Как в Витебске «фигню» показали

Культура

хитрый монах и индульгенция, супрематизм и классика, городские легенды и баллады о любви

1

17 мая Витебский художественный музей собрал всех почитателей прекрасного, которые стали участниками огромного интерактивного пространства, организованного в рамках акции «Ночь музеев».

Гуляя по этажам и залам, можно было перемещаться во времени: на глазах менялись эпохи и являли свои таланты представители различных искусств.

Никто не ушел разочарованным, ибо выбрать и правда было из чего, лишь успевай держать ухо востро, да руку на затворе фотоаппарата. Спектр развлечений весьма широк — это выступления музыкальных групп и театров, квест, инсталляции, выставки картин, экскурс в легенды и предания Витебска, шляхецкий бал, литературные чтения, показательные выступления реконструкторов и прочие перфомансы.

В закутке между залами в полутьме зазывал зевак монах-балаганщик. Здесь можно было погадать, услышать ответ о своей судьбе и даже получить индульгенцию — прощение грехов.

Правда, действует она лишь да утра, как предупреждает хитрый монах. Смеясь, зрители, получившие простительную грамоту, поспешили «обналичить» условный заем временной благочестивости у Бога.

Совершенно уникальную возможность предоставил балаганщик, приподнимая бархатные полы, он показал легендарные сокровища Замковой горы всем желающим.

22
Те самые сокровища Замковой горы. Фото Алена Евдокимова
5
Идешь в музей и получаешь там отпущение грехов. Неожиданно. Но индульгенции пользовались успехом. Фото Алена Евдокимова

Не оправдал свое название проект «Фигня» от художников Александра Слепого, Андрея Жигура и Натальи Ермоловой из творческого объединения «Корень квадратный». Картины вызвали живой интерес со стороны публики, которая пыталась разгадать их провокационный символизм и вела дискуссии на темы, жив ли супрематизм, перспективен ли и может ли быть новаторским.

16
Наталья Ермолова «Откуда прилетел самолет». Фото Алена Евдокимова
11
Супрематический полет над городом. Фото Алена Евдокимова

Не спешите возмущаться названию экспозиции, ведь в расшифровке оно звучит вполне интеллигентно и не будет вызывать диссонанса у слуха эстета — «Фигуративное новое явление», суть которого сами художники поясняют так:

«В современном изобразительном искусстве супрематизм в традиционном виде (беспредметность, безобразность) есть высшая степень воинствующего атеизма и его полное визуальное одичание. 

Фигуративный супрематизм есть плод размышления и поиска своего пути в искусстве, своей меры стилизации.

От индивидуального ничто и медитации в себе — к общечеловеческой молитве, к искусству образа и медитации с ним. Любить, ненавидеть, плакать, смеяться, общаться, волноваться, восторгаться, открывать, сопереживать, размышлять.

Самые важные знаки развития искусства:

— прибавить

— отнять

— умножить

— разделить

Равняется — знак отрицающий развитие.

Черный шар — знак завершенности.

Красный шар — процесс движения.

Белый шар — чистый дух божественного».

18
Андрей Жигур «Картина Марионетки». Фото Алена Евдокимова
19
Андрей Жигур «В ожидании чуда». Фото Алена Евдокимова
8
Александр Слепов «Рождение фигуративного супрематизма». Фото Алена Уманец

Для ценителей классического искусства работал зал с картинами художника Юделя Пэна, основавшего в Витебске в 1897 году школу живописи. Его учениками были Марк Шагал, Реймонд Брайнин, Лазарь Лисицкий, Ева Левина-Розенгольц, Илья Мазель, Оскар Мещанинов,Александр Ахола-Вало, Ефим Минин, Осип Цадкин, Елена Кабищер, Заир Азгур, Соломон Юдовин, Давид Якерсон, Илья Чашник.

Широкой публике Мастер особенно известен великолепными живыми портретами, в которых Пэн являл не только образы людей, но и ощущение той атмосферы, в которой они жили, например, изображал еврейскую бедноту в работах «Часовщик», «Старый портной», «Старый солдат».

3
Портреты кисти Юделя Пэна. Фото Алена Евдокимова
4
Чаще всего зрители замирали подольше у картины «Старик и смерть», Бесспорно, способствовавшей философским размышлениям. Фото Алена Евдокимова

Студентка ВГУ Марина  Щемелева пригласила слушателей совершить экскурс в легенды и предания витебской земли. Здесь гости вечера узнали о городских легендах: о реке Витьба, о приведениях, живущих в домах улицы Суворова, о подземных ходах под Витебском и пушкинском мосте, где влюбленные традиционно оставляют замок в день свадьбы.

13
«Почему мистика привлекает людей?» — на этот вопрос попыталась дать ответ экскурсовод Марина Щемелева. Фото Алена Уманец

Спеть и даже немного потанцевать в такт можно было на вечере клуба авторской песни под руководством Алеси Медведевой «Баллада о любви над замковой горой».

15
Звучание гитары и пианино. Фото Алена Евдокимова

О других мероприятиях «Ночи музеев» читайте в наших следующих материалах.

Оцените статью
Витебский Курьер
Добавить комментарий

  1. Юлия

    Алеся Медведева

    Ответить