Просветлённый индустриальный мир Андриса Витолиньша

Скуя, Витолиньш, Латвия, Витебск Культура

В Витебском художественном музее открылась выставка «Последняя декада», продолжающая программу Дней искусства и культуры Латвии 

Витолиньш, Витебск, Скуя, Цыбульский
На открытии выставки Андриса Витолиньша. Фото Георгия Корженевского

«Таких выставок у нас в музее не было», – так сказала директор Витебского художественного музея Ольга Акуневич на мероприятии открытия, состоявшемся 19 октября. Она также предположила, что пройдя по витебским местам, художник увидит аналогичные индустриальные пейзажи, которые сможет воплотить в своём творчестве. Безусловно, подобного рода объектов в городе хватает, возникает, правда, в таком случае вопрос о причине необычности картин Андриса Витолиньша. По всей очевидности, мы сталкиваемся с совершенно уникальным взглядом на окружающую среду, и дело здесь не только в зачастую причудливом сочетании геометрических форм, которые интересны в особенности поклонникам и последователям идей Казимира Малевича, чья творческая история неразрывно связана с Витебском. В этих индустриальных пейзажах мы видим заслуживающий самого пристального внимания духовный проект.

Витолиньш, живопись, Корженевский
Творчество Андриса Витолиньша. Фото Георгия Корженевского

Куратор выставки, искусствовед Михаил Цыбульский напомнил, что отображение промышленной тематики, неиссякаемой энергии человеческого производства, хорошо известно на примере истории советского искусства. С творчеством Андриса Витолиньша здесь можно провести определённую связь:

Всем нам памятны индустриальные пейзажи, которые были очень популярны в советскую эпоху, когда художники изображали производство, даже не столько людей, сколько вот этот новый мир технического прогресса, который постепенно завоёвывал всё наше пространство.

Витолиньш, живопись, индустрия, Корженевский
Андрис Витолиньш. Световой. 2016 г.

Также и художник Александр Слепов отмечал это совершенное знание истории искусств и наличие множества содержательных параллелей, когда живописец творчески усваивает и преобразует опыт мастеров прошлого, что только усиливает его как творца:

Чувствуется, что художник впитал огромный пласт художественный культуры… У нас есть такая тенденция: либо человек «букварь» рисует, либо беспредметность. А здесь как раз та мера, когда искусство современно и по подходу, и по тематике, когда художник внедряется в суть предмета.

Слепов, Витолиньш, Витебск
Александр Слепов и Андрис Витолиньш. Фото Георгия Корженевского

Вместе с тем, творчество Андриса Витолиньша подчёркнуто отличается от произведений, воспевающих «героику трудовых будней». Если в различных течениях, продиктованных канонами социалистического реализма, прославлялась производственная активность, преобразующая окружающий мир естественной среды, то для экспонированных картин латвийского художника характерна просветлённая созерцательность. В них нет изображений человека, однако есть глобальное восприятие человеком всей протяжённости антропогенной среды. Время в них или устремляется в вечность, или уже исчезло, превратившись в пространство. Нет отдельных атомарных индивидов, есть единство Созерцаемого и Созерцателя. Это всё тот же взгляд вечного «естественного человека», предающегося глобальному созерцанию в новых цивилизационных условиях.

Витолиньш, живопись, Корженевский
Андрис Витолиньш. Šalkoņa. 2016 г.

