть и объявление приговора только через 4 месяца после кремации.

Маршал Блюхер Василий Константинович родился 1 декабря 1889 года в деревне Барщинка Ярославской губернии. Появился на свет будущий маршал в самой обычной русской крестьянской семье. Легенды говорят, что прадед Василия, крепостной крестьянин, показал себя отличным солдатом на Отечественной войне 1812-го года и в деревню вернулся героем, увешанным наградами. Помещик придумал ему прозвище в честь немецкого генерала Гебхарда Блюхера, прославившегося своим мужеством и героизмом после победы над Наполеоном под Ватерлоо. Постепенно прозвище стало фамилией. Вероятно, семейные предания и рассказы сыграли некоторую роль в становлении характера будущего маршала. Но пока до маршальских звезд было еще далеко.

В 1904 году отец увез Василия на заработки в Петербург, где крестьянский сын и стал пролетарием.

Путь в революцию

Во время работы на вагоностроительном заводе в Москве в 1910 году Василия арестовывают за призыв к забастовке — почти три года он просидел в тюрьме. В 1914 году Блюхер  оказался на передовой — рядовым.  Здесь будущий маршал за отвагу и находчивость был произведен в унтер-офицеры и награжден Георгиевской медалью. Но в начале 1915 года Блюхер получил тяжелое ранение, провел год в госпиталях, после чего был уволен в запас по инвалидности.

Накануне революции Блюхер вступает в РСДРП(б) и в феврале 1917 года партия призывает его вернуться в армию для агитации. Вскоре Блюхер был избран председателем полкового комитета в Самаре.

Удачная военная карьера

Блюхер был активным участником Гражданской войны, сражался с белогвардейцами на разных фронтах и уже в сентябре 1918 года был награжден орденом Красного Знамени под номером 1. До окончания Гражданской войны Блюхер был награжден еще двумя такими же орденами, как отмечалось в приказе «За личную храбрость и особое искусство в руководстве боевыми действиями».

Военная карьера Блюхера стремительно шла вверх. Так в 1924-27 годах Василий Блюхер — главный военный советник революционного правительства Китая, занимается созданием регулярной китайской социалистической армии. В 1930 году Блюхер награждается  орденом Красной Звезды под № 1.

Командарм Блюхер. Источник:topwar.ru
Командарм Блюхер. Источник:topwar.ru

С 1929 по 1938 год Блюхер командует отдельной Краснознаменной Дальневосточной армией( ОКДВА). Эта должность приравнивалась к должности командующего отдельным военным округом с генеральским званием. Однако в 1935 году Блюхеру было присвоено звание Маршала Советского Союза, которое имели только нарком вооруженных сил Ворошилов К.Е. и его заместители. Это говорит о прекрасной репутации Блюхера у руководства страны. Всего он был награжден двумя орденами Ленина, пятью орденами Красного Знамени и орденом Красной Звезды.

Маршал Блюхер. Источник:feldgrau.info
Маршал Блюхер. Источник: feldgrau.info

Роль Блюхера в чистке военных кадров

В 1930-е годы среди советского военного командования шла активная чистка кадров и борьба с выявленными врагами народа, в том числе и в ОКДВА. При этом в ОКДВА  при участии или с ведома Блюхера уничтожается большая часть кадрового состава, отчего  многие командные должности пустовали. А сам маршал в июне 1937 года был членом военного трибунала, который приговорил к смертной казни группу высокопоставленных военных РККА во главе с маршалом Тухачевским.

Напряженная обстановка на советско-китайской границе

В те годы китайская граница по-существу была советско-японской границей из-за захвата территории Китая Японией. Во многих местах эта граница не была обозначена, считалась условной, что в дальнейшем и породило конфликт.

Еще в 1934 году в своем выступлении на 17 съезде партии  Блюхер подробно рассказывал, что на своей стороне границы японцы за два года проложили около тысячи километров железнодорожного пути, 2200 километров грунтовых дорог – и все они идут либо параллельно границе, либо подходят к пограничным пунктам в местах, наиболее удобных для стратегического развертывания войск при наступлении. В этих же районах имеется 50 японских аэродромов. Из чего Блюхер делал совершенно правильный вывод, что все это предназначено для агрессии против СССР.

И что же предпринял затем уже маршал Блюхер? А ничего! Еще на том же 17 съезде он  занимался патриотической болтовней типа:

Граница на замке, армия начеку, личный состав ОКДВА осознает меру ответственности, колхозное крестьянство воодушевлено, партийное руководство на высоте, и  все, соответственно, преданы товарищу Сталину.

А в заключение Блюхер пообещал, если все же грянут бои на Дальнем Востоке, то его войска:

ответят таким ударом, от которого затрещат, а кое-где и рухнут устои капитализма.

Конечно, его речь сопровождалась бурными аплодисментами и даже криками «Ура!». Вот только когда через 4 года японцы все же схлестнулись возле озера Хасан с Красной Армией, то никакие устои капитализма не рухнули, а рухнула репутация, карьера и жизнь маршала Блюхера.

В связи с подготовкой японцев к вооруженным провокациям еще 23 апреля 1938 года в пограничных и внутренних войсках Дальневосточного края была повышена боевая готовность. Беря во внимание сложную военно-политическую обстановку, складывающуюся на Дальнем Востоке, 28-31 мая 1938 года состоялось заседание Главного военного совета РККА. На нем был заслушан доклад командующего ОКДВА маршала Василия Блюхера о состоянии боеготовности войск армии. Итогами Совета стало преобразование с 1 июля ОКДВА в Дальневосточный фронт (ДКФ) под командованием Блюхера. Решением Комитета обороны в июне-июле численность дальневосточных войск была увеличена почти до 102 тысяч человек.

