хитрый монах и индульгенция, супрематизм и классика, городские легенды и баллады о любви
17 мая Витебский художественный музей собрал всех почитателей прекрасного, которые стали участниками огромного интерактивного пространства, организованного в рамках акции «Ночь музеев».
Гуляя по этажам и залам, можно было перемещаться во времени: на глазах менялись эпохи и являли свои таланты представители различных искусств.
Никто не ушел разочарованным, ибо выбрать и правда было из чего, лишь успевай держать ухо востро, да руку на затворе фотоаппарата. Спектр развлечений весьма широк — это выступления музыкальных групп и театров, квест, инсталляции, выставки картин, экскурс в легенды и предания Витебска, шляхецкий бал, литературные чтения, показательные выступления реконструкторов и прочие перфомансы.
В закутке между залами в полутьме зазывал зевак монах-балаганщик. Здесь можно было погадать, услышать ответ о своей судьбе и даже получить индульгенцию — прощение грехов.
Правда, действует она лишь да утра, как предупреждает хитрый монах. Смеясь, зрители, получившие простительную грамоту, поспешили «обналичить» условный заем временной благочестивости у Бога.
Совершенно уникальную возможность предоставил балаганщик, приподнимая бархатные полы, он показал легендарные сокровища Замковой горы всем желающим.
Не оправдал свое название проект «Фигня» от художников Александра Слепого, Андрея Жигура и Натальи Ермоловой из творческого объединения «Корень квадратный». Картины вызвали живой интерес со стороны публики, которая пыталась разгадать их провокационный символизм и вела дискуссии на темы, жив ли супрематизм, перспективен ли и может ли быть новаторским.
Не спешите возмущаться названию экспозиции, ведь в расшифровке оно звучит вполне интеллигентно и не будет вызывать диссонанса у слуха эстета — «Фигуративное новое явление», суть которого сами художники поясняют так:
«В современном изобразительном искусстве супрематизм в традиционном виде (беспредметность, безобразность) есть высшая степень воинствующего атеизма и его полное визуальное одичание.
Фигуративный супрематизм есть плод размышления и поиска своего пути в искусстве, своей меры стилизации.
От индивидуального ничто и медитации в себе — к общечеловеческой молитве, к искусству образа и медитации с ним. Любить, ненавидеть, плакать, смеяться, общаться, волноваться, восторгаться, открывать, сопереживать, размышлять.
Самые важные знаки развития искусства:
— прибавить
— отнять
— умножить
— разделить
Равняется — знак отрицающий развитие.
Черный шар — знак завершенности.
Красный шар — процесс движения.
Белый шар — чистый дух божественного».
Для ценителей классического искусства работал зал с картинами художника Юделя Пэна, основавшего в Витебске в 1897 году школу живописи. Его учениками были Марк Шагал, Реймонд Брайнин, Лазарь Лисицкий, Ева Левина-Розенгольц, Илья Мазель, Оскар Мещанинов,Александр Ахола-Вало, Ефим Минин, Осип Цадкин, Елена Кабищер, Заир Азгур, Соломон Юдовин, Давид Якерсон, Илья Чашник.
Широкой публике Мастер особенно известен великолепными живыми портретами, в которых Пэн являл не только образы людей, но и ощущение той атмосферы, в которой они жили, например, изображал еврейскую бедноту в работах «Часовщик», «Старый портной», «Старый солдат».
Студентка ВГУ Марина Щемелева пригласила слушателей совершить экскурс в легенды и предания витебской земли. Здесь гости вечера узнали о городских легендах: о реке Витьба, о приведениях, живущих в домах улицы Суворова, о подземных ходах под Витебском и пушкинском мосте, где влюбленные традиционно оставляют замок в день свадьбы.
Спеть и даже немного потанцевать в такт можно было на вечере клуба авторской песни под руководством Алеси Медведевой «Баллада о любви над замковой горой».
О других мероприятиях «Ночи музеев» читайте в наших следующих материалах.
Алеся Медведева