В сущности, индустриальный мир Андриса Витолиньша – это и есть мир естественной среды, к тому же – преображённой природы, в которую человек вносит новые эстетические формы, что не вредит ей, но, напротив, одухотворяет, раскрывая в ней новые смыслы. В отличие от тех, кто предан фантазмам радикального экологизма, латвийский художник признаёт реальность себя как человека цивилизации, и стремится максимально безупречно реализовать тот творческий опыт, к которому предрасполагает техногенный мир. Такая позиция является внутренне честной и создающий особый концептуальный творческий подход, о чём и говорит сам живописец:

Я люблю природу и сельскую местность, но я городской человек. Я вырос, образно говоря, «на тротуаре», на асфальте, между автомобилями и трамваями, потому город в моей крови. Мы первое поколение подчёркнуто индустриальных людей. Мы не имеем никаких отношений с сельской местностью, у нас нет никаких корней, и я хотел показать это в своих произведениях. Человечество завораживает меня и, тем не менее, я не изображаю людей. Я пишу объекты, созданные людьми. Я наблюдаю за тем, как человечество развивается, преображая и изменяя окружающую среду, которая становится всё более урбанизированной.

Витолиньш, живопись, Витебск
Андрис Витолиньш. Фото Георгия Корженевского

Стоит также сказать, что для Беларуси и белорусов подобный просветлённый взгляд на индустриальную действительность является уникальным, помимо прочего, исходя из их социального контекста существования. В настоящее время суверенной Латвии удалось построить общество куда более гармоничное и недепрессивное по сравнению с авторитарной Беларусью, в которой гражданское общество так и не сформировано, гуманитарная деградация становится всё более очевидной, а падение экономического уровня жизни людей прикрывается откровенным государственным враньём о среднестатистическом уровне заработных плат «по пятьсот». Отсюда и куда более просветлённая нынешняя социальная реальность в странах, совершивших демократический выбор, тогда как белорусам дано видеть свет разве что в царстве природы.

Витолиньш, поле, новостойки, живопись, Корженевский
Андрис Витолиньш. Бывшее картофельное поле. 2010 г.

Выставку можно разделить на две больших части. В первой предлагаются вниманию произведения, основой которых послужила конкретная натура. Примечательно, что объекты выглядят во многих из них как живые персонажи, вступающие с созерцателем в невидимый диалог. Так, ярким примером этого служит картина с показательным названием: «Они знакомы с тобой». Другая часть выставки – произведения обобщённого, философического характера, в которых созерцание живописца передано особо концептуализированно. Название экспозиции «Последняя декада» можно воспринимать буквально, ибо представленные картины относятся к последнему десятилетию творчества художника, а можно рассматривать и символически, как на предвестие так называемой «третьей эпохи», именуемой у ряда представителей религиозной философии как «эпоха Духа».

Витолиньш, живопись, трамвай, Корженевский
Андрис Витолиньш. Они знакомы с тобой. 2013 г.

В мероприятии открытия принимал участие консул Латвийской Республики в Витебске господин Угис Скуя. Консульство Латвии неизменно принимает самое непосредственное участие в организации выставок художников своей страны и проделывает огромную работу для осуществления обмена культурным опытом, что и подчёркивали другие организаторы нынешней экспозиции. В своём выступлении г-н консул пообещал удивить и в следующем году, когда посетители смогут вновь столкнуться с неизведанным латвийским искусством и сказать, что подобных выставок ещё не было.

Скуя, Витолиньш, Латвия, Витебск
Консул Латвийской Республики в Витебске г-н Угис Скуя и Андрис Витолиньш. Фото Георгия Корженевского

Сам же Андрис Витолиньш, кроме того, что предстаёт в своей творческой ипостаси, также является лицом вполне официальным, ибо ныне находится в должности проректора Латвийской академии искусств. А география выставок его работ самая обширная – от Соединённых Штатов Америки до Объединённых Арабских Эмиратов, Индии и Китая. Среди них и Беларусь. Как отметил в своём выступлении главный специалист отдела культуры главного управления идеологической работы, культуры и по делам молодежи Витебского облисполкома Денис Юрчак, культурные мосты между нашими странами налажены, а проекты становятся всё более грандиозными.

Витолиньш, Скуя, Цыбульский, Юрчак
Андрис Витолиньш, Угис Скуя, Михаил Цыбульский, Денис Юрчак. Фото Георгия Корженевского
Оцените статью
Витебский Курьер
Добавить комментарий