Летом 1938 года посол Императорской Японии прямо заявляет Москве, что Япония готова силой установить границу там, где считает это нужным. На дипломатическом языке это означало войну.

После боев на озере Хасан сломалась карьера и жизнь Блюхера

Маршалу Блюхеру был передан приказ немедленно привести войска в полную боевую готовность, однако если сказать что ничего сделано не было, то это будет далеко от реальности. Блюхером и его помощниками было сделано немало до и во время событий на озере Хасан, только не в деле обороны Родины, а для её полного разгрома на Дальнем Востоке.

В Москву шли рапорты о крайне высокой боевой подготовке, а повсеместной практикой была работа солдат в колхозах или на строительстве объектов, что категорически запрещалось командованием. Материально-техническая база была полностью дезорганизована. Когда потребовалось идти в бой, солдаты оказались необученными, разутыми, у артиллерии отсуствовали снаряды, у командиров – карты района боевых действий. Доходило до того, что многие красноармейцы (так указано в документах) приходили на фронт не только без боеприпасов, но и вообще без оружия (!) и это несмотря на то, что в том районе Дальнего Востока были сосредоточены огромные запасы обмундирования и вооружения.

Был чудовищный некомплект личного состава и в особенности командиров. В то же время было огромное количество  офицеров вообще без должностей, не командовавших никем и ничем. В результате незаполненными оказались сотни должностей командиров и начальников частей и соединений, а войсковые части имели плохую управляемость.

29 июля 1938 г. началась локальная война у озера Хасан на сопке Заозерная. Горстки пограничников отбивали атаки сотен японцев, не получив поддержки пехотой, артиллерией и авиацией, в которой отказывал Блюхер, чтобы «не раздувать конфликт».

Только 1 августа войска получили от Блюхера приказ атаковать противника, не ожидая подхода главных сил. Время, когда можно было сходу отбить наступление японцев, было упущено и атаковать в лоб было уже поздно. Штурм провалился. Все склоны высоты и берега озера были покрыты телами наших солдат.

Историческая реконструкция боя на Заозерной. Источник:zema.ru
Историческая реконструкция боя на Заозерной. Источник: zema.ru

Лишь когда командование переходит в руки Ворошилова штурм высоты проводится так, как того требовали правила воинской науки – после применения авиации и артиллерии пошли танки и только потом пехота. Японцы были разгромлены практически моментально.

31 августа 1938 года в Москве состоялось заседание Главного военного совета РККА. На повестке дня стоял главный вопрос «О событиях в районе озера Хасан». Заслушав объяснения командующего ДКФ маршала Блюхера и заместителя члена военного совета фронта дивизионного комиссара Мазепова, Главный военный совет пришел к выводам о том, что боевые операции у озера Хасан явились проверкой мобилизационной и боевой готовности войск ДК Фронта, а также обнаружили огромные недочеты в состоянии ДК Фронта. Так по новым, уточненным, данным общее соотношение потерь СССР и Японии 3:1.

 

На заседании Главвоенсовета Блюхеру ставили в вину неоперативное руководство, дезорганизацию работы фронтового управления, уклонение от непрерывной связи с Москвой, отдачу незаконных приказов, провокации большой войны с Японией, а также регулярное пьянство, которое он оправдывал снятием боли от мучившей его экземы. Нашлись и свидетельства переписки Блюхера с оппозицией , в которой ему предлагалась стать вероятным командующим вооруженными силами СССР вместо Ворошилова.

Основными итогами обсуждения повестки дня стало расформирование Управления ДКФ и отстранение от должности командующего Маршала Советского Союза Блюхера.

Досудебная расправа с маршалом  Блюхером

После крутой разборки Блюхера оставили в распоряжении Главного военного совета РККА и  вместе с семьей отправили в отпуск на Ворошиловскую дачу «Бочаров ручей» в Сочи. Там его с женой и братом и арестовали. Спустя три недели после своего ареста Василий Блюхер скончался от пыток в Лефортовской тюрьме: ему выбили зубы, глаз, по данным медэкспертизы смерть наступила в результате закупорки легочной артерии и оторвавшимся в результате жестоких побоев  тромбом.

Тело маршала сразу сожгли в крематории Бутырки. И только через 4 месяца, 10 марта 1939 года, судебные инстанции приговорили мертвого маршала к высшей мере наказания за «шпионаж в пользу Японии», «участие в антисоветской организации правых и в военном заговоре».

К расстрелу была приговорена первая жена и брат Блюхера. Затем расстреляли его вторую жену , а третью приговорили к восьми годам исправительно-трудовых лагерей.

Итог Хасанских боев

Последствия боев у озера Хасан были намного тяжелее, чем кажется, ведь над советской армией в мире открыто смеялись. Донесения японской разведки о более чем слабой координации советских войск были переданы союзнику Японии – Германии и сыграли очень важную роль в принятии решения о войне против СССР. Теперь никто в мире не сомневался, что СССР – лёгкая добыча. После озера Хасан СССР предстояло столкнуться с Японией у Халхин-Гола, но это уже другая история.

В марте 1956 года Главная военная прокуратура сообщила выжившим членам семьи Блюхера, что обвинения против маршала были «сфальсифицированы врагом народа Берия и его сообщниками». Вскоре Василий Константинович Блюхер был реабилитирован посмертно.

Оцените статью
Витебский Курьер
Добавить комментарий

  1. Александр Дубовицкий

    Человек с такой фамилией, это не жертва и не предатель, а анекдот

    Ответить